Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с удвоенными согласными»
Конспект
открытого урока по русскому языку
в 3 классе
на тему:
«Правописание слов с удвоенными согласными»
провела учитель начальных классов
МБОУ «Акимовская СОШ»
Никитина О.А.
2018 год
Цель: знакомство с правилом написания удвоенных согласных на границе морфем.
Формирование у школьников умения учиться;
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу;
Находить слова с удвоенными согласными в корне, правильно их произносить;
Проверять правописание слов с удвоенными согласными по словарю;
Определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов;
Оценивать результаты своей деятельности.
Планируемые результаты
Регулятивные учебные действия: Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
Познавательные учебные действия: Наблюдать над положением двойных согласных в составе слова. Ознакомить с правилом написания двойных согласных в слове.
Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
Тренировать обучающихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи.
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация PowerPoint, карточки для работы в группе, толковый словарь, орфографический словарь.
Ход урока
Организационный момент. (слайд 1)
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Ум и сердце в работу вложите И каждой секундой в труде дорожите!
Актуализация знаний
-Прочитаем хором стихотворение. (слайд 2)
-О каком языке идёт речь. (О русском)
Давайте вспомним, о чём говорили на предыдущих уроках? (Об орфограммах) (слайд 3).
-Что такое орфограмма? (Это буква, написание которой надо проверить, или запомнить).
-Как называется орфограмма, которую можно проверить? (Проверяемая).
-А которую нельзя проверить? (Непроверяемая) .
-Что нужно делать, чтобы правильно написать слова с непроверяемыми орфограммами? (Запомнить, обратиться к орфографическому словарю).
-О каких орфограммах мы уже говорили на уроках русского языка в 3 классе? (жи-ши; ча-ща; чк, чн, нч, чт; разделительный мягкий знак, безударный гласный в корне слова, парный согласный, непроизносимый согласный).
-Что нужно делать, чтобы проверить написание безударного гласного в корне слова? (Подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным).
-Что мы будем делать, чтобы проверить написание парных, непроизносимых согласных? (Подберём проверочные слова так, чтобы парные согласные и непроизносимые согласные слышались отчётливо).
-Ребята, а для чего нам нужно знать орфографические правила, в жизни это пригодится? (Чтобы грамотно писать диктанты, сочинения, изложения, письма, сообщения).
-Прочитайте предложение, найдите в нём орфограммы, объясните. (слайд 4)
Оцените свои ответы в оценочном листе.
Минутка чистописания
Как всегда свой урок мы начнём с каллиграфической минутки.
- Сядьте прямо, откройте тетради и запишите число, классная работа.
- Посмотрите внимательно на буквосочетания и скажите, что общего в этих элементах? Запишите буквосочетания в алфавитном порядке.
бб кк жж нн мм сс
- Во время минутки чистописания соблюдайте правильные соединения, пишите каллиграфически.
-Проверим (бб, жж, кк, мм, нн, сс). (слайд 5)
-Оцените себя в оценочном листе.
-Отгадайте загадки (слайд 6, 7, 8, 9)
- Значения каких слов вам непонятны?
-Что нам поможет в определении лексического значения слова? (Толковый словарь)
- Давайте прочитаем толкование слов экспресс и перрон. (читает Саид)
-Прочитайте отгадки хором (слайд 10).
-Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (двойные согласные мы произносим долго)
-Спишите их, поставьте ударение, подчеркните удвоенный согласный.
-Ребята,что общего в словах? Сформулируйте тему нашего урока.
Учиться грамотно писать слова с удвоенными согласными.
Выучить и запомнить как больше слов на эту орфограмму.
-На сегодняшнем уроке вы узнаете, в каких частях слова встречается написание удвоенной согласной, научитесь правильно писать данные слова, разбирать их по составу.
-Откройте учебник на с.122, выполним упр.234. (Анифе идёт к доске, читает задание под вторым кружком, выполняет упражнение).
-Давайте выделим корень в данных словах, что для этого нужно? (подобрать однокоренные слова).
-Анифе,оцени себя в оценочном листе.
- Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова?
- А подобрать проверочное слово?
- Это орфограмма?
Прочитаем правило на с. 121. Что вы поняли?
- Какой вывод сделаете?
ВЫВОД: Написание слов с удвоенной согласной буквой в корне надо запомнить. При образовании однокоренных слов двойные согласные корня сохраняются.
- Всегда ли удвоенные согласные находятся в корне слова? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним упр. 235. (Рита идёт к доске, выполняет первую строчку упражнения, даёт совет, как перенести слово с удвоенным согласным)
-При помощи чего образовалось новое слово? (суффикса). Где находятся двойные согласные?
-Оцени себя в оценочном листе.
-Какой вывод сделаете?
ВЫВОД
Если корень заканчивается на согласную, а суффикс начинается с этой же согласной, то на стыке корня и суффикса пишется удвоенная согласная.
- Что такое стык? Где мы можем узнать значение этого слова?(в толковом словаре С.И.Ожегова). Давайте прочитаем (читает Ксюша)
(Стык – это место, где вплотную соединяются, сходятся два конца, две крайние части чего – нибудь»).
-Прочитаемалгоритм написания слов с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса (на доске)
1.Прочитай слово
2.Выдели корень
3.Выдели суффикс
4.Сравни согласные буквы корня и суффикса
5.Сделай вывод
-А теперь разберём по составу слова беззубый, рассказ (Хатиджа работает у доски).
- Подходит это слово к орфограмме удвоенная согласная в корне слова? Почему?
-Оцени себя в оценочном листе.
- Как называется место соединения приставки и корня? (стык)
Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.
Приставка и корень имеют одинаковые буквы, они как бы встречаются и соединяются: на стыке приставки и корня.
Прочитаем алгоритм написания слов с удвоенными согласными на стыке приставки и корня (на доске)
1.Прочитай слово
2.Выдели корень
3.Выдели приставку
4.Сравни согласные буквы приставки и корня
5.Сделай вывод
Работа в группах.
Объединитесь в группы. Повторим правила работы в группах. Вам нужно будет выписать слова с удвоенными согласными
1 группа –в корне слова
2 группа – на стыке приставки и корня.
3 группа – на стыке корня и суффикса.
Проверим вашу работу (слайд 11), 3 представителя читают у доски, все проверяют на экране телевизора.
-Оцените свою работу в группах в оценочном листе
Физминутка
– Услышав слово с удвоенной согласной, поднимите руки вверх и хлопните два раза в ладоши.
Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Радиоволна идет сквозь стену.
Мы ее поймаем на антенну.
Если пьете в школе квас,
Не забрызгайте весь класс.
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
-Оцени себя в оценочном листе.
-Прочитайте словарные слова в учебнике (коллектив, коллекция, аккуратный, аккуратно, грамм, килограмм)
-Найдём лексические значения слов коллектив, коллекция (читает Сергей)
-Подберите синоним к слову аккуратный (опрятный).
-Объясните значения слов грамм, килограмм.(Единицы измерения массы).
-Какая орфограмма встречается в этих словах? (удвоенный согласный).
-Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните удвоенную согласную.
-Придумайте предложение со словом коллектив.(Наш классный коллектив состоит из дружных ребят.)
Поработаем в карточках. Вам нужно вставить пропущенные буквы.
Прочитайте хором, запишите имена девочек в тетрадь, подчеркните удвоенные согласные. А у нас в классе есть учащиеся, в именах которых встречаются удвоенные согласные? (Анна, Кирилл).
-Оцените себя в оценочном листе.
Вставьте пропущенные слова с удвоенными согласными (слайд 15)
_______ ребят идет на экскурсию в парк.
В городском парке много тенистых ______.
Ученики писали ______ об экскурсии.
Проверьте себя(слайд 16)
-Оцените себя в оценочном листе.
6. Итог урока
Подходит к концу наш урок. Над какой темой работали?
Давайте вспомним, в каких частях слова пишутся удвоенные согласные.
1. Удвоенные согласные пишутся в корнях слов. Их надо запомнить и проверять по словарю.
2. Удвоенные согласные пишутся на стыке приставки и корня. Уметь объяснять!
3. Удвоенные согласные пишутся на стыке корня и суффикса. Уметь объяснять!
Какую цель ставили перед собой, достигли ли мы цели?
Возьмите оценочный лист, посмотрите на свои отметки, которые вы поставили себе в течение урока, выведите общую отметку, на которую вы сегодня работали, напишите её на листочках, прикрепите на доску. (на доске – отлично, хорошо, удовлетворительно). Объясните, почему вы себя так оценили. Оцените других учеников на уроке.
Рефлексия (сигнальные карточки) Оцените наш урок. (слайд 17)
1.Если вы считаете, что урок прошёл для вас с пользой, вы научились и можете помочь другим, покажите зелёную карточку.
2.Если вы считаете, что научились, но вам нужна ещё помощь, просигнальте жёлтой карточкой.
3.Если вы считаете, что было трудно на уроке, просигнальте красной карточкой.
Объясните, почему вы просигналили этими карточками?
- Ну, что ж, ребята, я надеюсь, что вы будете дружить с русским языком, научитесь находить в словах опасные места, объяснять их по правилам орфографии, а если надо – запоминать, пополняя свой словарный запас.
Домашнее задание
- Выписать из орфографического словаря учебника слова с удвоенными согласными; 1 вариант - составить предложение с любым словом, 2 вариант – разобрать любое слово по составу. Подготовиться к записи этих слов под диктовку;
Итак, друзья, пришла пора, И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с желанием трудиться, Никогда не унывать И русский на «отлично» знать!