Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Работа в тетради. Чистописание. Работа с рядом слов: мел, школа, карандаш, парта, дом. Прочитайте слово, в котором: - состоит из 3 слогов - из 2 слогов - односложные слова. Какие знания понадобились? Как проверить, правильно ли подсчитали слоги? Обозначим. Прочитайте ряд слов. На доске карточки со словами с пропущенными буквами: Ванна, корова, класс, группа, тонна, касса, - Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права? - Почему ты считаешь, что я права (не права)? Какое задание можно выполнить со словами? -Какое слово здесь лишнее? Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – корова, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.) | Учащиеся работают с рядом слов. Правило определения слогов. Обозначить гласные буквы. Учащиеся читают ряд слов: Ванна , корова, класс, тонна, группа, касса, Учащиеся делают выбор. Обоснование детьми своего выбора? Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.) Предположения детей. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, |
Постановка учебной задачи | Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого | Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы. (учитель пишет на доске или один из учащихся) Слово не входит на строку. - Что же делать? - Что значит перенести? 2. Подумайте, как можно перенести это слово? - Какие у вас идеи? Учитель фиксирует варианты переноса на доске. - Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова. Задание было одно? Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Как вы думаете, какая тема урока? Учитель фиксирует тему на доске (слайд 2 Правила переноса слов) Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? О чём это нам может говорить? -Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. Какие задачи поставим перед собой? (слайд 3) ФИЗМИНУТКА | Записывают в тетради слова с комментированием. Надо слово перенести Часть слова оставить, а другую записать на новой строке. Дети пишут на листе, как можно перенести это слово. Дети предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные: ка-сса, кас-са, касс-а… Как переносятся слова. Как переносить слова; правила переноса слов. Во множественном. Наверное, их много, несколько. Открыть правила переноса, научиться переносить слова. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
Открытие «нового» знания | Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия инструкция целеполагание предъявление результата | Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль? У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой. (слайд 3) 1. Прочитать слова 2. Обратить внимание на выделенные буквы Посмотреть, где стоит знак переноса Сформулировать правило переноса слов. Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. Слушаем результаты работы групп. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. (Слайд 4) На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: О чём говорит эта схема? Слушаем вторую группу. (Слайд 5) Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: ...С — С... Слушаем третью группу. Слайд 6 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске: ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-…. Слушаем четвёртую группу. Слайд 7 Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод Вы согласны с выводом группы? Фиксируем модель: Почему изменилось настроение? Аналогично последнее правило: 1 слог – не переносим Слайд 8 А почему нельзя переносить? | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану. Правило переноса слов. Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило. Представитель от 1 группы показывает задание. Все читают слова: то-пор, лам-па, Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам. Показ задания. Все читают хором слова: мас-са, ван-на Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. Показ задания. Все читают хором слова: май-ка, пень-ки, объ-езд. Выделены Ъ,Ь,Й. знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога) Показ задания. Все читают хором слова: Оля, Ужин, Выделены слоги О -, У. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя. Не хочет стоять одна! Читаем слова: дом, лист, сом Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет. Слова переносятся только по слогам! | Сформулированное правило, представленное в речевой форме и графической |
Реализация построенного проекта:структу-рирование полученных знаний | Построение нового способа действия | Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово. Фиксирует на доске: Читаем слово. Делим на слоги 3. Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записываем Слайд 9 Почему выделены слова «вспоминаем правило»? Физминутка | Проговаривают правила. Сравнивают с учебником с.36, упр.1, делают вывод: мы открыли больше правил. Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный. Можем перенести неправильно | Составленный алгоритм переноса слов |
Первичное закрепление нового способа действия | Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий | Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? Как же мы перенесём слово касса, которое не вошло в строку? Из предложенных слов Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты) Девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания Будут ли у вас одинаковые слова? Взаимопроверка. Есть ли у вас совпадения? Проверить вслух. Самопроверка . | Не могли перенести слово КАССА. Применяют алгоритм и объясняют перенос. Дети читают слова с доски и выбирают те, которые нельзя перенести. нет Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос. | Выполненное задание |
Рефлексия. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила. Что понравилось на уроке? | Правила переноса слов. не смогли перенести слово. Мы работали в группах, выполняли задание. Дают словесную оценку и цветовую. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |