Урок русского языка. Форма проведения урока - урок-проект. На этапе изучения нового материала осуществляется запуск проекта, который рассчитан на часть урока, используются частично-поисковые и проблемные методы обучения. Итог проекта- памятка. На уроке используются мультимедийные средства обучения и ИКТ.
Просмотр содержимого документа
«урок Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"
Форма урока: традиционная
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
ТСО: проектор, экран, ноутбук.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Программное обеспечение: «Microsoft Office Power Point».
Оборудование:
алгоритмы исследования
карточки с заданиями для индивидуальной работы;
тест
презентация
учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина В.Г.Горецкий.
карандаши, фломастеры, лист
Москва «Просвещение», 2013 год (программа «Школа России»).
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично- поисковый, практический.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. Организационный момент. | Итак, друзья внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнемся. Почувствуйте поддержку своих товарищей, и их хорошее отношение к вам. Это очень важно! Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Итак, у нас урок русского языка. | | Слайд 1(солнышко) |
2. Настрой на работу. | -Прочитайте пословицу на доске. | Знания собираются по капле. | Слайд 2 |
-Как вы понимаете её смысл? | Каждый день мы узнаём что то новое. | |
-Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. -Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний? | | |
3.Актуализация знаний +минутка чистописания. | - Внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь ответить на вопрос: - Какой согласный звук встречается в стихотворении чаще других? МЫШЬ И КАМЫШ Камышам пищала мышь: — Шорох ваш нарушил тишь! Шепчут шумно камыши: - Тише, мышка, не шурши! Шелест твой услышит кошка. Шла бы к бабушке, ты, крошка! Не послушаешься, мышка,— Кошка сцапает, глупышка! В. Кремнев | | упр.56 с.33 |
- Какой согласный звук встречается в этом стихотворении чаще других? | -Звук Ш | |
-Дайте характеристику звуку Ш. | -Согласный, глухой парный, твердый непарный, шипящий. | |
- Какие согласные звуки называются шипящими ? | При их произношении воздух изо рта выходит с шипением. | |
- Назовите шипящие звуки. | [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж]. | |
-Что вы знаете об этих звуках? | -[Ч,], [Щ,]-всегда мягкие | |
| -[Ш] ,[Ж]-всегда твёрдые, они парные | |
-Назовите правило правописания парных согласных? | - Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный. | |
-Приведите пример | -Нож-ножи, шалаш-шалаши, стриж-стрижи. | |
-Какими буквами обозначаются шипящие звуки? | Буквами Че, Ша, Ща, Же | |
- Какие буквы будем писать на минутке чистописания? | -Будем писать буквы Че, Ша, Ща, Же | |
- Открываем тетради, записываем дату, классная работа. – Посмотрите на доску, вспомните как правильно пишутся строчные буквы же,ша,ща,че. - Придумайте и напишите цепочку из этих букв. -Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв. | | Показ придуманной цепочки букв на доске. |
Прочитайте пословицу. Как вы понимаете данную пословицу? Объясните орфограммы в словах | Книга – лучший товарищ. Книга может рассказать самое интересное, ответить на разные вопросы. Поэтому книга для людей является лучшим другом, товарищем. | |
-Молодцы! Аккуратно написали И нисколько не устали. Наш урок мы продолжаем, Тему дальше развиваем. | | Анализ написанных букв. |
4. Создание проблемной ситуации, приводящей к постановке темы и целей урока. | -Прочитайте слова, которые вы видите на экране. | читают | Слайд 3 Дочь, нож, врач, вещь, ковш, рожь, мышь, товарищ. |
-Что объединяет эти слова? - На какие согласные звуки заканчиваются слова?* | -Это имена существительные. Употреблены в единственном числе. Все слова оканчиваются на шипящий согласный. | |
| - А чем эти слова различаются? | Почему-то в одних словах после шипящего пишется мягкий знак, а в других нет. | |
|
| - Какая проблема встает перед нами? | Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? | |
| Так над какой темой мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока. | Правописание ь знака после шипящих на конце существительных | Слайд 4 |
5. Работа по теме урока. а) Поиск решения. | Я хочу предложить поработать вам в парах. Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод. | Алгоритм исследования. Прочитайте слово. Определите часть речи. Определите род. Какой звук слышится на конце слова? Подумайте, на какие группы можно распределить слова? Запишите слова, распределив их в 2 столбика. Чем отличается написание слов первого столбика, от написания слов 2 столбика? Сделайте вывод. Сформулируйте правило. Дочь нож врач вещь ковш рожь мышь товарищ | |
| -Какие существительные записали в 1 столбик? -Что их объединяет? | Дочь вещь рожь мышь - Существительные женского рода -На конце существительных после шипящих пишется ь знак. | Слайд 5 |
| -Какие существительные записали во 2столбик? -Что объединяет эти существительные? | Нож врач ковш товарищ - Существительные мужского рода - ь знак не пишется | |
б) Открытие детьми нового знания | -Какой вывод мы можем сделать по нашей проблеме? | Ь знак после шипящих на конце имен существительных пишется только у существительных женского рода, а у существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. | |
в) Работа по учебнику | - Где мы можем проверить наш вывод? | -В учебнике. | С.31 |
| -Откройте учебники на с.31 и прочитайте правило. | читают | |
| - Правильно ли мы с вами сделали вывод? | -Да, правильно. | Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно. |
| -Какова же роль мягкого знака в словах: мышь рожь дочь вещь? | -Мягкий знак показывает, что это имена существительные женского рода. | |
| -Является ли ь знак орфограммой? | Является. | |
| -Правильно, мягкий знак является орфограммой и выполняет грамматическую роль, он указывает на род имени существительного. | | |
| Чтобы знать, как писать Надо род определять. Так запомним: род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род – наоборот, Мягкий Знак в друзья берет. | | Слайд 6 |
| Существует еще и грамматико-сказочное мнение, что существительные м.р с шипящим на конце как истинные джентельмены уступили ь знак дамам. Мальчики, возьмите карточку с мягким знаком и передайте нашим дамам. | | |
6.Физкультминутка | Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз-два-три-четыре-пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать- Раз-два-три-четыре-пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться. | | |
7.Построение алгоритма решения орфографической задачи. | -А сейчас я предлагаю поработать в группе и составить памятку о написании ь знака на конце имён существительных после шипящих. -Положите перед собой лист, обсудите в группе, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих. | | У ребят на партах листы : Составляют памятку. Группа заполняет карточку и поднимают руки над головой, соединив ладошки. |
| - Что, по вашему мнению, мы должны выяснить сначала? | -Надо определить сначала часть речи, ведь нам может встретиться другая часть речи. | |
| -А дальше? | -Если слышу на конце шипящий звук, то определяю род имени существительного. | |
| | - Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу. | |
| -Молодцы! Мы с вами составили памятку, которой можно пользоваться, чтобы не ошибиться при написании существительных с шипящим на конце. | | |
8) Применение нового знания на практике. а) Загадки | - Продолжаем работать дальше. Отгадайте загадки, запишите отгадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в женском роде и без него в мужском роде). Пыль с дороги захватил, А потом, набравшись сил, Завертелся, закружился И столбом до неба взвился. (Смерч) Утка в море, Хвост на заборе. (Ковш) Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что до темна В норке прячется она. (Мышь) Полежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, А потом вдруг убежала. (Ёж) Стукнешь о стенку — А я подскачу. Бросишь на землю — А я отскачу. (Мяч) Дождик тёплый и густой, Этот дождик не простой. Он без туч, без облаков Целый день идти готов. (Душ) Чёрный Ивашка, Деревянная рубашка. Где носом проведёт, Там и след кладёт. (карандаш) В честь него людей прозвали Тех, кто в проруби зимой В воду весело ныряет, Несмотря на холод злой. (морж) Махнула птица крылом и накрыла весь свет одним пером. (ночь) Что необходимо знать о существительном с шипящим на конце, чтобы писать или не писать ь знак? | Какого рода существительное | Слайды 7-15 |
Словарно-логические упражнения | -Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом в 2 столбика, определите род, подчеркните ь знак. * Человек, который играет на скрипке (скрипач) * Сооружение из кирпича для отопления дома (печь) * Приспособление, с помощью которого открывают замок (ключ) * Середина ночи (полночь) *Маленький ребенок (малыш) *Добыча охотника (дичь) * Мелкие деньги (мелочь) *Суп со свеклой и с другими овощами (борщ) *Тихая безветренная погода (тишь) * Растение на болоте (камыш) -Можно ли дописать в 1 столбик существительные столб, глаз, а во 2- дверь, тетрадь? | Нет, потому что они оканчиваются не на шипящий | |
Работа с текстом | Прочитайте текст. Найдите слова с изучаемой орфограммой. Проведи грамматический разбор 4 предложения. | Ночь в лесу. Вокруг была лесная глушь. Тропинка привела нас к сторожке. Сторож предложил для ночлега шалаш. Ночь стояла тихая. Чуть слышно шелестел камыш. | |
Работа с учебником | -Рассмотрите задание № 55 на стр.32 в учебнике -Что надо сделать в №55?-Выполните это упражнение самостоятельно, используя нашу памятку: 1 ряд-1 строка, 2 ряд – 2строка. | | |
| -Проверяем. -Кто выполнил правильно? -У кого возникли затруднения? | | |
| - Молодцы! Замечательно справились с предложенным заданием! | | |
9.Обобщение знаний по теме. | -Чему мы учились сегодня на уроке? | -Учились определять, когда надо писать ь, а когда не надо у существительных с шипящим на конце | |
- К какому выводу пришли? | - На конце имён существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. -На конце имён существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется. | |
| А сейчас проведем небольшой тест, который позволит нам обобщить свои знания. 1. Мягкий знак может выполнять: у) 3 роли; и) 2 роли; о) 1 роль. 2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного... м) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова; н) пишется только на конце слова; к) после приставок между согласными; 3. Разделительный мягкий знак пишется… с) между двумя согласными; н) между согласной и гласной в корне слова; т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными; 4. На конце существительных ж. р. после шипящих: и) всегда пишется мягкий знак; ы) не пишется мягкий знак. 5. На конце существительных м. р. после шипящих: ц) не пишется мягкий знак; щ) пишется мягкий знак. 6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает: а) на род существительных; я) на число; | | Ребята на листочках выбирают и записывают одну из предложенных букв. |
| -Посмотрите внимательно на буквы , которые вы записали? Какое слово у вас получилось? | УМНИЦА | Слайд 16 |
| - Сегодня на уроке вы все были умницами! Хорошо работали, были внимательны и активны. ОЦЕНКИ ЗА УРОК | | |
10. Домашнее задание | Рассмотрите задания и выберите по своим силам. 1 уровень Допиши, если необходимо, ь. В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркни его. Объясни свой выбор. ноч чиж манеж морж пейзаж экипаж ландыш дич ключ реч рож мелоч помощ чертёж гуляш москвич полноч королевич нож марш дрож камыш вещ тиш 2 уровень Выпиши из рассказа имена существительные с шипящим на конце в два столбика. Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж. 3 уровень Проверь работу Кирилла. Исправь ошибки. Запиши правильно. Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал на ландыш. Потом лучь заглянул в лесной прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша речь. | | |
11. Рефлексия. | -Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Отдохнём одну минуту, Восстановим зоркость глаз, И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Ни печали, ни тревог, Потрудились славно дети, Завершается урок! -Открываем глазки. | | |
| -У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались - возьмите каплю синего цвета. Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, вам не очень понравилась работа на уроке. -Жёлтую, вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме. | | |
| - А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний. | | Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску. |
| -Урок закончен. Всем большое спасибо. | | Слайд 17 |
Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»