– Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать в словах орфограммы, повторим способы проверки слов с парными согласными в корне, будем учиться подбирать однокоренные слова, поупражняемся в разборе предложений по членам, а слов – по
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.»
Урок 22
Тема: Устаревшие и новые слова.
Цель: продолжаем знакомство с лексическим значением слов
Задачи урока:
- ознакомление учащихся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений учащихся о различиях между архаизмами и историзмами; ознакомление с понятием «неологизмы»;
- формирование у детей научного мировоззрения (умения видеть связь языка с жизнью народа, на развитие языка в связи с развитием общества); совершенствование умений работать со словарями; развитие речевых умений учащихся;
- воспитание внимательного, бережного отношения к слову.
Тип урока: освоение новых знаний
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: мультимедийный проект, презентация по теме, карточки с заданиями.
Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Объясните их смысл.
- Сегодня мы продолжим говорить лексическом значении слова.
- Какой звук отчетливо слышен во второй пословице? Охарактеризуйте его.
Пропишите букву - 1 строчку
Придумайте и запишите с ним несколько слов (Среди слов учитель вставляет слово «жалейка»)
- Объясните значение этого слова
- Что нам в этом поможет?
- Какие виды словарей вы знаете?
- В каком из них раскрывается лексическое значение слова?
- Что такое лексическое значение слова?
- Найдите значение этого слова в словаре. ( ЖАЛЕЙКА, -и, ж. Народный духовой язычковый музыкальный инструмент -деревянная трубка с раструбом из коровьего рога или бересты. Играть на жалейке. II прил. жалейковый, -ая, -ое.)
ПС
- Встречали ли вы этот предмет в быту? А слово в речи? Почему?
3. Сообщение темы и цели
─ Тема нашего урока «Устаревшие слова и новые слова»
Прочитайте слова Горация (эпиграф), объясните, как вы их понимаете.
4. Объяснение нового материала
1) Слово учителя.
─ С точки зрения активности употребления в лексике выделяют две группы – активный состав словаря и пассивный состав. Попробуйте объяснить их значение.
Пассивный состав (устаревшие слова), в свою очередь, представлен еще двумя группами - историзмы и архаизмы
Рассмотрим изображенные на слайдах вещи.
─Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вышли из употребления).
─Где мы с ними можем встретиться?
─Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы?
─Почему же мы не употребляем эти слова? (Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не употребляются).
Вывод:
- Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Например, в конце XIX — начале XX в., до появления трамвая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая, а затем и других видов транспорта, потребность в конной тяге исчезла, и слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами.
Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Например, в древнерусском языке было слово тук — «жир». Со временем в этом значении стало употребляться слово жир, первоначально обозначавшее «корм, пища», а слово тук перестало употребляться. Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами (слайды 9-10)
Помимо слов, устаревали отдельные значения многозначных слов. Так, у слова казнь в толковом словаре отмечается три значения; одно из его значений является устаревшим: «наказание, кара». Слово карта имеет пять значений, и два из них устаревшие: 1) «листок с перечнем кушаний и напитков в ресторане» (сейчас этот листок называется меню); 2) «почтовая открытка».
У историзмов в современном русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть; например, сейчас мы говорим глаз, а в древнерусском языке в этом значении употреблялось слово око.
Устаревая, одни слова не оставляют в языке следа, другие сохраняются либо в виде непроизводных основ в словах (например: вервь в слове веревка, руг — «насмешка» в слове ругать, говядо — «скот» в слове говядина, худог — «искусный» в слове художник), либо в виде самостоятельных слов в составе фразеологических оборотов, например: сокол — «старинное стенобитное орудие» во фразеологизме гол как сокол, зга — «дорога» — ни зги не видно, кол — «небольшой участок земли» — ни кола, ни двора.
Иногда устаревшие слова начинают жить новой жизнью, приобретая новое лексическое значение. Например, в 1946г. Обрели новую жизнь ранее устаревшие слова министр, министерство.
Так, сравнительно недавно утратили оттенок архаичности слова лицей, гимназия, департамент, дума (после 1917 года ХХ века они рассматривались как историзмы).
Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое).
Существуют и специальные словари устаревших слов
2) Тренировочные упражнения
Стр. 35 упр 100, 101
5. Закрепление
Найди лишнее слово (Работа по слайдам)
Выпишите слова в два столбика (слайд 18)
«историзмы», «архаизмы»:
Треуголка, веретено, чело,
глас, кафтан, рыбарь, кольчуга,
ветрило, царица, крепостной.
Попробуйте самостоятельно найти в словаре устаревшее слово, запишите его значение
6. Итог
- Что нового узнали сегодня на уроке?
-Давайте вернемся к нашему эпиграфу: «Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают, ─ так же и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие»
- Как вы понимаете последнее предложение? О тех словах, которые «родятся и крепнут, как дети» мы будем говорить на следующем уроке.