kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание корней с чередованием гласных а-о.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание урока составляет повторение орфографического правила  по написанию корней  с чередующимися гласными  а-о.  

         На урок ставились следующие  цели:

1) обучающие: а) Повторить правописание А-О в корнях –гар- - гор-,

                                      - зар- - -зор-, -лаг- - -лож-, -кас- - кос-, -раст- - -рос-

                                      -ращ-.

                                      б) Закрепить орфографический навык правописания

                                      слов с чередующимися гласными А-О.          

                                      в) Формировать навык графического обозначения ор-

                                      фограммы на письме.                                     

                                      г) Продолжать учиться применять полученные знания 

                                      на практике.

             2) развивающие:  а) Продолжать развивать логическое мышление уча-

                                         щихся (умение составлять алгоритмы).

                                         б) Продолжать развивать коммуникативные  способ-

                                         ности учащихся.

             3) воспитывающие: а) Вырабатывать ответственность за выполнен-

                                                ную работу.

                                               б) Продолжать формировать культуру учебного

                                                труда и взаимопонимания.

                                               в) Продолжать воспитывать интерес к изучению

                                               русского языка.

Дома  учащимся предлагается выучить алгоритм и  выполнить задания по карточкам:

1). Выучить алгоритм.

 2). Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Задание: составить 10  предложений, используя любые слова с чередованием гласных а-о в корне.

 

Карточка № 2.

         Перепишите, расставляя знаки препинания. Найдите слова с чередующимися гласными, обозначьте орфограмму.

         До сумерек ост…валось часа два. Под луч…ми вечерней з..ри  г…рели верш…ны  дальних сопок. Я воспользовался этим временем и пока мои спутники устраивались на бивак стал подн…маться на бл…жайшую возвышенность. Сверху мне хорошо был виден весь берег. На зн…чительном

прот…жении между морем и горным хр…бтом распол…гается широкая и низменная пол…са земли которую суша захв…тила у моря. Продукты разрушения гор выносимые реками отл…гались между двумя мысами сост…вляющими оконечность хр…бта. Море тоже принимало участие в образовании этой равнины. В течение многих веков оно намётывало вал за валом и постепенно выр…вняло берег. Первые валы уже давно зар…сли лесом, но ближе к морю р…стительность была моложе. Последний вал ещё не успел зар…сти тр…вою.

                                                                                                 (По В.К. Арсеньеву). 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание корней с чередованием гласных а-о. »

Тема: Правописание корней с чередованием гласных А – О.


Цели: 1) обучающие: а) Повторить правописание А-О в корнях –гар- - гор-,

- зар- - -зор-, -лаг- - -лож-, -кас- - кос-, -раст- - -рос-

-ращ-.

б) Закрепить орфографический навык правописания

слов с чередующимися гласными А-О.

в) Формировать навык графического обозначения ор-

фограммы на письме.

г) Продолжать учиться применять полученные знания

на практике.

2) развивающие: а) Продолжать формировать грамотность учащихся.

б) Продолжать развивать логическое мышление уча-

щихся (умение составлять алгоритмы).

в) Продолжать развивать коммуникативные способ-

ности учащихся.

3) воспитывающие: а) Вырабатывать ответственность за выполнен-

ную работу.

б) Продолжать формировать культуру учебного

труда и взаимопонимания.

в) Продолжать воспитывать интерес к изучению

русского языка.


Тип урока: повторение и обобщение.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Формы организации: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: тетради, компьютер, доска, слайдовая презентация, листы с правилом правописания чередующихся гласных а-о, тесты.


Ход урока:

  1. Мотивационный этап.

1). Орг.момент (приветствие).

2). Учитель сообщает девиз к уроку: «Повторяем то, что знаем,

Вспоминаем, что забыли».

3). Беседа:

- Ребята, что такое чередование?

- Какие чередующиеся корни вам известны?

- Посмотрите на доску. Попробуйте вставить пропущенные буквы и объяснить правила правописания гласных.


Изл…гать - изл…жить, выр…стить - выр…с, заг…релый – заг...р,

к…сательная - к…снуться, оз...рённость – з…рька .


- Одному ли правилу написания подчиняются эти слова?

- Что мы должны вспомнить сегодня на уроке?

- Какова будет тема нашего урока?

- Запишите дату, тему урока в тетрадь.

II. Операционный этап.

1). Учащиеся повторяют правила правописания корней с чередующимися гласными А-О.

В корне -гар-(-гор-) под ударением пишется а, без ударения – о: загар, но загореть.

В корне -зор-(-зар-) под ударением пишется о, без ударения –а: зорька, но заря.

В корнях -лаг-(-лож-), -кас-(-кос-) пишется а, если за корнем следует суффикс –а : полагать, положить, касание, прикосновение.

В корне –раст-(-ращ-,-рос-) пишется а перед ст и щ, а в остальных случаях – о: расту, росла, сращение.

Исключения: изгарь зоревать росток

пригарь зорянка отрасль

выгарки ростовщик

Ростислав

Ростов

________________________________________________________________

2) Учитель:

- Как надо рассуждать, чтобы грамотно написать слова с чередующимися гласными? (Необходимо найти условия выбора гласной в корне).

- Давайте составим алгоритм на тему «Правописание корней с чередованием гласных А – О ».


  1. Выделить корень в слове.


  1. Если это корни -кас- – -кос-, -лаг- – -лож-, то определить, следует ли за а


Да Нет

Написать: А Написать: 0


  1. Если это корни


-гар- – -гор- -зар- – -зор-

Определить, находится ли гласная в корне под ударением


Да Нет Да Нет


Написать 0 Написать Написать А

тот гласный, тот гласный,

который который

слышится слышится


Исключения: Изгарь Зоревать

Пригарь Зорянка

Выгарки


  1. Если это корни -раст-, -рос-, -ращ-, проверить, оканчивается ли корень на ст, щ


Да Нет

Написать: А Написать: 0


Исключения: росток, отрасль, ростовщик, Ростислав, Ростов

- Расскажите друг другу алгоритм.

- Ребята, вернитесь, пожалуйста, к словам на доске, объясните правописание слов, запишите их в тетрадь.

Излагать - изложить, вырастить - вырос, загорелый – загар,

касательная - коснуться, озарённость – зорька .


3). Задание №1.

Распределите слова в зависимости от написания гласных О-А. Обозначьте орфограмму.

К…саться, ср…статься, подр…стут, прик…сновение, з…ря, предпол…жить, сг…реть, сл…гать, к…саюсь, водор…сли, ср…щение, возл…гать, з…ревать, пор…сло, распол…житься, прол…жить, наг…р, неприк…сновенный, приг…рь, р…стовщик.

- Проверьте написанное по ключу (взаимопроверка).


Ключ к заданию №1.

Касаться прикосновение

срастаться предположить

подрастут сгореть

заря водоросли

слагать зоревать

касаюсь поросло

сращение расположиться

возлагать проложить

нагар неприкосновенный

пригарь ростовщик

Физминутка.

4) Игра «Корректор».

Корректор – работник издательства, газеты или типографии читающий корректуру.

- Найдите ошибки в тексте.


Догарала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом. Красой солнца озорена гладь озера.


Проверьте себя!

Догорала румяная заря, и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озарилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загорелись нежным светом. Красой солнца озарена гладь озера.


III. Рефлексия.

1). Тест.

Тема: «Правописание корней с чередованием гласных А-О»

Начало формы

1.

В каком слове пишется А?

а

предл...жу

б

пол...жение

в

распол...гаться


2.

В каком слове пишется А?

а

зар...сли

б

подр...сту

в

выр...сли


3.

В каком слове пишется А?

а

прик...снуться

б

к...сательная

в

прик...сновение


4.

В каком слове пишется А?

а

отр...сти

б

сг...рел

в

к...снется


5.

В каком слове пишется О?

а

з...ря

б

з...ревать

в

з...рницы


6.

В каком слове пишется А?

а

заг...реть

б

заг...р

в

выг...ревший


7.

В каком слове пишется А?

а

возр...ст

б

р...стовщик

в

Р...стов


8.

В каком слове пишется А?

а

изл...гать

б

сл...жение

в

сг...рание


9.

В каком слове пишется А ?

а

Р...стислав

б

отр...сль

в

пог...релец


10.

В каком слове пишется А?

а

прор...сли

б

г...реть

в

прир...щение

Конец формы



2). Самопроверка.

1в 2б 3б 4а 5б 6б 7а 8а 9б 10в

3) Итоги. Выводы.

IV. Информация о домашнем задании.

1). Выучить алгоритм.

2). Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Задание: составить 10 предложений, используя любые слова с чередованием гласных а-о в корне.


Карточка № 2.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Найдите слова с чередующимися гласными, обозначьте орфограмму.

До сумерек ост…валось часа два. Под луч…ми вечерней з..ри г…рели верш…ны дальних сопок. Я воспользовался этим временем и пока мои спутники устраивались на бивак стал подн…маться на бл…жайшую возвышенность. Сверху мне хорошо был виден весь берег. На зн…чительном

прот…жении между морем и горным хр…бтом распол…гается широкая и низменная пол…са земли которую суша захв…тила у моря. Продукты разрушения гор выносимые реками отл…гались между двумя мысами сост…вляющими оконечность хр…бта. Море тоже принимало участие в образовании этой равнины. В течение многих веков оно намётывало вал за валом и постепенно выр…вняло берег. Первые валы уже давно зар…сли лесом, но ближе к морю р…стительность была моложе. Последний вал ещё не успел зар…сти тр…вою.

(По В.К. Арсеньеву).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Правописание корней с чередованием гласных а-о.

Автор: Пшенко Юлия Анатольевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103822

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Правописание корней с чередованием гласных А-О"
    ["seo_title"] => string(56) "pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-a-o-1"
    ["file_id"] => string(6) "275558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452597353"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Правописание корней с черелованием О-А "
    ["seo_title"] => string(44) "pravopisaniie-korniei-s-chierielovaniiem-o-a"
    ["file_id"] => string(6) "186071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426269431"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация по теме "Чередование гласных в корнях слов" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-po-tiemie-chieriedovaniie-ghlasnykh-v-korniakh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "245092"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446052127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros"
    ["file_id"] => string(6) "301504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932925"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros1"
    ["file_id"] => string(6) "301505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства