Учитель | Новикова Наталья Николаевна |
Место работы | ГБОУРО Новошахтинская школа-интернат |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Тема | Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-. |
Педагогическая цель | Создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек-. |
Тип урока | Открытие новых знаний. |
Планируемый результат | Учащиеся научатся: - применять изученные способы проверки суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-. при написании слов. -аргументировано доказывать своё мнение. |
Личностные результаты | -формирование учебно-познавательной мотивации учения; -понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; -формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; |
УУД (Метапреметные) | Регулятивные: - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; -выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); -учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; Познавательные: -осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, -устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза. Коммуникативные: -участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
Основные понятия и термины | Суффикс , русский язык. |
Образовательные ресурсы | Презентация по теме урока, проектор для демонстрации презентации к уроку, компьютеры для индивидуальной работы. Образовательная коллекция серии «1С»: тренажёр по русскому языку 1-4 классы, «Игры и задачи». |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент Цель: проверить готовность учащихся к уроку (психологический настрой) | Проверка готовности. Прозвенел звонок веселый. Мы урок начать готовы? Сегодня мы будем мыслить, думать, играть, путь к знаниям искать! Настрой на урок. | Приветствие учителя. Аутотренинг К нам без опоздания приходи, старание Помоги нам потрудиться. Очень любим мы учиться. Будем знания пополнять. И оценим их отметкой «5»! | Коммуникативные: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность. |
Вхождение в деятельность. | - Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа. Слайд. -Чему мы учимся на уроках русского языка? - Для чего мы этому учимся? Обобщение: грамотность - показатель культуры человека. Значит, на уроках русского языка мы учимся быть грамотными, а значит культурными. Отправимся в Путешествие в страну Орфография. Сделаем Остановки на станции: красиво пишу, открываем новое, поиграем в слова, поработаем индивидуально на ноутбуках с образовательной коллекцией. | Запись даты. Обсуждение слов о русском языке. | Коммуникативные: умение излагать своё мнение; Личностные: развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык; |
Каллиграфическая минутка. | Итак в путь! На строчку посмотрите, что заметили, скажите. -Кто догадался ,о чём будем говорить на уроке? | Запись в тетрадь: - Очк, еньк, лив, ик, ек, | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его; |
Актуализация знаний. Цель: актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке. Метод: беседа | Слайд. - Из каких частей состоит слово? - Какая часть служит для изменения формы слова? -Какие части служат для образования новых слов? Тренажёр «Игры» поможет нам вспомнить правило о суффиксах. Слайд . | Учащиеся вспоминают ранее изученные правила. Фронтальная работа с тренажёром «Игры на уроках». Фронтальная работа с тренажёром «Игры и задачи». Фронтальная работа с тренажёром «Игры и задачи». Фронтальная работа с тренажёром «Русский язык». | Личностные: заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Регулятивные: развивать способности индивидуального планирования |
Постановка проблемной ситуации | Предлагаю вспомнить, что вы знаете о правописании суффиксов. В какой группе слов вы столкнулись с трудностью? В стране «Невыученных уроков мальчик Витя тоже столкнулся с проблемой». | Просмотр видео фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» | Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; Личностные: заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий. Познавательные: Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. Определять умения на основе изученного правила. Определить круг своего не знаю на этом этапе урока. Коммуникативные: применять правила делового сотрудничества. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: вызвать у учеников внутреннюю потребность включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации | Слайд . -Кто из вас догадался какая тема урока? -Какую цель поставим? -Что необходимо для достижения цели? -Спланируем работу по этой проблеме . - Все задания, которые мы сегодня будем выполнять, я предлагаю оценивать по схеме: «-» - вызвало затруднение; «+» - не вызвало затруднение; «!» - необходимо повторить. Свои отметки вы будете ставить в оценочную таблицу, которая лежит перед вами. В конце урока мы подведём итог вашей деятельности. | Тема нашего урока – «Правописание суффиксов имён существительных –ик,-ек». Цель: Научиться правильно писать суффиксы. Составляют план работы: 1. Узнаю, когда в словах пишется –ек, -ик. 2. Буду учится писать слова с суффиксами –ек, -ик. 3 .Проверю себя. 4. Оценю. | Познавательные: классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: Определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: оформлять свои мысли в монологической речи . |
Новый материал. Фронтальная работа. Работа в паре. | Слайд . -Выскажите предположение, как написать правильно ключ.к, замоч.к. -Хотите, знать, как мальчик справился с заданиием? -Давайте сравним наше открытие и открытие мальчика Вити с правилом в учебнике. Слайд . Составим алгоритм проверки. Расскажите алгоритм в паре. | Просмотр видеофрагмента | Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах. Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других. Личностные: заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий. |
Закрепление изученного. Цель: активизировать мыслительные операции и усвоить полученные знания. Частично-поисковый метод -фронтальная работа; -работа в парах; -индивидуальная работа Контроль знаний. | Слайд. «Игра «Найди лишнее слово». Слайд . Классификация. Разделите слова на 2 группы. Объясните. Слайд . 1) Используя интерактивный тренажёр по русскому языку потренируемся в разделе «Учёба» применять полученные знания. Слайд. Проверить свои знания в разделе «Контроль» может каждый из вас. | Нахождение лишнего слова и объяснение выбора по признаку одинакового суффикса Классификация слов . Индивидуальная работа на ноутбуках по тренажёру. Учёба. Самопроверка. Контроль. Отметка в оценочном листе. | Познавательные: классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение работать в паре. Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные: - развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией, правилом; -продолжить работу по формированию мыслительных операций. Регулятивные осознавать познавательную задачу. Личностные: признавать свои успехи и неудачи. |
Рефлексия и оценка учащихся Цель: обобщение знаний по теме урока и получение учащимися информации о реальных результатах учения. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке Метод: проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: | - Вы славно потрудились. А теперь давайте подведем итог урока. Какую цель мы ставили в начале урока? Какие задания помогли нам достичь этой цели? Какое правило помогло нам успешно справиться с заданиями? | - Научиться писать суффиксы имён существительных: -ик, -ек | Регулятивные: оценивать учебные действия Личностные: мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания. |
Вы в течение урока оценивали свою работу. Давайте подведём итог. - Поднимите руку у кого все плюсы, у кого есть минусы; у кого есть восклицательный знак. Я хочу тоже отметить работу на уроке следующих учащихся, которые активно работали, отвечали грамотно и правильно – это… | Оценка своей деятельности. |
Наш урок подошёл к концу, и мне хотелось бы знать с каким настроением вы уйдете с урока. Рефлексия На уроке я учился… Я научился… | |
Домашнее задание: | Подобрать слова с суффиксами ик, ек. | | |