Образовательная: закрепить понятие «сложные слова», и способ их образования (сложением двух корней с помощью соединительных гласных).
Развивающая: развивать умения различать, образовывать и правильно писать слова с двумя корнями; обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Тип занятия: занятие закрепления изученного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Правописание слов с двумя корнями" »
Предмет: Русский язык как неродной (3 класс)
Педагог: Алхасова Сельминаз Халидовна
Тема занятия: «Правописание слов с двумя корнями»
Цели занятия:
Образовательная: закрепить понятие «сложные слова», и способ их образования (сложением двух корней с помощью соединительных гласных).
Развивающая: развивать умения различать, образовывать и правильно писать слова с двумя корнями; обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Тип занятия: занятие закрепления изученного материала.
Программноеобеcпечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (1 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; мультимедиа система, презентация урока; рабочие тетради, сигнальные карточки красного, зелёного, жёлтого и синего цветов, рисунок солнышка и тучки прикреплены на доске.
Ход занятия
Организационный момент.
а) Создание позитивной мотивации.
- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью.
Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а не очень хорошее тучкой. (Рисунок солнышка и тучки на доске) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.
- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях дату. (Слайд 2)
б) Минутка чистописания. (Слайд 2)
а, о, е, и, я
кривой, прямой
- Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? (Буквы гласные, они могут быть в слове безударными).
-Запишите гласные в тетрадь близко к моему образцу.
-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? (Это прилагательные. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета).
-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой? (Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
- Подберите проверочные слова (устно)
(Педагог кликает мышкой на слайде, после чего в каждом слове появляется ударение и подчёркивается безударная гласная)
Рефлексия. Что будем контролировать? (правильность написания букв и их соединений)
-Как будем контролировать? (Будем сравнивать свою запись с моим образцом)
- У кого получилось написать близко к образцу моему, поднимите красный сигнальный цвет карточки. (Учащиеся поднимают нужный цвет сигнальной карточки)
в) Словарная работа (слайд 3), 2-е обуч. у доски по карточкам.
-С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря? (Закрепляем правописание словарных слов и повторяем изученные орфограммы.)
1). В..сток, в..гон, б..лет, б..седа;(о, а, и, е)
2). Инж...нер, г..гант, г…зета, з..бота;(и, и, а, а)
3). Б…тинки, б…лото, б…гаж, зап…д. (о, о, а, а)
- Запишите по строчкам только пропущенные безударные гласные через запятую.
Проверка.
- Что будем проверять? (Будем проверять правильность написания безударных гласных)
Как будем проверять? (Буду сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю)
Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно написали безударные гласные, поставьте на полях -! Если вы сомневаетесь в правильности, поставьте на полях -?
Проверка (слайд 4)
После проверки.
У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:
!! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.
!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе буквы.
?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.
?? – Сомневался в правильности и на самом деле написал гласные неверно.
Рефлексия.
Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов? (Ребята поднимают сигнальные карточки)
Словарная работа. (2 ученика выполняют работу у доски.)
– Запишите слово, поставьте ударение. Подберите родственные слова и отметьте части слова.
I вариант – к слову осина.
II вариант – к слову яблоко.
Образец.
г) Составляем предложения. Слайд 5
- Составьте предложения, употребив, в них слова из словаря. (Учащиеся устно составляют предложения).
Слайд 5. (Педагог кликает мышкой на слайде появляются слова)
Ветер, подул, снегопада, после, холодный
- Слова на слайде образуют предложение? (Нет, они не связаны по смыслу, и не выражают законченную мысль)
- Составьте предложение из этих слов, найдите главные и второстепенные члены.
После снегопада подул холодный ветер.
II. Изучение нового материала.
а) Актуализация знаний.
- Найдите в предложении сложное слово. (Сложное слово «снегопад», т.к. оно образовано сложением двух корней).
- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на занятии? (Будем говорить о словах, образованных сложением двух корней)
б) Постановка учебной задачи.
- Прочитайте тему занятия. (Правописание слов с двумя корнями) Слайд 6
- Это занятие изучения нового материала или закрепления изученного?
- Что хотите закрепить о словах с двумя корнями? Чему будете учиться на занятии? Слайд 7
Корзина идей. Слайд 8
(Используется приём технологии развития критического мышления ТРКМ. После сбора идей кликнуть мышкой на слайде. Появляются цели занятия) Слайд 9
Закрепим, как образуются слова с двумя корнями?
Будем учиться находить и образовывать сложные слова, правильно писать слова с двумя корнями)
-(Педагог обобщает ответы детей.) На уроке закрепим, какие слова называются сложными. Будем учиться различать сложные слова, правильно их писать и образовывать.
- А что вам поможет на уроке научиться правильно, писать слова с двумя корнями? (Правило, учебник, слайды, алгоритм, ЗУН, доска, учитель…)
На доске записаны слова:
Назовите слова, в которых два корня.
Выделите в словах корни и назовите букву, которая соединяет эти корни. Кто помнит, как она называется?
Коллективное выведение правила.
в) Повторение правил. Слайд 10
– Обращаемся к нашему первому помощнику – правилу. Опираясь на примеры слов в тетрадях и в упражнении __ (учебник), сформулируйте правило о том, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.
- Как называются слова, у которых два корня? (Педагог кликает мышкой на слайде и появляются ответы)
- Как образуются сложные слова? (Слова образуются сложением двух корней с помощью гласных –О-, -Е-)
- Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? ((Гласные, которые соединяют корни в сложных словах, называются соединительными)
а) Тренировка в составлении слов с двумя корнями Слайд 11
- Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначьте корень в словах и подчеркните соединительные гласные.
Ходит пешком – пешеход Лес рубит - лесоруб
Сам летает – (самолёт) Лазит по скалам - Скалолаз
Сам варит - самовар
-Чему учились, выполняя это задание?
Как образовали новое слово? (Два корня соединили гласными –О-,-Е-)
- Кому было легко образовывать сложные слова? (поднимают сиг. карточки)
IV. Физминутка
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
Гимнастика для глаз «Филин»
Закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть вдаль, и не моргать)
V. Самостоятельная работа. (Слайд 12)
Отработка умений образовывать слова с двумя корнями.
– Как же можно построить новые слова? Вспомним алгоритм.
Найти корни двух слов; 2) Выбрать соединительную гласную; 3) Соединить два корня с помощью букв –о- или –е-.)
море катает
рыба ходит
вода ловит
сам падает
каша варит
- Попробуйте построить новые слова с корнями слов первого и второго столбика, при помощи соединительных гласных –о-, -е-.
Проверка.
- Что будем проверять? (Будем проверять, правильно ли составили сложные слова)
Как будем проверять? (Буду слушать ответ товарища, и сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю)
Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно построили сложное слово, поставьте на полях -! Если вы сомневаетесь в правильности, поставьте на полях -?
Проверка Слайд 13
После проверки.
У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:
!! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.
!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку
?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.
?? – Сомневался в правильности и на самом деле выполнил неверно
Рефлексия.
-Насколько хорошо вы усвоили, как можно образовать слово с двумя корнями? (Ребята поднимают сигнальные карточки)
VI. Закрепление изученного материала.
а) Поиск слов с соединительными гласными
(Работа в паре)
Работа по учебнику стр. 101 упр.2.
-Прочитайте стихотворения. Подумайте в паре и найдите слова с двумя корнями.
Шёл Егор Листопад, И шумит,
Через бор. Листопад - Как водопад,
Видит: Пенится Каждая
Вырос мухомор. Тропинка, Осинка!
Проверка.
-Какие слова в стихотворении имеют два корня? (Мухомор, листопад, водопад)
На доске: - Эти сложные слова составил Коля.Прав ли он? Предложите свои примеры сложных слов.
б) Игра-соревнование по вариантам.
Описание. Обучающиеся за определённое время должны составить сложные слова с заданными корнями:
I вариант – сам -
Водолаз, водовоз, водонос, водопад, водопровод.
II вариант – вод -
Самолет, самосвал, самокат, самовар, самоход.
в) Выборочный диктант. (Резерв)
- Продолжаем учиться находить слова с двумя корнями.
- Я диктую по два слова. Вы записываете только слова, у которых два корня. Выделить корни и подчеркнуть соединительную гласную.
Снежинка, снегопад;
Водичка, водолаз;
Звездопад, звёздочка.
Проверка. (Самооценка перед проверкой : !, ?)
После проверки. (У ребят после проверки на полях появляется рисунок: !!, !?, ?!, ??)
Рефлексия:
- Насколько хорошо я научился находить слова с двумя корнями и правильно их писать? (поднимают сигнальные карточки)
в) Итог занятия. Слайд 14
-Чему научились сегодня на занятии? (Учились находить и образовывать слова с двумя корнями)
-Как можно составить сложное слово? (Нужно соединить два корня с помощью гласных –О-, -Е-.)
г) Рефлексия. Слайд 15
- Поднимите красный сигнальный цвет карточки, если вы считаете, что занятие прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить слова с двумя корнями, правильно их писать и можете помочь другим.
- Поднимите жёлтый сигнальный цвет, если вы считаете, что научились находить слова с двумя корнями, но вам ещё нужна помощь.
- Поднимите зелёный сигнальный цвет, если вы считаете , что было трудно на занятии.
- С каким настроением заканчиваете занятие? Что мне оставить на доске солнышко или тучку? (Учащиеся поднимают сигнальные карточки)
2. История слова благодарить - подготовить по желанию.
Слайд 16. Молодцы! Спасибо за занятие
Используемая литература:
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч – 1, (С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.), 3-е издание, переработанное. - М: Вентана-Граф, 2013 г.-160 с.: ил.
Русский язык: 3 класс: поурочные планы / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. -М: Вентана-Граф, 2013.-464 с.- (Начальная школа 21 века).