Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Ейска МО Ейский район
Урок русского языка во 2 классе
по программе «Перспективная начальная школа»
по теме: «Правописание мягкого и твердого знака в слове».
Выполнила:
Учитель начальных классов
Трунова А.В.
МБОУ СОШ №7 г.Ейска Краснодарского края
2015
Аннотация к работе: учебная деятельность на уроке организована так, чтобы в процессе наблюдений за словами, дети сами формулировали правила правописания Ъ и Ь знаков. Урок проводится на этапе обобщения и закрепления знаний, поэтому построен в игровой форме с привлечением сказочных персонажей. Использованы индивидуальные и фронтальные формы работы.
Цели урока: 1. Выяснить значение мягкого знака, как показателя мягкости предшествующего согласного.
2. Формировать навык правописания слов с «ь» в конце и середине слова.
3. Познакомить с правилом переноса слов с мягким знаком.
4. Повторить изученное о «ъ» и «ь» знаках.
Универсальные учебные действия:
Личностные: воспитание внимания, аккуратности при письме;
Познавательные: развитие умения правильно использовать Ъ и Ь знаки при письме, формирование осознанности письма;
Регулятивные: учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы;
Коммуникативные: учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности;
Оборудование: карточки со сказочными персонажами.
Ход урока:
1. Орг. момент. Мотивация к знаниям.
Звонок невелик
А сотне ребят велит,
Сядь , да учись,
Трудись, не ленись..
2. Актуализация знаний:
Открываем тетради и вместе со мной записываем число, слова «Классная работа», подчёркиваем орфограммы.
Минутка чистописания, на доске: льц, бью, бъя ( запись до конца строки)
Словарь: пальто, морковь, портфель. ( под диктовку учителя)
-Что общего в этих словах? (мягкий знак)
-Для чего используется мягкий знак в словах? ( для смягчения предыдущего согласного)
- В какой части слова встречается мягкий знак? ( в середине, в конце)
- Без него можно обойтись? ( нет, иначе меняется смысл слова)
3. Развитие умений:
У нас на уроке Анишит Йокоповна ( вывесить картинку персонажа) и она хочет дать вам задание: угадайте слово и запишите его через запятую на строчке. Один ученик будет работать на закрытой доске, для последующей проверки.
- Как называются домики для пчёл? (ульи)
- Снежная буря (вьюга)
-Мама, папа, я –дружная..( семья)
- Ягоды, сваренные с сахаром…(варенье).
Давайте проверим, какие слова вы записали? Правильно ли, проверим ученика у доски.
- Справился ли ты с заданием?
- Всё ли ты выполнил правильно?
- Оцени сам свою работу сигнальной карточкой ( красной, жёлтой. зелёной)
Ребята, а как называется мягкий знак в этих словах? ( разделительный мягкий знак)
- Почему? Сколько звуков обозначает гласный после «ь» ? Какие это звуки? ( йа, йу, йэ, йо).
Физминутка: Вращение кистей
Сжимание, разжимание пальцев в кулак
«Погладим» котёнка
«Кольцо» большим и указательным пальцами
Ладонь, ребро, кулак
Расслабление, встряхнуть кисти рук
Упражнения для глаз, шеи.
Торк ( вывесить картинку персонажа) видит плохо, он написал записку , но допустил ошибки, помогите их исправить.
СЕЛ КАШУ, ПЮ ВОДУ, ВЕДУ СЁМКУ (на слайде)
- Для чего нужен «ъ»? (для придания твёрдости звуку)
- В какой части слова может находиться? ( в середине)
- А бывает в конце слов? ( нет)
Молчаливый Ъ знак
Не произносится никак
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам,
Хотите, не хотите
Стоит он в алфавите.
4. Рефлексия:
Давайте поиграем в футбол со словами и нашими героями. На доске футбольные ворота с персонажами и слова с пропущенными мягким и твёрдым знаками, нужно правильно вставить букву и провести стрелочку к воротам.
Под..езд дерев..я с..ел солов..и
обез..яна об…ел счаст..е
Физминутка: учитель произносит слова, девочки встают, если слышат мягкий знак, мальчики встают на твёрдый знак.
- Здоровье, варенье, объезд, друзья, секрет, объявление, съедобный, заяц, братья, хотят.
Открываем учебники на странице 73, упр 39
Чтение первой пары слов про себя и хором, разбор по звучанию и запись в тетрадь и на доске трёх слов: въехал – й э, подъём- йо, изъять – йа.
5. Итоги урока:
- С какими буквами мы учились писать слова?
- Какие звуки обозначают эти буквы?
- Какую роль выполняют в словах?
Наш урок подошёл к концу, хочу особо отметить хорошую работу на уроке некоторых учеников…
Дома выполните упражнение 40.
Список использованных источников:
1. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 3 частях
Автор: Наталия Чуракова., издательство: Академкнига\учебник.
2. Дополнительные задания по русскому языку для начальных классов\ Г.В. Милосердова.- Ростов н\Д.: Феникс, 2007.