Учебник: Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов и др.
Действия учителя | УУД |
Оргмомент Цель: проверить готовность класса к уроку, создать положительный эмоциональный настрой. |
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Помните, что вы одноклассники, поэтому должны относится друг к другу внимательно. За окном солнышко. Весна. А какое настроение у вас? При помощи смайлика покажите его. (На доску вывешиваем тот смайлик, который отражает настроение большинства) | Нацеливать на успешную деятельность(Р) Формировать положительное отношение к учебной деятельности (Л) |
2. Актуализация знаний Цель: организовать актуализацию знаний о глаголе |
А сейчас проведем орфографическую разминку, в ходе которой мы отгадаем тему урока. Орфографическая работа (предложение записано на слайде) В п*лях еще л*жит сне*, а на склон* х*лма по*вляется первый весенний цветок. Над какими орфограммами работали? Найдите слово, которое соответствует схеме (приставка, корень, суффикс, окончание, суффикс) -К какой части речи относится это слово?. - Над какой темой мы будем работать? -Давайте вспомним, что такое глагол. (работа с деревом знаний) - Что обозначает глагол? -На какие вопросы отвечает? -Назовите постоянные признаки глагола. -Как изменяется глагол? -Какую синтаксическую роль выполняет? | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание(Л) Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р) Аргументировать свою точку зрения; объяснять содержание совершаемых действий (К) |
3. Целеполагание. Выход на тему, цель Цель: учить формулировать тему урока и цель учебной деятельности; учить планировать учебную деятельность |
-Какой еще глагол есть в вашем предложении? -Чем они отличаются? (в первом глаголе ударное окончание, а во втором нет) - В каком слове мы можем сделать ошибку? - Что нужно вспомнить , чтобы этого не случилось? - Над чем мы будем сегодня работать? - Дополним тему урока. Назовем ее. - Назовите цели урока. | Сравнивать языковой материал, Владеть диалогической речью (П.) Ставить учебную задачу (Р.) |
Динамическая пауза Цель: снятие усталости | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке (Л) |
4. Закрепление изученного материала. |
4.1 Закрепление умения правильно писать слова с изученной орфограммой (коллективная работа) Цель: закреплять умение правильно писать слова с изученной орфограммой, обосновывав условия выбора написания Объяснительный диктант -Объясните, почему в слове появляется мы пишем окончание «ет» (Работаем с алгоритмом правописания безударных окончаний глаголов) Строчки алгоритма появляются постепенно, после ответа ученика. Запись слов, диктуемых учителем, с проговариванием алгоритма правописания безударной гласной в окончании глагола (у доски по два слова) Сверкает, видим, вырастим, чертим, колем, погреет, терпим, точишь, дышишь, выберем, мечтаешь, рыщут. (В выделенных словах обращаем внимание на способ проверки орфограммы) | Контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном (Р.) Владеть монологической речью, объяснять содержание совершаемых действий (К.) |
4.2 Закрепление умения правильно писать слова с изученной орфограммой (работа в парах) Цель: закреплять умение правильно писать слова с изученной орфограммой, обосновывав условия выбора написания Объяснительное списывание Учащиеся диктуют друг другу слова, записанные на доске (бре..т, бор..тся, кле..т, кат..мся. -Сначала объясняют написание слова ребята первого варианта, пишут вместе. Учитель показывает карточку с правильным написанием слова и обозначением орфограммы. Ученики сравнивают и дают оценку с помощью смайлика. Затем роли меняются. | Контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном (Р.) Слушать и слышать друг друга (К) Определять правила работы в группе(Л) |
4.3 Закрепление умения правильно писать слова с изученной орфограммой (с самопроверкой по контрольной карте) Цель: закреплять умение правильно писать слова с изученной орфограммой, обосновывав условия выбора написания Объяснительное творческое списывание. На доске записан текст. Сильнее грело солнышко и веяло теплом. Днем таяло поэтому с крыш капало. Слышалось журчание ручейков. Дышалось легко. - Прочитайте. -О каком времени года идет речь? -Почему вы решили, что это весна? -Объясните правописание суффикса в выделенных словах. -Все ли в данном тексте записано верно? (не поставлены запятые) -Где и почему их нужно поставить? -Назовите вид первого предложения, второго. (ССП, СПП) - За окошком солнышко, весенняя погода. Вам ничего не хочется поменять в тексте? -Что для этого нужно сделать? (поставить глаголы в настоящее время). | Контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном (Р.) |
Динамическая пауза Цель: снятие усталости | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке (Л) |
4.4 Закрепление умения правильно писать слова с изученной орфограммой (работа в группах) Цель: закреплять умение правильно писать слова с изученной орфограммой, обосновывав условия выбора написания Распределительный творческий диктант (игра «Редакторы») 1,3 группы Прочитайте слова. Распределить на две группы. Слова с ошибками в одну, слова без ошибок в другую. Докажите, что в словах допущены ошибки. Задышит, кормит, окружает, рыбачут, сеят, полит, звонит, мерзнит. 2,4 группы Прочитайте слова. Распределить на две группы. Слова с ошибками в одну, слова без ошибок в другую. Докажите, что в словах допущены ошибки. Посадит, угоните, затянет, услышет, повертют, погуляет, стелят, звонишь. Проверка с проговариванием алгоритма. | Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства (П) Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К) Определять правила работы в группе(Л) |
Упражнение на усвоение офоэпической нормы Цель: закреплять произношение слова «звонит» в соответствии с нормами русского языка -Какое слово было ловушкой и почему? (звонит, звонишь) -В этом слове нет безударного окончания, нет орфограммы. Чтобы хорошо запомнить это слово, давайте прочитаем стихотворение и хором его проговорим. У меня в ушах звенит, Телефон опять звонит. Прочитайте правильно слова: Звонишь, звонят, перезвонит, позвонит | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка(К) |
4.5. Формирование умения правильно писать слова с изученной орфограммой (самостоятельная работа) Цель: закреплять умение правильно писать слова с изученной орфограммой, обосновывав условия выбора написания Графический диктант (с самопроверкой по контрольной карте) Учитель диктует слова, дети рисуют точку в соответствующем поле таблицы. Точки соединяем линиями. Затем сверяем по образцу на доске. Мечтает, постелет, колет, строит, лает, заметит | Контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном (Р.) |
5. Итог урока Цель: учить рефлексировать, осмысливать собственные мыслительные операции познания, т.е. учить формулировать новое знание (орфографическое правило) и способы действия (как применять новые знания) Заполняем диагностическую карту. Прочитайте предложения. Если вы согласны поставьте +. 1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений | | 2. Я знаю слова- исключения из правила «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | | 3.Я могу работать по алгоритму, правильно писать окончания глаголов | | 4. Я всё запомнил и могу работать без алгоритма. | | 5. Я смогу объяснить эту тему товарищу | | | Оценивать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (Р.) |
6. Задавание на дом Цель: учить определять собственные затруднения и те умения, которые необходимо тренировать. Упражнение учебника Составить диктант из 10 слов на изучаемую орфограмму. Объяснить написание окончаний. | Оценивать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (Р.) |