ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ: ОФОРМЛЕНИЕ АДРЕСА
НА КОНВЕРТЕ ИЛИ ОТКРЫТКЕ. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ
Планируемые результаты образования:
Предметные: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, применения правил переноса слов без стечения согласных; познакомить с понятием многозначные слова, закреплять умения подбирать слова, соответствующие заданным звуковым моделям.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: общеучебные - освоение ситуаций, в которых необходимо указывать в адресе название страны; понимание многозначности слов; определение подходящих по смыслу слов с опорой на вопросы; логические осуществлять поиск учебной информации в учебнике и учебных пособиях
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоанализ успешности.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника работая в паре, высказывать своё собственное мнение, строить понятное для слушателей высказывание, формулировать простые выводы; соблюдать грамматические нормы речи.
Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности; проявлять прилежание в учебе, формировать чувство любви и гордости к своей Родине,
Ход урока
I. Организационный момент (Л.).
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.
Гости к нам пришли сегодня!
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
С Л А Й Д
Итак, отправляется по ступеням знаний к новым открытиям (шагаем по ступеням и хором называем девиз урока).
Наблюдаю – замечаю – размышляю - делаю выводы.
II. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. Актуализация субъектного опыта учащихся.
Работа в паре (на партах - конверты)
От кого Беловой Анне
Откуда г. Пенза,
ул. Широкая
д. 4, кв. 5
Кому Мишиной Лене
Куда г.Москва,
ул. Темерязевская,
д. 15, кв. 7
От кого Сидорова Пети
Откуда Украина,
г. Киев, ул.Театральная
д. 24, кв. 15
Кому Ученикам 1 «А» класса
Куда Россия, п.Красная Яруга
ул. Крыловка, д. 8
- Сравните адреса. На каком конверте есть дополнительная информация? О чём она говорит? (О стране, куда посылается письмо.) А из какой страны пришло письмо? (Украина)
— Прочитайте важную информацию рубрики «Обрати внимание». Что необходимо указывать на конверте в адресе, если ваш друг живёт в другой стране?
Откройте конверт, который адресован вам.
Прочитайте письмо:
- Всё ли в этом письме понятно? Всё ли правильно оформлено?
- Как вы думаете, с какой проблемой столкнулся Петя?
- Что он не умеет делать?
- Я думаю, что мы, как настоящие друзья Пети, должны помочь ему преодолеть возникшие у него трудности.
- Но для этого мы сами должны хорошо научиться переносить слова. - А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?
-Да, переносить слова надо по правилам.
СЛАЙД - Может вы догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Чему будем учиться на уроке?
СЛАЙД - Продолжим учиться переносить слова.
2. Работа в тетради «Русский язык».
- Решите весёлую задачку. Упражнение 1 «Дорисуй».
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
«Приходите все на чай!».
Сколько чаек, отвечай?
Пять подружек посидели,
Чай попили, улетели.
Сколько чаек осталось?
Запомните ответ задачи
Загляните в свою тетрадь:
Сколько будете чаек рисовать?
Поднимите сигнальную карточку кто правильно посчитал чаек?
Рисование
На панно схемы и иллюстрации чаек
На какой остров приземлятся чайки?
Самостоятельная работа (Р.).
Упражнение 2 «Напиши красиво».
Петя хочет с вами подружиться и пригласить вас к себе в гости. Чтобы отправиться в гости нужно как можно больше узнать о нём. Как мы будем это делать?
Писать письма. Чтобы друг мог прочитать ваше письмо, нужно красиво писать. - Назовите сходства и различия букв, записанных на первой и второй строчках.
(Фронтальная работа.) (Учитель ходит по классу, контролирует процесс письма)
- Найдите букву, которая вам понравилась больше всего, поставьте под ней точку. (Самооценка - сравнение с образцом)
Итог (как писали, как сидели).
Работа по теме урока
-Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва
Я перенёс:
Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
И получил
За это «КОЛ».
Опять
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ».
- А вы как думаете, ребята, какую отметку получил ученик за последний перенос? Почему? (ответы детей.)
- Какой вывод сделаем? (слово опять нельзя разделить для переноса, т.к. одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую.)
Упр. 4 с. 47 1- 2 предложения
Отгадайте загадки
В брюхе – баня,
в носу – решето,
на голове – пуговка,
одна рука – и та на спине.
(Чайник) Какое правило надо знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую?
Без крыльев, а летит,
без языка, а говорит. (письмо)
Какое правило надо знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую?
Упражнение 4 3 предложение «Вставь нужные слова и прочитай правило» (Фронтальная работа.) (Р.).
- Прочитайте новую «тайну языка». (учебник с 50) Какую тайну открыл золотой ключик?
Упражнение 5 «Как перенесёшь слова?». Самостоятельная работа) болъ-шой
объ-явление, объя-вление (допустимо объяв-ление), объявле-ние чай-ка
умы-вайся умывай-ся со-бирайся, соби-райся, собирай-ся чай-ник стуль-чик
бе-ленький, беленъ-кий палъ-чик малъ-чик подъ-ём
III. Закрепление и применение изученного.
1. Работа по учебнику (П. + К. + Л. + Р.). Как называется страна, в которой мы живём? А как называется страна, в которой живёт Петя? Как можно назвать страну, в которой человек родился и гражданином которой является? (Родина)
Прочитайте, какие значения есть у слова «родина». Когда слово «родина» надо писать с большой буквы? Когда с маленькой?
Отгадайте ребус. (Россия) Что вы можете сказать об этом слове?
Как нужно писать это слово? Запишите это слово в словарь.
Словарно-орфографическая работа.
Самостоятельная работа (упражнение 2).
- Что вы узнали о нашей родине и смогли бы рассказать? Прочитайте.
Родина наша - это страна, Очень и очень большая она. Родина наша - это дом, где мы все вместе дружно живём.
IV. Итог урока (Л.).
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Давайте подведем итог.
- Наш народ очень любит свою Родину. О Родине сложено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. Работа в паре
• Родина краше солнца.ни сил, ни жизни не жалей.
• Родина - мать. ..дороже золота.
• Для Родины своей. ..умей за неё постоять.
- Какое новое словарное слово вы узнали?
Берегите Россию - нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Е. Синицын
Рефлексия деятельности на уроке
-Какое новое открытие сделали на уроке?
- А когда вы будете использовать новые знания?
- Обязательно расскажите дома, чему вы сегодня научились.
- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?
- Мне тоже понравилось, как вы работали. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок.