Цели: - знакомство учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные правила; - знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; - закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной; - обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; - развивать интерес у детей к русскому языку.
Оборудование: кружки-орфограммы, кроссворд, карточки для работы в парах, текст сказки, сигнальные карточки, презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с удвоенными согласными »
Урок русского языка во 2 классе по теме:
«Правописание слов с удвоенными согласными»
Цели: - продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные; - знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; - закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной; - обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; - развивать интерес у детей к русскому языку. Оборудование: кружки-орфограммы, кроссворд, карточки для работы в парах, текст сказки, сигнальные карточки, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
- Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
У меня для вассюрприз: к нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать.
Актуализация знаний
На доске запись:
Весноймашагуляетпотенистойаллее.
- Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?
(Запишите правильно это предложение к себе в тетрадь)
- Что такое аллея? — Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении? (Красные фонарики-кружки)
- А встретились ли неизвестные орфограммы? (аллея).
- Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?
- А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?
- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
Итак: кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?
«Правописание слов с удвоенными согласными»
Учебник. Слайд
с. 117, правило.
Сегодня на уроке мы должны:
• научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова в тексте;
• научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;
• выучить правило переноса данных слов.
Минутка чистописания:
лл лл
-Придумайте слова с удвоенной лл:
аллея, коллектив, иллюстрация, троллейбус
Правило: слова с удвоенной согласной переносить надо так:
ал-лея, кол-лектив, рас-сказ, суб-бота.
- Запишите эти слова и запомните правило переноса.
Словарная работа
Кроссворд (слайд)
Описание игры:
Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется вопрос-загадка. При нажатии на загадку – появляется ответ. Далее аналогично по всем вопросам.
- Отгадайте загадки.
Запишитесловарныесловас удвоенной согласной, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
Результат при сложении. (Сумма)
Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)
Собирание марок, открыток. (Коллекция)
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется …(перрон)
Проста загадка и легка:
Пишусь всегда через два к;
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я — …(хоккей)
По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все,
Называется …(шоссе)
Компьютерная, телевизионная, учебная …(программа)
Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть, у нас.
Это наш просторный …(Класс)
День и ночь стоит на крыше
Это чудо постовой:
Всё увидит, всё услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна)
- Как разделить записанные слова для переноса (устно).
- Какое слово нельзя перенести? Почему?
- Подберите однокоренные слова к слову:
Класс (классная, классики, одноклассники, классно)
Физкульминутка.
- Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?
Разминка «Головами покиваем»
Закрепление. Дифференцированная работа.
Игра «Поймай слово»
— Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети поднимают карточку скраснымцветом, а если одна согласная, то с зеленым цветом.
Задание для детей, работающих в парах: (вставить подходящее по смыслу слово, три любых предложения записать в тетрадь).
Прочитай.
Вставь в предложения пропущенные слова из правого столбика?
1. Дети нашего ……………… — это дружный .………………… .
2. По широкому ……………….. мчались машины.
3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику.
4. Осенью вся наша семья болела ………………………… .
5. ………………… туристов побывала на Красной площади.
класс
шоссе
коллектив
аллея
грипп
группа
Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового узнали?
- Какие задания вам понравились? Почему?
- Кто испытывал трудности?
- А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.
Сказка «Про девочку Аллочку» В.Волиной («Весёлая грамматика», стр.119). (Читает подготовленный ученик) Жила-была девочка Алла. Училась она во втором классе. Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку». Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали: - Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени. И Алла разучилась писать своё имя… А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала. - Почему ты плачешь? — спросила учительница. - Я не знаю, как пишется моё имя. Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала: ….
(Задание по группам: что же сказала учительница?)
…..Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как:
аттестат
аттракцион
конфетти
коттедж
оттенок
оттепель
Давайте выучим эти слова и мы! Список слов с двойными согласными (тт).
Оцените свою работу
Я все понял, могу объяснить другим – зелёный кружок.
Я понял, но у меня ещё есть вопросы – синий кружок.
Я не понял новый материал – красный кружок.
(На партах – карточки с кружочками: синий, зелёный, красный)
Домашнее задание.
Я предлагаю вам интересную работу.
Домашнее задание у каждого записано на карточках, которые лежат на парте.