kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание приставок пре- и при-. Урок русского языка в 6 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в 6 классе как урок совершенствования знаний, умений и навыков. Применяется при обобщении изученного материала. Проработав данные упражнения учащиеся получат возможность обобщть, систематизировать и закрепить знания. Правописание слов с приставками пре- и при- не будет вызывать трудностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок пре- и при-. Урок русского языка в 6 классе. »

Правописание приставок  ПРЕ-/ПРИ- Урок-практикум 6 класс Пытько Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ№ 6 г. Боготол  2015 г. school6bogotol@mail.ru

Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-

Урок-практикум

6 класс

Пытько Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ№ 6

г. Боготол

2015 г.

[email protected]

Тип урока:  Урок совершенствования знаний, умений и навыков Вид урока: Урок-практикум

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока:

Урок-практикум

Цель урока:  1 . Закрепление изученного материала.  2. Создание микротекста.   Задачи: 1. Повторить правило. 2. Отработать слова с трудными случаями написания. 3. Провести комплексный анализ текста. 4. Создать собственный микротекст.

Цель урока: 1 . Закрепление изученного материала. 2. Создание микротекста.

Задачи:

1. Повторить правило.

2. Отработать слова с трудными случаями написания.

3. Провести комплексный анализ текста.

4. Создать собственный микротекст.

Ход урока: 1. Оргмомент.  2. Словообразовательный анализ: Определите, от какого слова и с помощью каких морфем образованы данные слова: Пререкаться  ______________________ Присказка  ________________________

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Словообразовательный анализ:

  • Определите, от какого слова и с помощью каких морфем образованы данные слова:

Пререкаться  ______________________

Присказка  ________________________

Задание 1. Рассмотрите таблицу и дополните её пунктами правила в соответствии с группами слов по значению. Приставка Пункт правила  Примеры  А) Прийти, прилететь, привязать, принести, приклеить, пришить, прибыть, пририсовать.   Б) Приснилось, пристукнуть, придумать, присвоить, прикарманить, прикупить. В) Присесть, прикоснуться, прихрамывать, приподнять, приумолк, приоткрыть, притормозить.   Г) Приамурье, пристанционный, приморский, приусадебный, пристройка, пришкольный. Д) Преградить, прервать, преобразить, преступить (закон), пререкаться. ПРИ- ПРЕ- Е) Премилый, прекрасный, превесёлый, премудрый.

Задание 1. Рассмотрите таблицу и дополните её пунктами правила в соответствии с группами слов по значению.

Приставка

Пункт правила

Примеры

А) Прийти, прилететь, привязать, принести, приклеить, пришить, прибыть, пририсовать.

Б) Приснилось, пристукнуть, придумать, присвоить, прикарманить, прикупить.

В) Присесть, прикоснуться, прихрамывать, приподнять, приумолк, приоткрыть, притормозить.

Г) Приамурье, пристанционный, приморский, приусадебный, пристройка, пришкольный.

Д) Преградить, прервать, преобразить, преступить (закон), пререкаться.

ПРИ-

ПРЕ-

Е) Премилый, прекрасный, превесёлый, премудрый.

Пункты правила:

Пункты правила:

  • Приближение, присоединение, прибавление.
  • Расположение, нахождение вблизи, около чего-нибудь.
  • Приставка синонимична приставке ПЕРЕ-.
  • Неполнота действия.
  • Значение приставки синонимично значению ОЧЕНЬ.
  • Доведение действия до конца.
Задание 2. Ниже даны словарные статьи из «Словаря русского языка» под редакцией С.И.Ожегова. Восстановите словарные статьи, вставляя подходящие по смыслу слова. Восстановите примеры.  ____________________ - поддаться очарованию, соблазну чего-либо. ___________________ обещаниями. ____________________ - 1. Глубоко пренебрежительное отношение к чему- или кому-нибудь. __________________ к предателю. 2. Полное безразличие к чему-нибудь опасному из-за отсутствия боязни. _________________ к смерти.  ____________________ - 1. Гнаться за кем-нибудь с целью поимки. ______________________ врага. 2. перен. Неотступно следовать за кем-нибудь. 3. перен. Не оставлять в покое, мучить (о мысли, чувстве и т.п.). Его __________________ воспоминания. _____________________ - сообщать, советуя, наставляя. _________  ______________ в институте. 5) _____________________ - 1. Вычурный, замысловатый. ___________  ___________ наряд. 2. Капризный, с причудами (разг.) ____________  ____________ старик.

Задание 2. Ниже даны словарные статьи из «Словаря русского языка» под редакцией С.И.Ожегова. Восстановите словарные статьи, вставляя подходящие по смыслу слова. Восстановите примеры.

  • ____________________ - поддаться очарованию, соблазну чего-либо. ___________________ обещаниями.
  • ____________________ - 1. Глубоко пренебрежительное отношение к чему- или кому-нибудь. __________________ к предателю. 2. Полное безразличие к чему-нибудь опасному из-за отсутствия боязни. _________________ к смерти.

  • ____________________ - 1. Гнаться за кем-нибудь с целью поимки. ______________________ врага. 2. перен. Неотступно следовать за кем-нибудь. 3. перен. Не оставлять в покое, мучить (о мысли, чувстве и т.п.). Его __________________ воспоминания.
  • _____________________ - сообщать, советуя, наставляя. _________

______________ в институте.

5) _____________________ - 1. Вычурный, замысловатый. ___________

___________ наряд. 2. Капризный, с причудами (разг.) ____________

____________ старик.

6) ____________________ - 1. Поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. Вредная ________________. 2. Навык, умение (прост.). На всякое дело нужна __________________.   7) ________________ - 1. Отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого- или что-нибудь. Особые __________  _______. 2. В суеверных представлениях: предвестие чего-нибудь. Дурная ___________________.   8) ____________________ - 1. Попросить прийти. _______________ в гости. 2. Попросить выполнить какую-либо работу, поручение. _____________________ консультанта.    Слова для работы: прельщаться, презрение, преследовать, причудливый, привычка, примета, преподавать, пригласить.

6) ____________________ - 1. Поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. Вредная ________________. 2. Навык, умение (прост.). На всякое дело нужна __________________. 7) ________________ - 1. Отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого- или что-нибудь. Особые __________ _______. 2. В суеверных представлениях: предвестие чего-нибудь. Дурная ___________________. 8) ____________________ - 1. Попросить прийти. _______________ в гости. 2. Попросить выполнить какую-либо работу, поручение. _____________________ консультанта. Слова для работы: прельщаться, презрение, преследовать, причудливый, привычка, примета, преподавать, пригласить.

Задание 3. Восстановите текст, вставив подходящие по смыслу глаголы. Определите способ связи предложений в тексте. Перепишите текст в тетрадь.  Цыплёнок при____________ в гости к червяку, съел его и начал ползать. При________________ в гости к бабочке, съел её и начал летать. При_____________________ в гости к кузнечику, съел его и начал прыгать. При_________________ в гости к рыбе, съел её и начал плавать. Плавал, плавал, увидел камень, проглотил его и утонул.  Не будет есть кого попало. (Ковригина Аня, 11 лет)

Задание 3. Восстановите текст, вставив подходящие по смыслу глаголы. Определите способ связи предложений в тексте. Перепишите текст в тетрадь.

Цыплёнок при____________ в гости к червяку, съел его и начал ползать. При________________ в гости к бабочке, съел её и начал летать. При_____________________ в гости к кузнечику, съел его и начал прыгать. При_________________ в гости к рыбе, съел её и начал плавать. Плавал, плавал, увидел камень, проглотил его и утонул.

Не будет есть кого попало.

(Ковригина Аня, 11 лет)

Задание 4 . Внимательно прочитайте текст. Восстановите текст, вставив подходящее по смыслу слово.  Старый русский город не противостоит природе. Он идёт к природе через _______________ . «________________» - это слово, как нарочно созданное, чтобы соединить представление о городе и природе. ______________ - при городе, но он и при природе. _____________ - это деревня с деревьями , с деревянными полудеревенскими домами. Сотни лет назад он прильнул к огородам и садам, к стенам города, к валу и рву, он прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. (Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном») Выполните задание после текста (ответьте на вопросы).

Задание 4 . Внимательно прочитайте текст. Восстановите текст, вставив подходящее по смыслу слово.

Старый русский город не противостоит природе. Он идёт к природе через _______________ . «________________» - это слово, как нарочно созданное, чтобы соединить представление о городе и природе. ______________ - при городе, но он и при природе. _____________ - это деревня с деревьями , с деревянными полудеревенскими домами. Сотни лет назад он прильнул к огородам и садам, к стенам города, к валу и рву, он прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы.

(Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»)

Выполните задание после текста (ответьте на вопросы).

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

  • Какое слово вы вставили в текст?
  • Какие слова объединяет в слове «пригород» автор?
  • Какое значение хотел вложить Д.С.Лихачёв в слово «пригород»?
  • Как вы думаете, почему этот текст опубликован (является частью сборника) «Письма о добром и прекрасном»?
  • Определите, как связаны между собой предложения? Зачем автор повторяет слово «пригород» подряд в нескольких предложениях?
  • Сколько в предложении 6 рядов однородных членов? Составьте схемы этих рядов.
  • Почему слово «пригород» пишется с приставкой ПРИ-?
Задание 5. 1) Прочитайте статью из словаря С.И.Ожегова о слове «присказка» и представленный отрывок-присказку из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок».  1) Присказка - 1. Род зачина или концовки в народной сказке. Это ещё присказка, а сказка будет впереди. 2. Прибаутка, а также постоянно повторяемое кем-нибудь выражение. Любимая присказка. 2) Начинается рассказ   Как на море-окияне От Ивановых проказ,   И на острове Буяне И от сивка, и от бурка,   Новый гроб в лесу стоит, И от вещего каурка.   В гробе девица лежит; Козы на море ушли;   Соловей над гробом свищет; Горы лесом поросли;   Чёрный зверь в дубраве рыщет; Конь с златой узды срывался,  Это присказка, а вот – Прямо к солнцу поднимался;  Сказка чередом пойдёт. Лес стоячий под ногой, Сбоку о  блак громовой; Ходит о  блак и сверкает, Гром по небу рассыпает. Это присказка: пожди Сказка будет впереди.

Задание 5. 1) Прочитайте статью из словаря С.И.Ожегова о слове «присказка» и представленный отрывок-присказку из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок».

1) Присказка - 1. Род зачина или концовки в народной сказке. Это ещё присказка, а сказка будет впереди. 2. Прибаутка, а также постоянно повторяемое кем-нибудь выражение. Любимая присказка.

2) Начинается рассказ Как на море-окияне

От Ивановых проказ, И на острове Буяне

И от сивка, и от бурка, Новый гроб в лесу стоит,

И от вещего каурка. В гробе девица лежит;

Козы на море ушли; Соловей над гробом свищет;

Горы лесом поросли; Чёрный зверь в дубраве рыщет;

Конь с златой узды срывался, Это присказка, а вот –

Прямо к солнцу поднимался; Сказка чередом пойдёт.

Лес стоячий под ногой,

Сбоку о  блак громовой;

Ходит о  блак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди

Сказка будет впереди.

2) Какова роль присказки в тексте? 3) Попробуйте написать небольшой связный текст о слове «присказка», подобно тому, как написал о пригороде Д.С.Лихачев . Домашнее задание:

2) Какова роль присказки в тексте?

3) Попробуйте написать небольшой связный текст о слове «присказка», подобно тому, как написал о пригороде Д.С.Лихачев .

Домашнее задание:

  • Прочитать п.31.
  • Выполнить письменно упр. 329.
Пререкаться  речь Присказка  сказка

Пререкаться  речь

Присказка  сказка

Ответы к Заданию 1.  1 – А)   4 – В)  2 – Г)   5 – Е)  3 – Д)   6 – Б)

Ответы к Заданию 1. 1 – А) 4 – В) 2 – Г) 5 – Е) 3 – Д) 6 – Б)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание приставок пре- и при-. Урок русского языка в 6 классе.

Автор: Пытько Людмила Михайловна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216262

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока  русского языка  "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokarusskoghoiazykapravopisaniiepristavokpriepri"
    ["file_id"] => string(6) "285156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454091870"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка 6 класс "Правописание приставок -пре-при" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-pravopisaniie-pristavok-prie-pri"
    ["file_id"] => string(6) "245143"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446058499"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "конспект  урока языка Правописание приставок пре- и при-"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "252716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447431138"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Технологическая карта урока на тему "Правописание приставок  -пре и -при. "
    ["seo_title"] => string(77) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "239072"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444718221"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация для урока русского языка по теме "Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-" "
    ["seo_title"] => string(87) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-glasnyie-v-pristavkakh-pri-i-prie"
    ["file_id"] => string(6) "121121"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413892133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства