Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок пре- - при-»
Класс:11 Предмет: русский язык
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
Тема : Грамматические нормы .Повторение.
Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (4 ,6,7).
Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.
Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.
Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации слайдов, сопровождающих различные этапы урока.
Ход урока.
Слайд 1,2
Организационный момент: проверка готовности к уроку, настрой на работу.
Актуализация опорных знаний. Мотивационный этап.
Слово учителя. Беседа:
- Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний о русском языке:
«Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» (Л. Щерба) (Лев Влади́мирович Ще́рба- российский и советский лингвист, специалист по языкознанию)
-Как Вы понимаете эти слова ?
-Что значит язык нормируемый ? (т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам)
-Давайте сформулируем ,что такое норма применительно к языку ?
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
-Зачем нужны нормы ?
- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?
-Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
- Какова цель нашего урока? (чего мы хотим достичь?)
Орфоэпическая минутка.Слайд
Задание: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение).
Красивее камбала обеспечение вероисповедание торты плесневеть ходатайство
жалюзи звонишь генезис исчерпать каталог мастерски брала начался доверху
Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки).
Ударение свободное ( на любом слоге), подвижное (меняет место в зависимости от формы слова), изменчивое (меняется с течением времени).
Р. в данном задании нет чёткого алгоритма действия, чтобы не ошибаться нужно постоянно тренироваться, проговаривать, в случае затруднения обращаться к словарю.
Обязательно выучить к экзамену орфографический минимум.
-Ребята, чтобы не ошибиться и правильно выполнить это задание вам нужно было соблюдать нормы русского языка , отражающие правила произношения, ударения.
-С какими языковыми нормами мы работали?
- Какие основные нормы кроме орфоэпических , вы знаете ?
2.Грамматика. Следующее задание называется «Лови ошибку»
Оформляется письменно в листок (тетрадь),один ученик у доски записывает в исправленном виде , указывает ошибку.
1 .Укажите примеры с ОШИБКОЙ в образовании формы слова. Исправьте ошибки.
1) троих велосипедистов - (трёх)
2) езжай быстрее - (поезжай )
3) пара чулков -
4) наиболее правильней -
5) ложите на парту -
6) страховые полиса -
7) С ихней девочкой -
8) К восьмиста ученикам -
3.Самостоятельная работа в парах.(после выполнения обмениваются тетрадями , проверяют друг у друга ) .После выполнения комментируют.
Выполните тест, записав правильный вариант ответа.
Обратимся к заданию ЕГЭ 6
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
– более пятиста человек, инженеры, наисложнейший, в день именин;
– на берегу, промок, горячие супы, с обеими учениками;
– чистейший снег, устные выговора, две тысячи пятым годом, талантливых песен;
– пять пихт, самый красивейший, более двух тысяч человек, испеки пирог;
– пять апельсинов, пара носков, ляжьте на пол, свыше ста метров;
– семьюдесятью процентами, в полтора литрах киселя, более резкое движение;
- несколько пар туфелЬ, пять килограммов макаронов, черный кофе, лодки без доньев;
- банковские счета, выступавшие лекторы, взвесьте пять помидор, более высокий
Слайд с правильными ответами
(физминутка)
4.
-С какими нормами работали? (морфологическими)
Морфологические нормы – это правила образования форм слов разных частей речи.
- Какие нормы ёще есть в русском языке? Какие нормы называются синтаксическими?
( Синтаксические нормы — это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений)
- Назовите типы грамматических ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм, приведите примеры, записанные вами в ходе выполнения домашнего задания к итоговому уроку.
(Учащиеся зачитывают примеры в соответствии с типологией синтаксических ошибок:
-нарушение норм согласования;
-нарушение норм управления;
-нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
-ошибки в построении предложения с однородными членами;
-ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом;
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Все были счастливы и весёлые.
(счастливы и веселы; счастливые и весёлые)
Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет его строгой красоты.
(не забудут)
Нарушение согласования
Видна пара окон, занавешенные шторой.
(занавешенных)
Одной из форм духовной жизни, важным для человека, стало искусство.
(важной)
Ошибки в использовании видо-временных форм глагола
Я живу в Лермонтове и была счастлива.
(живу и счастлива; жила и была счастлива)
Ошибки в предложениях с причастным оборотом
Дорожка покрыта тающим снегом под ногами.
(Дорожка покрыта снегом, тающим по ногами)
Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом
Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.
(Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть)
Ошибки в построении СПП
Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать)
Смешение прямой и косвенной речи
Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.
(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)
Нарушение границ предложения
Была уже ночь. Когда я вернулся домой.
(Была уже ночь, когда я вернулся домой)
5.Обратимся к заданию ЕГЭ 7
Комментированное письмо. Коллективная работа.
Записать предложения, представленные на слайде, в исправленном виде, объяснить нарушение синтаксических норм.
1). Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели.
(Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Верно: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели.)
2).Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране.
(Ошибка в построении предложения с однородными членами, связанными двойными союзами. Верно: Пресса следит за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране).
3).Согласно нового расписания, поезд прибывает в Москву в шесть часов утра. (Ошибка в управлении.Предлог согласно требует от существительного дат.пад. Верно: Согласно новому расписанию, поезд прибывает в Москву в шесть часов).
4).Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. Верно: Когда мы подъезжали к городу, начался сильный ветер).
6.Работа в группах РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.
Задание:
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки.(Слайд)
Задание:
Найти предложения с грамматическими (синтаксическими) ошибками.
Выписать эти предложения в тетради в исправленном виде.
Цель: выявить способности учащихся видеть ошибки, исправлять и классифицировать их.
А. Это был настоящий подвиг русского солдата, верному долгу и Родине. (неправильное построение предложения с причастным оборотом)
Б. В районной газете «Светлом пути» была опубликована статья о нашей школе.( ошибка в построении предложения с несогласованным приложением)
В.Все, кто побывали в Мещерском крае, ощутили его притягательную силу, прелесть русской природы. (нарушение связи между подлежащим и сказуемым)
Г. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать ( неправильное построение предложения с косвенной речью)
Д. С.Есенин очень любил и восхищался своей «голубой Русью».( ошибка в построении предложения с однородными членами)
Е.Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать.(неправильное построение предложения с деепричастным оборотом)
Ж. Согласно прогноза погоды, снег выпадет в конце месяца. (неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом)
7. РЕФЛЕКСИЯ
Цель: научить правильно оценивать результаты, обобщать, делать выводы, ставить задачу на будущее.
Я справился (не справился)….
Я смог (не смог)….
У меня получилось (не получилось)…
Я доволен(не доволен) собой …
Мне было трудно…
Мне было легко…
Мне необходимо поработать над…
Всем спасибо, молодцы. Подведём итоги.
-Какова была цель нашего урока? Добились цели?
-Узнали ли вы что-то новое и полезное на уроке?
- Выполни ли мы с вами поставленные цели и задачи?
-Понятно ли нам теперь, что значит говорить и писать правильно?
- Какие пробелы в своих знаниях вы обнаружили в ходе урока?
И подводя итог нашего с вами урока, я хотела бы задать вам ещё одно небольшое задание творческого характера. Так мы говорили сегодня о культуре речи и языковых нормах, то прошу вас составить текст в форме пятистишия по теме «Литературная норма».
План - схема пятистишия: 1.Существительное (Литературная норма)
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Одно предложение.
5. Ассоциативный ряд.
Заключение
По словам известного русского ученого-лингвиста Г.О.Винокура, соответствие речи языковым нормам является «фундаментом, на котором строится речь умелая, искусная». Обучение нормам современного русского литературного языка — очень важная часть школьной программы . Эти знания необходимы не только для успешной сдачи ЕГЭ. Они, несомненно, позволят нашим выпускникам стать успешными людьми.
8.Домашнее задание
1.Готовиться к контрольной работе «Грамматические нормы»
Приготовить тематический тест для своего одноклассника по заданиям 6-7
9. Список литературы для педагогов
1. Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Русский язык и культура речи.Практикум.- Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002.
2. .Львова С.И. Язык и речевое общение.-М.:1991.
3. Скворцов Л.И. Культура русской речи:словарь- справочник- М.:2003.