- повторить и систематизировать знания об имени числительном (как части речи, разрядах, особенностях употребления), формировать навыки правописания Ь, удвоенной согласной в числительных, порядковых числительных на –сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный;
- развивать умение применять полученные знания на практике, самостоятельность в решении орфографических задач, развивать письменную и устную речь учащихся;
- содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка, воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку и уважение к его нормам, аккуратность при выполнении письменных работ, доброжелательное отношение к одноклассникам, самодисциплину.
№ п/п | Слайд | Этап урока | Вид работы | Содержание | ЛСО Баллы |
1. | | Организационный момент | Коллективная | Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Запись д/з: Оформление классной работы. | |
2. | | Объявление темы и цели урока | Коллективная | Цель: - повторить и систематизировать знания об имени числительном (как части речи, разрядах, особенностях употребления), формировать навыки правописания Ь, удвоенной согласной в числительных, порядковых числительных на –сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный; - развивать умение применять полученные знания на практике, самостоятельность в решении орфографических задач, развивать письменную и устную речь учащихся; - содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка, воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку и уважение к его нормам, аккуратность при выполнении письменных работ, доброжелательное отношение к одноклассникам, самодисциплину. | |
3. | | Орфографическая минутка с взаимопроверкой | Коллективная | Построение, троечница, троеборье, встроенный, авиастроение, настроение, нестроевой, расстроенный, трудоустроенный, втрое. | 10б. |
4. | | Анализ учебной ситуации | Коллективная | - Из каких частей речи составлена орфографическая минутка?/ Существительное, причастие, прилагательное, наречие. - Посмотрите внимательно и определите какая ещё часть речи спряталась здесь?/ Числительное «трое». - К какому разряду относится данное числительное?/ Количественное, собирательное. - Кто на слайде мог бы вам «намекнуть» на это числительное? Трое Дедов Морозов. - Почему с данным существительным можно использовать собирательное существительное? Оно обозначает лиц мужского пола. | 1б. 1б. |
5. | | Мозговой штурм | Работа в парах | - Отгадайте слова по картинкам. Посмотрите внимательно и скажите: чем могут быть связаны все эти слова?/ В них тоже спряталась цифра 3: Треуголка, трио, трилогия, трёхэтажный, трилистник, трехъярусный. | 6б. |
6. | | Анализ незнакомых слов | Коллективная | Трилогия - художественное произведение, состоящее из трех частей, объединенных общим содержанием. | 1б. |
7. | | «Музыкальный момент» Анализ учебной ситуации | Коллективная | Прослушивание отрывка из песни «Три белых коня» из фильма «Чародеи»: треугольных (платьях) – прилагательное: нельзя записать с помощью цифры; три (белых коня) – числительное (количественное, целое): можно записать цифрой - 3 (белых коня). | |
8. | | Самопроверка д/з: упр.398 | Индивидуальная | простые | составные | сто | триста пятьдесят седьмой … | одиннадцать | тысяча девятьсот восемьдесят восемь... | один | | семидесятый | | три | | сорок | | шестьдесят | | девятнадцать | | триста | | - На какие другие группы можно разделить эти числительные?/ количественные и порядковые. - Назовите порядковые числительные. | 11б.+ 1б. |
9. | | Выборочная работа | Индивидуальная | | |
10 | | Анализ учебной ситуации | Коллективная | Определите: - составные числительные; - простое сложное числительное; - числительные с мягким знаком на конце. | |
11. | | Теоретический материал по теме урока Работа с учебником | Работа по рядам | Расшифруйте правило - подсказку можно найти в учебнике (с.47-48), - приведите примеры. | |
12. | | Музыкальная физкультразминка на внимание. | Коллективная | Восемнадцать, девятнадцатый, пятьдесят, семь, шестьсот, четыре, девятьсот, девяносто, тридцать один, сорок девять, пятьсот, триста. | |
13. | | Логическая задачка | Индивидуальная | Отгадай число, следуя алгоритму, который основан на выборочном диктанте. Подсказка: 1) Ребус. 2) Слово в рамочке в д/з. | 1б. |
14. | | Проблемный вопрос Историческая справка | Слово учителя | Начиная с одиннадцати и кончая тридцатью девятью, числительные включают необычное образование – дцать. Обратимся к истории. Все мы знаем числительные первого десятка. Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся. Наши предки считали: «один на десяте», «два на десяте», то есть один плюс к десяти, два над десятью Постепенно слияния трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. | |
15. | | Анализ учебной ситуации Работа с учебником | Коллективная | Прочитайте правильно и выразительно предложения (упр.400 с.46). Выпишите словосочетание с числительным в Д.п.: стало равняться одному миллиарду ста семидесяти одному миллиону человек. Слова в рамочке: миллион, миллиард. | |
16. | | Историческая справка | Слово учителя | Числительное «миллион» придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XIII веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить свое восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы –оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово. Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища». | |
17. | | Анализ ситуации | Музыкальный момент | - Полина Гагарина. Песня на Евровидение «Миллион голосов» | |
18. | | Теоретический материал по теме урока | Объяснение учителя Работа в парах | Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно. Запишите числительные, кратные 3-м. | 3б. |
19. | | Рефлексия | Индивидуальная | - Вспомните, какие 3 правила мы изучили на сегодняшнем уроке?/ 1. Ь в конце и в середине числительных. 2. Удвоенные согласные в числительных. 3. Правописание числительных на -тысячный,-миллионный, - миллиардный. | |
20. | | Тест – самоконтроль | Индивидуальная | | 5б. |
21. | | Выставление оценок | Индивидуальная | ОЦЕНИ СЕБЯ: 40-33б. – «5» 32-23б. – «4» 22-13б. – «3» - Я думаю, что отрицательных оценок сегодня не будет. | |
22. | | | | Урок заявлялся как урок-сюрприз. Что такое сюрприз? - неожиданное событие, подарок. - Я думаю, что сюрпризов сегодня было много и что получился настоящий праздник с подарками. | |