kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание чередующихся гласных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык 5 класс

                     Тема: Правописание чередующихся гласных в корне

Цель: изучение новых орфограмм, формирование навыка правильного выбора нужной орфограммы

Задачи:

  1. формирование орфографической зоркости;
  2. развитие речи, мышления, внимания учащихся;
  3. воспитание эстетического чувства, стремления правильно говорить и писать

                                                      Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске написаны два столбика слов:

Слизать …                     слезать …

выпяченный …               выпеченный …

посвятить …                посветить …

изживать …                  изжевать …

настигать …                настегать …

свила …                         свела …

прилагать …                приложение …

растить …                   вырос …

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание чередующихся гласных»

Русский язык 5 класс


Тема: Правописание чередующихся гласных в корне


Цель: изучение новых орфограмм, формирование навыка правильного выбора нужной орфограммы

Задачи:

  1. формирование орфографической зоркости;

  2. развитие речи, мышления, внимания учащихся;

  3. воспитание эстетического чувства, стремления правильно говорить и писать


Ход урока


1. Мобилизующий этап


На доске написаны два столбика слов:

Слизать … слезать …

выпяченный … выпеченный …

посвятить … посветить …

изживать … изжевать …

настигать … настегать …

свила … свела …

прилагать … приложение …

растить … вырос …



Образец: уравнение … уравнение с неизвестным.


Учитель. Прочитайте написанные в столбиках слова. Познакомьтесь с образцом. Сформулируйте задание к упражнению.

С каждым словом нужно придумать словосочетание. В исходных словах нужно выделить корень и гласную в нем.

Задание выполняется сначала в устной коллективной форме, затем письменно — в индивидуальной, с последующей проверкой. Во время проверки выявляются группы слов по способу определения в них чередующейся гласной.


2. Определение темы и цели урока


Учитель. Учитывая общие признаки слов, с которыми мы сейчас работали, сформулируйте тему урока.

Все слова имеют чередующуюся гласную в корне. Значит, тема сегодняшнего урока: «Чередование гласных в корне».

Возможен другой вариант: «Правописание слов с чередующейся гласной в корне».

Тему урока учитель записывает на доске.


Учитель. Отталкиваясь от темы, поставьте цель урока.

Цель урока: изучить правила правописания слов с чередующейся гласной в корне.


3. Изучение учебного материала


4. Тренировочные упражнения


Упражнение 1 (на карточке)


1. На востоке разгорается и набирает силу заря. На смену умирающей ночи рождается новый день. Туман низко расстилается по долине, собирается клочьями, постепенно растворяясь от соприкосновения с лучами солнца. В траве зажигаются и переливаются, горят и блистают алмазами капельки росы. Головки цветов пропитаны влагой, низко склонились и почти касаются земли. Воробьи громко чирикают в траве, обдирают ягоды на кустах.

2. Лет двести тому назад ветер - сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле плоского камня и проросли разом. С тех пор ель и сосна вместе растут, поднимаясь все выше, толстея. Притеревшись стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья, препираясь, стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа.

(По М.М. Пришвину)


3. Важную роль в предложении играют прилагательные. Они могут быть второстепенными и главными членами. Прилагательные придают тексту особую эмоциональность, конкретизируют мысль. Трудно предположить, что представлял бы собой язык без этой части речи.

Таблица



Написание чередующейся гласной зависит от ударения

чередование зависит от согласных в конце корня

Написание гласной зависит

от суффикса



согл

а





Учитель. Прочитайте тексты на карточке. Рассмотрите данную к ним таблицу. Сформулируйте задание к упражнению. Из текстов нужно выписать в таблицу три группы слов с чередующейся гласной в корне. В первую группу нужно включить слова, в которых написание чередующейся гласной зависит от ударения. Во вторую — слова, в которых чередование зависит от согласных в конце корня. В третью группу — слова, в корне которых написание гласной зависит от суффикса.


Учитель. Предлагаю начать работу с текста, отличающегося от двух других по стилю. Определите и назовите его. Учащиеся находят научный текст. Выписывают из него слова по теме урока. Выделяют в них орфограмму.


Учитель. Сравните между собой оставшиеся тексты. Найдите их основное отличие.

Первый текст — описание, второй — повествование. Учащиеся должны обосновать свою мысль.


Учитель. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне. Сначала заполните ту часть

таблицы, к которой относится меньшее количество слов. Далее — по степени увеличения.

Учащиеся работают с первой, второй, третьей частью таблицы, повторяя соответствующие правила.


Дополнительные задания к упражнению:

1. Сделайте вывод о правописании корней с чередованием гласных.

2. Синтаксическая конструкция, о которой я сейчас говорю, отсутствует в научном тексте, но их две в тексте-описании. Определите, сколько таких конструкций в тексте-повествовании. Назовите эту конструкцию. Скажите, как она выделяется на письме.

3. Найдите слово, соответствующее схеме :


Объясните его написание. Какой термин в русском языке имеет такой же корень? (Речь идет о слове склонились.)


Упражнение 2

На доске и в тетрадях учащихся изображается проверочный квадрат.



е

о

о

о

е

и

о

я

и

и

е

о

я

о

я

я

е

е

о

а

е

о

о

о

е


Учитель диктует словосочетания. Учащиеся заполняют квадрат. Для этого они на слух определяют чередующуюся гласную в одном из слов каждого словосочетания. Выделенные гласные по очереди, слева направо записывают в ячейки квадрата.


Словосочетания для первого ряда квадрата:

слезать с дивана

прикоснется рукой

загореть на солнце

сложить обязанности

расстелить скатерть


Словосочетания для второго ряда квадрата:

умирать от страха

склонился над младенцем

разрядить ружье

прожигать жизнь

запирать дверь


Словосочетания для третьего ряда квадрата:

свела с ума

предложить работу

разгорается печь

приятное прикосновение

посвятить родине


Словосочетания для четвертого ряда квадрата:

увядать от старости

стерильная чистота

прожевать хлеб

густые заросли

подрастающие деревья


Словосочетания для пятого ряда квадрата:

стереть с доски

проложить дорогу

выполнять неукоснительно

сложить тетради

развевается по ветру


Дополнительные задания к упражнению: 1. Найдите в одном из словосочетаний слово, в приставке которого букв больше, чем в корне. Составьте ряд слов так, чтобы количество букв в приставке постепенно уменьшалось. (Вариант цепочки: предложить, разгорается, выполнять, сложить.)

2. Найдите в одном из текстов предложение, в котором есть такая же синтаксическая конструкция, как в словосочетании подрастающие деревья. Сделайте его полный синтаксический разбор.


5. Домашнее задание

Учитель. К каждому слову таблицы подберите слово с противоположной чередующейся гласной. Составьте с ними словосочетания и запишите.


6. Итог урока

Учитель. Еще раз вспомните, на какие группы можно разделить слова с чередующейся гласной в корне. Назовите наиболее трудные для вас случаи правописания из каждой группы. Учащиеся выполняют задание.

Оценивание деятельности учащихся на уроке.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Правописание чередующихся гласных

Автор: Салкеева Елена Юрьевна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Правописание чередующихся  гласных  А - О ,Е – И в корнях слов". "
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-ie-i-v-korniakh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "148929"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419878622"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Тест по русскому языку для 6 класса по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"."
    ["seo_title"] => string(95) "tiestporusskomuiazykudlia6klassapotiemiepravopisaniiechierieduiushchikhsiaghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "257205"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1448287711"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Разработка урока по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotkaurokapotiemiepravopisaniiechierieduiushchikhsiaghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "256009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448032878"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Правописание чередующихся гласных  а – о  в корнях  - лаг\\-лож-, -рос-\\-раст-(-ращ-)."
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-rashch"
    ["file_id"] => string(6) "262622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449395348"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства