kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕМА: ПОНЯТИЕ О РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМ ТВЁРДОМ ЗНАКЕ (Ъ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель: дать понятие о разделительном твёрдом знаке, уточнить понятие о том, что показывает ъ, перед какими буквами пишется; развитие речи, внимания, памяти; развивать умение употреблять на письме ъ, формировать навыки грамотного, красивого письма; воспитание интереса к русскому языку.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Работа по карточкам.
  3. Минутка чистописания.

На доске написаны слова: печка, объезд, теплица, штопка.

У. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она не обозначает звука. Какая это бук­ва? В каком слове она присутствует?

Д. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать ъ. Он не обозначает звука, находится в слове объезд.

У. Твердый знак мы напишем с двумя другими буквами, которые вы определите самостоятельно. Первая из них имеется в корне каждого слова, в котором нет приставки. Какая это буква?

Д. Это буква п.

У. Вторая буква является безударной гласной в корне. Ка­кая это буква?

Д. Это буква е.

У. Определите порядок следования букв в данном ряду:

ъпе  пеъ  еъп ъпе.

Д. В этом ряду чередуются три строчные буквы: ъ, п, е. Пер­вая буква в каждой очередной ячейке данного ряда ста­новится последней.

У. Напишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

Не подсказала ли вам минутка чистописания, о чем будет новая тема урока?

Д. Наверное, новая тема урока будет связана с правописани­ем твердого знака.

У. Верно. Но сначала познакомимся с новым словом из сло­варика.

  1. Словарно-орфографическая работа

У. Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, спря­талось в этом круге:

У. Какое это слово? Как вы его определили?

Д. Сегодня мы будем знакомиться со словом топор. Чтобы его определить, мы нашли первую букву слова. Она выделена ярче, чем другие. Далее читали по ходу часовой стрелки через две буквы. (В случае затруднения учитель дает детям одну - две подсказки.)

У. значение слова топор.

Д. Топор — это орудие труда.

У. Из каких частей состоит топор?

Д. Топор состоит из железной части и деревянной.

У. Деревянная часть называется топорищем. Дайте описание железной части топора.

Д. У железной части топора есть лезвие и утолщенная сторона с отверстием для топорища.

У. Утолщенная сторона с отверстием для топорища называется обухом. Для чего предназначен топор?

Д. Топор предназначен для рубки деревьев, для разных работ по дереву.

У. Скажите полностью, что такое топор.

Д. Топор — это орудие труда, которое состоит из топорища и железной части. Он предназначен для рубки деревьев и разных работ по дереву.

У.Поставьте в слове ударение. В чем особенность его написания?

Д. В слове топор непроверяемая безударная гласная о. Ее надо запомнить.

У. Топор — это орудие труда, которое человек использует с давних времен и во многих работах, поэтому возник це­лый ряд пословиц, фразеологических оборотов, в которых присутствует слово топор. Часть их написана на доске. Внимательно прочитайте их (количество пословиц для записи на доске учитель определяет на свое усмотрение),

Д. За комаром не ходят с топором.

Хоть топор вешай.

Дал топор, дай и топорище.

Сказал, как топором отрубил.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

         Топор одевает, топор обувает.

У. Раскройте смысл пословиц и фразеологических оборотов (учащиеся раскрывают смысл каждой фольклорной еди­ницы).

Напишите пословицы о доброте, в которых есть слово то­пор.

Д. Что написано пером, того не вырубишь топором.

У. Найдите в пословице слово с приставкой.

Д. В слове вырубишь приставка вы.

У. Что такое приставка?

Д. Приставка - это часть слова, которая стоит перед кор­нем и служит для образования новых слов.

  1. Изучение нового материала.

На доске написаны слова в два столбика:
выезд          подъезд
приезд        отъезд
заезд
          съезд

У. Прочитайте написанные на доске слова по столбикам. Разберите их по составу.

У. Сравните данные слова. Найдите в них общее.

Д. Это однокоренные слова. У них корень езд.

Д. Все слова имеют одинаковый состав: нулевое окончание, корень езд, приставку.

У. Какие можете назвать в данных словах различия?

Д. В данных словах разные приставки:

вы-,  при-, за-,  под-,  от-,  с-.

Д. Приставки в словах левого столбика оканчиваются на глас­ную букву, а в словах правого столбика — на согласную.

У. После каких приставок пишется твердый знак?

Д. Твердый знак пишется после приставок, которые окан­чиваются на согласную букву.

У. Обратите внимание: твердый знак пишется в словах пос­ле приставок, которые оканчиваются на согласную, и только перед определенными буквами. Прочитайте по од­ному слову из написанных на доске и скажите, перед ка­кой гласной написан твердый знак? (На доске написаны слова: отъехал, подъём, предъюбилейный, объявление.)

Д. В слове отъехал твердый знак пишется перед гласной е.

Д. В слове подъём твердый знак пишется перед гласной ё.

Д. В слове предъюбилейный твердый знак пишется перед гласной ю.

Д. В слове объявление твердый знак пишется перед гласной я.

У. Перед какими же буквами пишется твердый знак?

Д. Твердый знак пишется перед гласными е, ё, ю, я.

У. Какие буквы он при этом разделяет?

Д. Твердый знак разделяет согласные и гласные буквы.

У. Сформулируйте правило о правописании разделительно­го твердого знака, пользуясь планом. В нем три вопроса, А вы постарайтесь на них ответить одним предложением,

План:

  1. После какой части слова пишется разделительный твердый знак?
  2. После каких приставок пишется разделительный твердый знак?
  3. Перед какими буквами пишется разделительный твердый знак?

Д. Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.

У. Какую схему вы бы составили к данному правилу?

                          е

                                                                                      ё   

Вариант схемы: на согласную ъ

                                   ю

                               я

  1. Физкультминутка

У. На доске слова: конь, вьюга, въехал, сухарь, скорость, вьюн, подъезжать, память, бровь, объехал, бьют. Я буду их показывать и произносить. Если назову слово с мягким знаком, вы сгибаете правую ногу в колене и под­нимаете ее, обхватывая обеими руками. Если произнесу слово с твердым знаком, вы то же самое делаете с левым коленом.

  1. Работа с учебником.

С. 100 (чтение правила, запись в копилку)

Упр. 437 (письменно, с объяснением), Упр. 438 (устно), Упр. 439 (сам-но)

  1. Итого урока.
  2. Домашнее задание С. 100 (правило), Упр. 440.
  3. Рефлексия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: ПОНЯТИЕ О РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМ ТВЁРДОМ ЗНАКЕ (Ъ).»

тема: ПОНЯТИЕ О РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМ ТВЁРДОМ ЗНАКЕ (Ъ).

цель: дать понятие о разделительном твёрдом знаке, уточнить понятие о том, что показывает ъ, перед какими буквами пишется; развитие речи, внимания, памяти; развивать умение употреблять на письме ъ, формировать навыки грамотного, красивого письма; воспитание интереса к русскому языку.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Работа по карточкам.

  3. Минутка чистописания.

На доске написаны слова: печка, объезд, теплица, штопка.

У. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она не обозначает звука. Какая это бук­ва? В каком слове она присутствует?

Д. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать ъ. Он не обозначает звука, находится в слове объезд.

У. Твердый знак мы напишем с двумя другими буквами, которые вы определите самостоятельно. Первая из них имеется в корне каждого слова, в котором нет приставки. Какая это буква?

Д. Это буква п.

У. Вторая буква является безударной гласной в корне. Ка­кая это буква?

Д. Это буква е.

У. Определите порядок следования букв в данном ряду:

ъпе пеъ еъп ъпе...

Д. В этом ряду чередуются три строчные буквы: ъ, п, е. Пер­вая буква в каждой очередной ячейке данного ряда ста­новится последней.

У. Напишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

Не подсказала ли вам минутка чистописания, о чем будет новая тема урока?

Д. Наверное, новая тема урока будет связана с правописани­ем твердого знака.

У. Верно. Но сначала познакомимся с новым словом из сло­варика.


  1. Словарно-орфографическая работа

У. Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, спря­талось в этом круге:






У. Какое это слово? Как вы его определили?

Д. Сегодня мы будем знакомиться со словом топор. Чтобы его определить, мы нашли первую букву слова. Она выделена ярче, чем другие. Далее читали по ходу часовой стрелки через две буквы. (В случае затруднения учитель дает детям одну - две подсказки.)

У. значение слова топор.

Д. Топор — это орудие труда.

У. Из каких частей состоит топор?

Д. Топор состоит из железной части и деревянной.

У. Деревянная часть называется топорищем. Дайте описание железной части топора.

Д. У железной части топора есть лезвие и утолщенная сторона с отверстием для топорища.

У. Утолщенная сторона с отверстием для топорища называется обухом. Для чего предназначен топор?

Д. Топор предназначен для рубки деревьев, для разных работ по дереву.

У. Скажите полностью, что такое топор.

Д. Топор — это орудие труда, которое состоит из топорища и железной части. Он предназначен для рубки деревьев и разных работ по дереву.

У.Поставьте в слове ударение. В чем особенность его написания?

Д. В слове топор непроверяемая безударная гласная о. Ее надо запомнить.

У. Топор — это орудие труда, которое человек использует с давних времен и во многих работах, поэтому возник це­лый ряд пословиц, фразеологических оборотов, в которых присутствует слово топор. Часть их написана на доске. Внимательно прочитайте их (количество пословиц для записи на доске учитель определяет на свое усмотрение),

Д. За комаром не ходят с топором.

Хоть топор вешай.

Дал топор, дай и топорище.

Сказал, как топором отрубил.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Топор одевает, топор обувает.

У. Раскройте смысл пословиц и фразеологических оборотов (учащиеся раскрывают смысл каждой фольклорной еди­ницы).

Напишите пословицы о доброте, в которых есть слово то­пор.

Д. Что написано пером, того не вырубишь топором.

У. Найдите в пословице слово с приставкой.

Д. В слове вырубишь приставка вы.

У. Что такое приставка?

Д. Приставка - это часть слова, которая стоит перед кор­нем и служит для образования новых слов.


  1. Изучение нового материала.

На доске написаны слова в два столбика:
выезд подъезд
приезд отъезд
заезд
съезд

У. Прочитайте написанные на доске слова по столбикам. Разберите их по составу.

У. Сравните данные слова. Найдите в них общее.

Д. Это однокоренные слова. У них корень езд.

Д. Все слова имеют одинаковый состав: нулевое окончание, корень езд, приставку.

У. Какие можете назвать в данных словах различия?

Д. В данных словах разные приставки:

вы-, при- , за-, под-, от-, с-.

Д. Приставки в словах левого столбика оканчиваются на глас­ную букву, а в словах правого столбика — на согласную.

У. После каких приставок пишется твердый знак?

Д. Твердый знак пишется после приставок, которые окан­чиваются на согласную букву.

У. Обратите внимание: твердый знак пишется в словах пос­ле приставок, которые оканчиваются на согласную, и только перед определенными буквами. Прочитайте по од­ному слову из написанных на доске и скажите, перед ка­кой гласной написан твердый знак? (На доске написаны слова: отъехал, подъём, предъюбилейный, объявление.)

Д. В слове отъехал твердый знак пишется перед гласной е.

Д. В слове подъём твердый знак пишется перед гласной ё.

Д. В слове предъюбилейный твердый знак пишется перед гласной ю.

Д. В слове объявление твердый знак пишется перед гласной я.

У. Перед какими же буквами пишется твердый знак?

Д. Твердый знак пишется перед гласными е, ё, ю, я.

У. Какие буквы он при этом разделяет?

Д. Твердый знак разделяет согласные и гласные буквы.

У. Сформулируйте правило о правописании разделительно­го твердого знака, пользуясь планом. В нем три вопроса, А вы постарайтесь на них ответить одним предложением,

План:

  1. После какой части слова пишется разделительный твердый знак?

  2. После каких приставок пишется разделительный твердый знак?

  3. Перед какими буквами пишется разделительный твердый знак?

Д. Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.

У. Какую схему вы бы составили к данному правилу?

е

ё

Вариант схемы: на согласную ъ

ю

я

  1. Физкультминутка

У. На доске слова: конь, вьюга, въехал, сухарь, скорость, вьюн, подъезжать, память, бровь, объехал, бьют. Я буду их показывать и произносить. Если назову слово с мягким знаком, вы сгибаете правую ногу в колене и под­нимаете ее, обхватывая обеими руками. Если произнесу слово с твердым знаком, вы то же самое делаете с левым коленом.

  1. Работа с учебником.

С. 100 (чтение правила, запись в копилку)

Упр. 437 (письменно, с объяснением), Упр. 438 (устно), Упр. 439 (сам-но)

  1. Итого урока.

  2. Домашнее задание С. 100 (правило), Упр. 440.

  3. Рефлексия


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ТЕМА: ПОНЯТИЕ О РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМ ТВЁРДОМ ЗНАКЕ (Ъ).

Автор: Бикмухаметова Маргарита Владимировна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Тема урока: «Разделительные Ъ и Ь знаки». "
    ["seo_title"] => string(37) "tiema-uroka-razdielitiel-nyie-i-znaki"
    ["file_id"] => string(6) "137582"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417372044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства