Правописание частицы не с глаголами. Конспект урока.
Правописание частицы не с глаголами. Конспект урока.
Конспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса.
Цели урока: ознакомить учащихся с орфограммой «Раздельное и слитное написание не с глаголами; обучать правилам написания не с глаголами;
развивать орфографическую зоркость; развивать и обогащать устную и письменную речь; воспитывать интерес к литературе.
В конспекте использованы разные виды работ: работа в парах; инсценизация сказки: творческая работа: "Подобрать пословицы, в которых не с глаголами пишется слитно и раздельно", составление правил поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание частицы не с глаголами. Конспект урока. »
Тема: Правописание частицы не с глаголами
Цели урока: ознакомить учащихся с орфограммой «Раздельное и слитное написание не с глаголами»;
обучать правилам написания не с глаголами;
развивать орфографическую зоркость;
развивать и обогащать устную и письменную речь;
воспитывать интерес к литературе.
Оборудование: мультимедиа, учебники, карточки с заданиями.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.
Ход урока
І. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
Чтение наизусть стихотворений о поведение на уроке.
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят , отвечаю.
О русском языке.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады родник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык.
Горького зоркость,
Бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова-
Выучи русский язык.
ІІI.Проверка домашнего задания.
Что такое глагол? Приведите примеры.
Назовите морфологические признаки глагола.
Какие глаголы называются безличными? Приведите примеры.
ІV. Изучение нового материала.
1.На доске записаны слова
Не болеть негодовать
не читать ненавидеть
не помогать нездоровится
не слышать неистовствовать.
- Что между этими словами общего?
- Чем они отличаются друг от друга? Почему?
2. Слово учителя.
Отрицательная частица не пишется с глаголами всегда раздельно. Слитно только тогда, когда глагол без нее не употребляется. В этом случае частица не становится приставкой. На первый взгляд кажется, что правило о правописании не с глаголами простое, но простота его обманчива.
3.Работа в парах. Выяснение лексического значения слов-глаголов, которые пишутся с не слитно. (На листочках написаны глаголы и их значения. Стрелочками правильно указать значения глаголов).
Недоумевать заставлять, не считаясь с желанием другого
негодовать сомневаться, удивляться
неистовствовать находится в болезненном состоянии
неволить злиться, беситься
недомогать выражать неудовольствие
нездоровится находиться в состоянии нездоровья.
4.Инсценизация сказки «Сила любви»
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу.
Он говорил:
-Люблю .
Она отвечала:
-Не люблю.
Он признавался:
-Верю.
А она:
-Не верю.
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах.
Вот однажды Не и говорит ему:
-Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь.
Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она ,как обычно, отскочила от него с криком:
-Негодую! Ненавижу!
И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом с ней. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может.
V. Закрепление нового материала.
1.Работа с учебником.
Чтение теории (с.37)
2.Подобрать пословицы, в которых глагол с не пишется раздельно.
Под лежачий камень вода (не)течёт.
(Не)спеши языком , спеши делом.
В лес дров (не)возят.
Чего (не)знаешь, того (не)говори.
(Не)хвали в очи ,(не)брани за глаза.
Ища себе прибыли ,другому (не)желай погибели.
Семеро одного (не)ждут.
После драки кулаками (не)машут.
За двумя зайцами погонишься, ни одного (не)поймаешь.
Кашу маслом (не)испортишь.
Кто (не)работает, тот (не)ест.
С ложью правда (не)дружит.
Без труда (не)вытащишь и рыбку из пруда.
Лень добра (не)делает.
(Не)потрудиться , так и хлеба (не)добиться.
-Почему в пословицах так много глаголов с отрицанием?
(Человек в жизни поступает часто неправильно, не так, как должно быть , поэтому пословицы нас учат , отталкиваясь от отрицательного опыта человека).
3.Составьте правила поведения учащихся в школе, на дороге (по группам), используя глаголы с частицей не.
Например:
-Не опаздывать на урок. Не переходить дорогу на красный свет.
-Не разговаривать на уроке. Не перебегать дорогу перед транспортом.
-Не мешать соседу по парте. Не ходить по проезжей части.
-Не рисовать на партах. Не нарушать правила дорожного движения.
4.Упражнение 78.
Списать, раскрывая скобки.
Невзвидеть, не видеть, ненавидеть, не любить, невзлюбить, не доставать (в значении «не дотягиваться»),недоставать (в значении «быть в недостаточном количестве»), не может, неможется, несдобровать, не угодить , неволить.
5.Дополнительное задание.
Выборочный диктант. Выписать не с глаголами.
А)Итак – о славе не мечтай.
Не будь на деньги падок.
Трудись по силам и желай,
Чтоб труд был вечно сладок.
Б)Спешите , люди, жить. Не опоздайте
Других вслед за собой позвать.
Скорее руку помощи подайте,
Не торопитесь руку убирать.
В)Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит .
Вот что значит настоящий верный друг.
VI.Итоги урока.
Наш урок подошёл к концу. Вы все хорошо поработали. Молодцы!