kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание приставок пре- - при-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.формирование прочных и устойчивых знаний по теме(умение различать приставки пре-;при-),научить использовать правило в практической деятельности.

2.развивать речь, умение последовательно и логично излагать свои мысли, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

3.воспитывать стремление к знаниям, формирование нравственно -эстетически целостной личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок пре- - при-»

 Класс: 11 Предмет:   русский язык

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Тема : Грамматические нормы .Повторение.

Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (4 ,6,7).

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации слайдов, сопровождающих различные этапы урока.

Ход урока.

Слайд 1,2

  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, настрой на работу.

  2. Актуализация опорных знаний. Мотивационный этап.


Слово учителя. Беседа:

- Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний о русском языке:

«Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» (Л. Щерба) (Лев Влади́мирович Ще́рба- российский и советский лингвист, специалист по языкознанию)


-Как Вы понимаете эти слова ?

-Что значит язык нормируемый ? (т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам)


-Давайте сформулируем ,что такое норма применительно к языку ?


Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.


-Зачем нужны нормы ?

- Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

-Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

- Какова цель нашего урока? (чего мы хотим достичь?)


  1. Орфоэпическая минутка. Слайд


Задание: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение).


Красивее камбала обеспечение вероисповедание торты плесневеть ходатайство

жалюзи звонишь генезис исчерпать каталог мастерски брала начался доверху

Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки).

Ударение свободное ( на любом слоге), подвижное (меняет место в зависимости от формы слова), изменчивое (меняется с течением времени).

Р. в данном задании нет чёткого алгоритма действия, чтобы не ошибаться нужно постоянно тренироваться, проговаривать, в случае затруднения обращаться к словарю.

Обязательно выучить к экзамену орфографический минимум.


-Ребята, чтобы не ошибиться и правильно выполнить это задание вам нужно было соблюдать нормы русского языка , отражающие правила произношения, ударения.

-С какими языковыми нормами мы работали?

- Какие основные нормы кроме орфоэпических , вы знаете ?

Грамматические нормы (словообразовательные , морфологические, синтаксические)


2.Морфологические нормы – это правила образования форм слов разных частей речи.

Таблица 1.Типы Морфологических ошибок. Карточка 1)

Типы морфологических ошибок

Примеры из материалов ЕГЭ

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый (трудолюбивый)

Ошибочное образование формы:

1. Существительного


Опытные бухгалтера (бухгалтеры)

вкусные торта (торты)

пара ботинков (ботинок)

пара сапогов (сапог)

рота солдатов (солдат)

несколько абзацей (абзацев)

юных плясуньев (плясуний)

2. Прилагательного

самый красивейший (самый красивый)

длиньше ногтя (длиннее)

слаже (слаще)

3. Числительного

с пятистами рублями (с пятьюстами)

в двухсот метрах (в двухстах)

4. Местоимения

ихнюю вещь (их вещь)

5. Глагола

Едь вперёд (поезжай)

ляжьте на коврик (лягте)

выбежи (выбеги)

попробывает (попробует)




2.Грамматика. Следующее задание называется «Лови ошибку»


Оформляется письменно в листок (тетрадь),один ученик у доски записывает в исправленном виде , указывает ошибку.


1 .Укажите примеры с ОШИБКОЙ в образовании формы слова. Исправьте ошибки.

1) троих велосипедистов - (трёх)

2) езжай быстрее - (поезжай )

3) пара чулков -

4) наиболее правильней -

5) ложите на парту -

6) страховые полиса -

7) С ихней девочкой    -                 

8) К восьмиста ученикам      -       



3.Самостоятельная работа в парах.(после выполнения обмениваются тетрадями , проверяют друг у друга ) .После выполнения комментируют.



Выполните тест, записав правильный вариант ответа. 

Обратимся к заданию ЕГЭ 6

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

– более пятиста человек, инженеры, наисложнейший, в день именин;

– на берегу, промок, горячие супы, с обеими учениками;

– чистейший снег, устные выговора, две тысячи пятым годом, талантливых песен;

– пять пихт, самый красивейший, более двух тысяч человек, испеки пирог;

– пять апельсинов, пара носков, ляжьте на пол, свыше ста метров;

– семьюдесятью процентами, в полтора литрах киселя, более резкое движение;

- несколько пар туфелЬ, пять килограммов макаронов, черный кофе, лодки без доньев;

- банковские счета, выступавшие лекторы, взвесьте пять помидор, более высокий



Слайд с правильными ответами

(физминутка)


4.

-С какими нормами работали? (морфологическими)

Морфологические нормы – это правила образования форм слов разных частей речи.


- Какие нормы ёще есть в русском языке? Какие нормы называются синтаксическими?

( Синтаксические нормы — это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний и предложений)

- Назовите типы грамматических ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм, приведите примеры, записанные вами в ходе выполнения домашнего задания к итоговому уроку.

(Учащиеся зачитывают примеры в соответствии с типологией синтаксических ошибок:

-нарушение норм согласования;

-нарушение норм управления;

-нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

-ошибки в построении предложения с однородными членами;

-ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом;

-ошибки при построении сложного предложения).


Таблица 2. Типы синтаксических ошибок. (Раздаточный материал. Карточка 3)

Типы синтаксических ошибок

Примеры из материалов ЕГЭ

Нарушение согласования сказуемого с подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре

(участвовали)

Нарушение правил управления

Вопреки установившихся правил

(установившимся правилам)

Благодаря своего особого таланта

(благодаря своему особому таланту)

Вследствие печальным обстоятельствам

(печальных обстоятельств)

Подобно блеска кованого серебра

(подобно блеску)

Согласно приказа (приказу)


Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были счастливы и весёлые.

(счастливы и веселы; счастливые и весёлые)

Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет его строгой красоты.

(не забудут)

Нарушение согласования

Видна пара окон, занавешенные шторой.

(занавешенных)

Одной из форм духовной жизни, важным для человека, стало искусство.

(важной)

Ошибки в использовании видо-временных форм глагола

Я живу в Лермонтове и была счастлива.

(живу и счастлива; жила и была счастлива)

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами.

(Дорожка покрыта снегом, тающим по ногами)

 


Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть)

 


Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.

(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать)

 


Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

 


Нарушение границ предложения

Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой)

 



5.Обратимся к заданию ЕГЭ 7

Комментированное письмо. Коллективная работа.


Записать предложения, представленные на слайде, в исправленном виде, объяснить нарушение синтаксических норм.

1). Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели.

(Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Верно: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели.)


2).Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране.

(Ошибка в построении предложения с однородными членами, связанными двойными союзами. Верно: Пресса следит за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране).


3).Согласно нового расписания, поезд прибывает в Москву в шесть часов утра. (Ошибка в управлении.Предлог согласно требует от существительного дат.пад. Верно: Согласно новому расписанию, поезд прибывает в Москву в шесть часов).

4).Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. Верно: Когда мы подъезжали к городу, начался сильный ветер).



6.Работа в группах РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.

Задание:

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки.(Слайд)


Задание:

Найти предложения с грамматическими (синтаксическими) ошибками.

Выписать эти предложения в тетради в исправленном виде.


Цель: выявить способности учащихся видеть ошибки, исправлять и классифицировать их.



А. Это был настоящий подвиг русского солдата, верному долгу и Родине. (неправильное построение предложения с причастным оборотом)


Б. В районной газете «Светлом пути» была опубликована статья о нашей школе.( ошибка в построении предложения с несогласованным приложением)


В.Все, кто побывали в Мещерском крае, ощутили его притягательную силу, прелесть русской природы. (нарушение связи между подлежащим и сказуемым)


Г. Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать ( неправильное построение предложения с косвенной речью)


Д. С.Есенин очень любил и восхищался своей «голубой Русью».( ошибка в построении предложения с однородными членами)


Е.Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать.( неправильное построение предложения с деепричастным оборотом)


Ж. Согласно прогноза погоды, снег выпадет в конце месяца. (неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом)



7. РЕФЛЕКСИЯ

Цель: научить правильно оценивать результаты, обобщать, делать выводы, ставить задачу на будущее.

Я справился (не справился)….

Я смог (не смог)….

У меня получилось (не получилось)…

Я доволен(не доволен) собой …

Мне было трудно…

Мне было легко…

Мне необходимо поработать над…



Всем спасибо, молодцы. Подведём итоги.

-Какова была цель нашего урока? Добились цели?

-Узнали ли вы что-то новое и полезное на уроке?

- Выполни ли мы с вами поставленные цели и задачи?

-Понятно ли нам теперь, что значит говорить и писать правильно?

- Какие пробелы в своих знаниях вы обнаружили в ходе урока?


И подводя итог нашего с вами урока, я хотела бы задать вам ещё одно небольшое задание творческого характера. Так мы говорили сегодня о культуре речи и языковых нормах, то прошу вас составить текст в форме пятистишия по теме «Литературная норма».

План - схема пятистишия: 1.Существительное (Литературная норма)


2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Одно предложение.

5. Ассоциативный ряд.

Заключение


По словам известного русского ученого-лингвиста Г.О.Винокура, соответствие речи языковым нормам является «фундаментом, на котором строится речь умелая, искусная». Обучение нормам современного русского литературного языка — очень важная часть школьной программы . Эти знания необходимы не только для успешной сдачи ЕГЭ. Они, несомненно, позволят нашим выпускникам стать успешными людьми.



8.Домашнее задание

1.Готовиться к контрольной работе «Грамматические нормы»

Приготовить тематический тест для своего одноклассника по заданиям 6-7



9. Список литературы для педагогов


1. Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Русский язык и культура речи.Практикум.- Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002.

2. .Львова С.И. Язык и речевое общение.-М.:1991.

3. Скворцов Л.И. Культура русской речи:словарь- справочник- М.:2003.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Правописание приставок пре- - при-

Автор: Константинова Анна Александровна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 254127

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Правописание приставок пре -, при -"
    ["seo_title"] => string(29) "pravopisaniiepristavokpriepri"
    ["file_id"] => string(6) "319809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460961056"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока  русского языка  "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokarusskoghoiazykapravopisaniiepristavokpriepri"
    ["file_id"] => string(6) "285156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454091870"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка 6 класс "Правописание приставок -пре-при" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-pravopisaniie-pristavok-prie-pri"
    ["file_id"] => string(6) "245143"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446058499"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Технологическая карта урока на тему "Правописание приставок  -пре и -при. "
    ["seo_title"] => string(77) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "239072"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444718221"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) ""ПРЕодолевая ПРИтяжение" Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- "
    ["seo_title"] => string(64) "prieodolievaia-pritiazhieniie-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "105454"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402854040"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства