kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание отрицательных наречий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Правописание отрицательных наречий" проводится в 7 классе (по программе М.М. Разумовской).Цель: познакомить учеников с правописание не и ни в наречиях, закрепить полученные знания. На этом уроке опора на личностно-ориентированный подход в обучении, используются элементы технологии уровневой дифференциации и при проверке домашнего задания, и во время закрепления нового материала, и при выборе задания на дом. Проблемные вопросы способствуют развитию мышления учащихся, активизируют их познавательную деятельность. Подобранные к уроку задания направлены на развитие творческих способностей детей, обогащение их словарного запаса. Возможность выбрать задание самому позволяет повысить уровень мотивации в обучении всем ученикам, особенно слабо успевающим.

 Мультимедийная презентация к уроку позволяет интенсифицировать учебный процесс, повысить плотность урока, увеличить объём дидактического материала для объяснения нового и закрепления изученного ранее, организовать проверку написанного на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План»


План-конспект урока.


Предмет – русский язык.


Класс – 7.


Тема урока: «Правописание отрицательных наречий».


Используемый УМК:

1. М.М.Разумовская. «Программа «Русский язык. 5- 9 класс»-

М.: «Дрофа», 2002.

2. М.М.Разумовская, П.А.Лекант. «Русский язык: Учебник для 7

класса общеобразовательных учреждений» - М.: «Дрофа», 2006.


Цели урока: - обучающая – познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях; закрепить навык правописания наречий; повторить правописание отрицательных местоимений и других частей речи с не;

- развивающая – развивать умение осмысливать значение

приставок не и ни, развивать логическое мышление;

развивать умение связно излагать

свои мысли; пополнить словарный запас учеников;


- воспитывающая – воспитывать уважение к русскому языку, прививать интерес к его изучению.


Задачи урока: создать условия для усвоения правила употребления не и ни в отрицательных наречиях, используя различные методы и средства;

сформировать у учащихся прочные орфографические умения на

основе изученного правила.


Тип урока: урок объяснения нового материала.


Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint;

3) компьютер учителя;

4) мультимедийный проектор.

Ход урока.


I. Организационный момент –(1 мин.)


II. Проверка домашнего задания – (7 мин.)

- Ребята, что мы изучали на предыдущих уроках русского языка?

(Правописание наречий)

- Давайте вспомним правило.

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили изученный материал. Разноуровневые задания: 1-й уровень сложности - словарный диктант, 2-й – выполнение индивидуальных заданий по карточкам. Определите, какое задание будете выполнять.

1. Словарный диктант. Поневоле пришлось уехать, на улице по-весен­нему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, посту­пать по-своему, запоминать крепко-накрепко, по­ссориться сгоряча, по-прежнему дружить, сму­щенно улыбаться.

2. Карточки.

1) В данных предложениях подчеркните наречия как члены предложения. Укажите способы их образования.

1) Здесь было совсем пустынно. 2)Издали доносился шум и плеск. 3)Беспрестанно идут дожди.4)Вдали сгущался ночной полумрак.

5)Ветер дует без устали. 6) Идём по дороге медленно, вразвалку.

7) Путники подсели к ярко разгоревшемуся костру.

8) Мальчик был в курточке нараспашку.

9) Почва сплошь распаханных полей в период засухи пре­вращается в лёгкую массу. 10) Мелкие летучие частицы почвы поднимаются высоко вверх и переносятся на сотни километров.


2) Подчеркните в тексте наречия как члены пред­ложения. Обозначьте орфограммы в наречиях, объясните графически постановку знаков препинания.

Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах- запах русской летней ночи. Кругом не слы­шалось почти никакого шума. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной. Одни огоньки тихонько потрескивали.


3) Выпишите из текста наречия вместе со словами, к которым они относятся. Укажите морфемный состав наречий.

Однажды ночью я проснулся и лежал с закрытыми глазами, долго прислушиваясь к странной тишине. Мне даже показа­лось, будто я оглох во сне. Наконец я понял, что попросту за стенами моего дома наступила необыкновенная тишина, кото­рую называют «мёртвой». Было только слышно, как справа посапывает кот, лежащий на диване.

Выглянув в окно, я увидел, что падал снег и заворожил по­ля, леса и сады. Земля стала прекрасна и удивительна. Утром всё хрустело по-зимнему: и ледяные дорожки, и чёрные стеб­ли крапивы, торчавшие из-под снега.


III. Работа над темой урока.

Сообщение темы, цели урока. (слайд 1, 2) (1 мин.)

1.Повторение изученного.


1) Лексическая разминка.(5 мин.)

Задание 1. По лексическому значению угадайте существительное, которое должно начинаться с не, запишите их в тетради:

1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, - это (невесомость).

2) Вымысел, лживое сообщение - это (небы­лица). I

3) Незнание, неосведомленность - это (неведе­ние).

4) Невоспитанный, грубый человек - это (не­вежа).

5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то - это (невежда).

6) Простодушие, наивность — это (невинность).


Задание 2. К данным фразеологическим оборотам подберите синонимичные наречия. (слайд 3)

Трудиться не покладая рук; работать спустя рукава; учиться с грехом пополам; схватывать на лету; надоесть хуже горькой редьки; как из рога изобилия; расти как на дрожжах; уснул как уби­тый; выполнить работу без сучка без задоринки.


2) Наречия или местоимения? (Это задание выполняется дифференцированно: «сильные» учащиеся самостоятельно на оценку выполняют упражнение № 253, а «слабые» работают с учителем, используя 4 слайд) (5 мин.)

Задание. Внимательно прочитайте данные пред­ложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова - наречием или местоимением?

1) Нигде не видно жилья. (Наречие.)

2) Ничем не измерить просторы полей. (Мес­тоимение.)

3) Никак не удавалось преодолеть эту верши­ну. (Наречие.)

4) Некем тебя заменить. (Местоимение.)


2. Объяснение нового материала. (5 мин.)

1) Не п ни в отрицательных наречиях. Познакомьтесь с теоретическим материалом на странице 110.

-Чем являются не и ни в наречиях? Как пишутся?

Не н нив отрицательных наречиях являют­ся приставками и пишутся всегда слитно:

негде - нигде, некогда - никогда.( слайд 5)

-Отчего зависит выбор написания не или ни?

Под ударением пишется не, в безударном по­ложении - ни:

несколько — нисколько.(слайд 6)

2) Проблемный вопрос.

Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный ответ.

1) Местоимение. 2) Имя прилагательное. 3) Имя существительное.

Ответ: местоимение.(слайд 7)


IV. Закрепление нового материала. (15 мин.)

Задание 1. Выберите правильную букву в сло­вах: е или и?

Некому н_ известно, приблизиться незаметно, н_искренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, некогда н_ предполагал. (слайд 8)


Взаимопроверка задания: обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте работу товарища, сверяясь с ответом.


Ответ. Никому не известно, приблизиться неза­метно, неискренне вздохнуть, вести себя непринуж­денно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал. (слайд 9)

Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий словосочетания. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?

Негде - нигде. Некуда - никуда. Неоткуда - ниоткуда. Некогда - никогда. Незачем - ... ... - никак. ... - нисколько.(слайд 10)

Задание 3. Закончите предложения.

1) В отрицательных и неопределенных место­имениях, в отрицательных наречиях под ударени­ем пишется приставка... (не).

2) В отрицательных местоимениях, в отрица­тельных наречиях в безударном положении пи­шется приставка... (ни). (слайд 11)

Задание 4. . Раскройте скобки, вставьте пропу­щенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы ? Укажите эти части речи. (Задание выполняется устно)

1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Ро­дине.

2) На чужбине чувствуешь себя путником, ко­торому (н_)где приклонить голову.

3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тя-нет.

4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости. . 5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить. (слайд 12)


Задание5. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.( выполняется «слабыми» учениками с использованием слайда 13 устно)

1) (Не,ни)где не видно жилья.

2) (Не,ни)чем не измерить простора полей.

3) (Не,ни)когда не предполагал, что (не,ни)чего (не,ни)испугаюсь, (не,ни)с чем не соглашусь.

4) (Не.ни)как (не,ни)удавалось стронуться с места.

5) Писем ждать было (не,ни)откуда.

Творческое задание. (выполняется «сильными» учащимися на заранее заготовленных карточках)

Восстановите текст. Вставьте про­пущенные отрицательные наречия.

1) Ум - одежда, которая……….. (никогда) не износит­ся, знание - родник, который …………..(никогда) не исчер­паешь.

2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится …………(никуда).

3) Приходится вертеться, если ……………..(некуда) деться.

4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спа­сения ждать было…………. (неоткуда).

5) Но …………..(никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.

6) Она …………..(никак) не походила на свою сестру.


V. Подведение итогов урока ( слайд 14), выставление оценок.


VI. Домаш­нее задание: «3» - упр.253; «4» и «5» - из художественных произведений выбрать предложения (5 – 7) с наречиями, определить, каким членом предложения они являются, произвести их морфемный анализ.




5


Просмотр содержимого презентации
«не и ни в наречиях»

Правописание отрицательных наречий.

Правописание отрицательных наречий.

Цели урока:

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях;
  • закрепить навык правописания наречий;
  • повторить правописание отрицательных местоимений;
  • прививать учащимся интерес к изучению русского языка .
К данным фразеологическим оборотам подберите синонимичные наречия: Трудиться не покладая рук – Работать спустя рукава – Учиться с грехом пополам – Схватывать на лету – Выполнить работу без сучка без задоринки – Как из рога изобилия – Расти как на дрожжах – хорошо плохо  слабо легко отлично много быстро

К данным фразеологическим оборотам подберите синонимичные наречия:

  • Трудиться не покладая рук –
  • Работать спустя рукава –
  • Учиться с грехом пополам
  • Схватывать на лету
  • Выполнить работу без сучка без задоринки –
  • Как из рога изобилия
  • Расти как на дрожжах

хорошо

плохо

слабо

легко

отлично

много

быстро

Наречия или местоимения? Нигде не видно жилья. наречие Ничем не измерить просторы полей. местоимение Никак не удавалось преодолеть эту вершину. наречие Некем тебя заменить. местоимение

Наречия или местоимения?

Нигде не видно жилья.

наречие

Ничем не измерить просторы полей.

местоимение

Никак не удавалось преодолеть эту вершину.

наречие

Некем тебя заменить.

местоимение

Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно : не ' где - нигде ' ,  не ' когда – никогда ' .

Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно :

не ' где - нигде ' , не ' когда – никогда ' .

Под ударением пишется не , в безударном положении – ни : не ' сколько – ниско ' лько

Под ударением пишется не , в безударном положении – ни :

не ' сколько – ниско ' лько

Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный ответ. 1). Местоимение.  2). Имя прилагательное.  3). Имя существительное  Ответ: местоимение

Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный ответ.

  • 1). Местоимение.
  • 2). Имя прилагательное.
  • 3). Имя существительное

Ответ: местоимение

Задание 1.  Выберите правильную букву в словах: е или и ?  Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принуждённо, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_видно, н_чем н_ измерить, н_когда н_ предполагал. Проверить.

Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и ?

Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принуждённо, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_видно, н_чем н_ измерить, н_когда н_ предполагал.

Проверить.

Ответ.   Никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринуждённо, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал.

Ответ. Никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринуждённо, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал.

Задание 2.  Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий словосочетания. Какие наречия не имеют противопоставленных пар? Негде – нигде. Некуда – никуда. Неоткуда – ниоткуда. Некогда – никогда. Незачем - … … - никак. … - нисколько.

Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий словосочетания. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?

Негде – нигде.

Некуда – никуда.

Неоткуда – ниоткуда.

Некогда – никогда.

Незачем - …

… - никак.

… - нисколько.

Задание 3.   Закончите предложения.  1). В отрицательных и неопределённых местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка… не  2). В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка… ни

Задание 3. Закончите предложения.

1). В отрицательных и неопределённых местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка…

не

2). В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка…

ни

Задание 4.  Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи. 1). (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине. 2). На чужбине чувству_шь себя путником, которому (н_)где приклонить голову. 3).(Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_) тянет. 4).(Н_)как (н_)превозмочь усталости. 5). (Н_)чуть (н_)хочется уходить.

Задание 4. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи.

1). (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.

2). На чужбине чувству_шь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.

3).(Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_) тянет.

4).(Н_)как (н_)превозмочь усталости.

5). (Н_)чуть (н_)хочется уходить.

Задание 5.  Не или ни нужно писать в словах?  Выберите правильный ответ. 1). (Не, ни)где не видно жилья. 2). (Не, ни)чем не измерить простора полей. 3). (Не, ни)когда не предполагал, что (не, ни) с чем не соглашусь. 4). (Не, ни)как (не, ни)удавалось стронуться с места. 5). Писем ждать было (не, ни)откуда.

Задание 5. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.

1). (Не, ни)где не видно жилья.

2). (Не, ни)чем не измерить простора полей.

3). (Не, ни)когда не предполагал, что (не, ни) с чем не соглашусь.

4). (Не, ни)как (не, ни)удавалось стронуться с места.

5). Писем ждать было (не, ни)откуда.

Чем являются не и ни в отрицательных наречиях?   - Как пишутся?   - Когда пишется не , а когда ни ?
  • Чем являются не и ни в отрицательных наречиях? - Как пишутся? - Когда пишется не , а когда ни ?
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Урок подготовила Багмет Е. Л., учитель МБОУ СОШ № 4 ст. Атаманской Павловского района

Урок подготовила

Багмет Е. Л.,

учитель МБОУ СОШ № 4

ст. Атаманской

Павловского района


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание отрицательных наречий

Автор: Багмет Елена Леонидовна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Правописание НЕ и НИ в приставках отрицательных наречий "
    ["seo_title"] => string(63) "pravopisaniie-nie-i-ni-v-pristavkakh-otritsatiel-nykh-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "164152"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422599841"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) ""Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е» "
    ["seo_title"] => string(44) "odna-i-dvie-bukvy-n-v-nariechiiakh-na-o-i-ie"
    ["file_id"] => string(6) "189140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426829437"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Cлавянские боги в гостях у 7 "А" класса. Обобщение наречия. "
    ["seo_title"] => string(69) "clavianskiie-boghi-v-ghostiakh-u-7-a-klassa-obobshchieniie-nariechiia"
    ["file_id"] => string(6) "192525"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427466941"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка по теме "Правописание корней -лак-лож" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-korniei-lak-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "175897"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424338187"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) ""Буквы  е–и  в приставках   не- и ни-  отрицательных наречий" "
    ["seo_title"] => string(60) "bukvy-ie-i-v-pristavkakh-nie-i-ni-otritsatiel-nykh-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "195817"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427968196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства