kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правила по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка расчитана на учеников 8 класса, также будет полезна педагогам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правила по русскому языку»

Учитель русского языка Щёголева Е.В.


ПАПКА ПРАВИЛ по русскому языку




















































Оглавление


  1. Тема. Идея. Стили речи…………………………………….. 2- 4

  2. Типы речи…………………………………………………….5

  3. Словосочетание …………………………………………….. 6-7

  4. Главные и второстепенные члены предложения…………....8

  5. Виды сказуемых…………………………………………........9

  6. Тире между подлежащим и сказуемым……………………..10

  7. Односоставные предложения……………………………….. 11

  8. Однородные члены предложения …………………………..12

  9. Обособленные согласованные определения…………….....13

  10. Обособление приложений ………………………………….15

  11. Обособление обстоятельств ………………………………..16

  12. Обособление уточняющих членов предложения …………17

  13. Вводные слова, предложения и вставные конструкции…..18

  14. Прямая и косвенная речь ……………....................................19







































Тема. Идея.


ТЕМА текста — это то, о чём говорится в тексте.

Часто тема текста бывает отражена в его заголовке. О ЧЁМ?


Идея - это то, что хотел нам сказать автор, то, ради чего он написал этот текст. Это ОСНОВНАЯ или главная мысль текста.


ЗАЧЕМ НАПИСАН ТЕКСТ? КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ?

Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи.


СТИЛЬ текста


Стили речи.

Стили речи - разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Стили речи

С какой целью употребляем?

Где употребляется?

(сфера употребления)

Жанры речи

Языковые средства

Разговорный

Общение, обмен мыслями

Общение в быту, беседы.

Беседа, разговор, записка, частные письма

Разговорная лексика

Официально-деловой

Сообщение, информация

Общение людей с учреждениями, переписка

Законы, приказы, поста-новления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги

Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи.

Научный

Сообщение, объяснение научных трудов.

Научно-исследовательская деятельность.

Научная статья, научная работа, доклад, учебники

Термины, профессионализмы

Публицистический

Воздействие на слуша-телей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидению

Агитационно-массовая, общественно-политическая деятельность

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судеб-ная речь, выступление.

Обращения, слова высокого стиля.

Художественный

Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей.

Словесно-художественное творчество

Драма, проза, поэзия

Всё богатство лексики

Разговорный стиль используется людьми для общения в быту с целью передачи своих мыслей, чувств, а также сообщения о чем-либо. Основу разговорного стиля составляют: - нейтральная лексика: семья, пойти, обед, вечер и другие; - разговорные слова: брякнуть, приперся, общага; - просторечия: нынче, давеча; - жаргонизмы: пацан, бабки (деньги); - неполные предложения: Наташа домой, он — за ней.; - обращения, побудительные и вопросительные предложения. - слова с суффиксами эмоциональной оценки (например, уменьшительно-ласкательные): мамочка, кисонька.

Художественный стиль используется в художественном творчестве, его цель — воздействовать на читателей через созданные образы. В художественном стиле распространены изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты и др.). Жанры художественного стиля зависят от рода: проза, лирика или драма. Это будут роман, повесть или рассказ, элегия, ода, трагедия, комедия или драма.

Публицистический стиль используется в агитационно-массовой деятельности и средствах массовой информации, его цель — воздействовать через призыв. Жанрами публицистического стиля являются: статья, очерк, выступление.Текст имеет яркую эмоциональную окраску, используются многозначные слова, фразеологизмы, слова в переносном значении, торжественные, высокие слова, гражданская лексика, сочетание книжных и разговорных слов и конструкций. Преобладают несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы и восклицания, частицы, вводные слова, повторы, употребление однородных членов предложения.

Официально-деловой стиль используется в официально-деловой среде для общения граждан с учреждениями и учреждений между собой. Цель — сообщение официально-деловой информации. Жанрами официально-делового стиля являются закон, указ, доверенность, заявление, акт, протокол. Особенность стиля — это точность, достоверность информации, ее объективность, исключающая двоякость толкования, а потому в нем неуместны изобразительно-выразительные средства, слова с экспрессивной окраской. Употребляются нейтральные слова, слова в прямом значении, абстрактная лексика (выполнение, соблюдение), стандартизированные обороты (согласно приказу…, мы, ниже подписавшиеся…), сложные предложения с составными союзами, термины, слова долженствования (должен, обязан, полагается, следует). Предложения всегда повествовательные, распространенные, как правило, осложненные причастными и деепричастными оборотами или однородными членами предложения. Часто тексты официально-делового стиля делятся на части, обозначаемые цифрами (статьи законов), или имеют строго ограниченное и регламентированное положение на странице (шапка заявлений и других документов).

Научный стиль используется в сфере науки, его цель — сообщение научной информации. Жанры научного стиля — монография, научная статья, диссертация, диплом, доклад, реферат, рецензия, аннотация. Научному стилю присущи точность, строгость, лаконичность выражений. Не приемлемы изобразительно-выразительные средства, слова с экспрессивной окраской, лексика в переносном значении. Используются научные термины.

















Типы речи

Повествование


Что делает

предмет?


Что и как произошло?


Рассказ о

событиях,

действиях, происшествиях


1. Завязка

2. Развитие действия

3. Кульминация

(наивысшая точка) 4. Развязка

Это мир в движении (один кадр сменяет другой)

1. Ведущая часть речи – глагол, обозначающий динамику, особен-но в форме прошедшего времени (увидел, приехал, разработал).

2. Последовательность событий.

3. Часто употребляются наречия места и времени (там, здесь, оттуда, завтра, вчера, скоро, потом)

Описание

Какой

предмет?


Изображение

(описание) какого-либо явления

действительности: портрета, пейзажа,

животного, картины,

интерьера

Перечисление общего и частных признаков, впечатление о ком- либо или о чём-либо, вывод.

1) общее представление описываемого;

2) описание деталей;

3) отношение к описываемому.

Это мир в покое (одна фотография)

1. Ведущая часть речи –

существительное и

прилагательное.

2. Глагол статичен.

3. Предложения простые.

Рассуждение

Почему так, а не иначе?


Что из этого следует? Как быть?

Размышление о том, почему произошло что-либо, почему человек поступает именно так, почему автор пишет именно об этом

1. Тезис (мысль, которую надо доказать).

2. Аргументы

(доказательства). 3. Вывод

Это мысли о мире, а не сам мир, поэтому нельзя фотографировать

мир, поэтому нельзя

1. Частотны вводные слова ( во-первых, во-вторых, итак, например, следовательно),

составные союзы (потому что, для того чтобы, вследствие того что)

2. Богатый синтаксис

(сложные предложения, вводные конструкции, обособленные обороты)

ПРИМЕЧАНИЕ: тип речи может быть смешанный. Например, повествование с элементами описания; описание с элементами повествования; рассуждение с элементами повествования ли описания.

























Словосочетание

Словосочетание – это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Словосочетание называет предметы, действия, признаки в их отношениях.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова, и от главного к зависимому мы задаём вопрос. Зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного слова. Между ними подчинительная связь.

Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде согласования, управления и примыкания.

Согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. При изменении главного слова изменяется и зависимое.

В берёзовую рощу, берёзовой рощей.

При согласовании зависимое слово может быть выражено причастием, именем прилагательным, порядковым числительным, местоимением, по форме напоминающим прилагательное.

Блестящий ответ, решённая задача, первый по списку, мои оценки.

Управление - вид связи, при которой зависимое слово требует от главного определённого падежа.

Читать книгу (В.п.), восхищаться книгой (Т.п.).

При управлении зависимое слово может быть выражено именем существительным, местоимением, по форме напоминающим существительное.

Разговаривать с товарищем, разговаривать с ним.

Примыкание - вид связи, при которой зависимое слово связано с главным по смыслу, то есть примыкает к нему. Зависимое слово является неизменяемой частью речи. Может быть наречием, деепричастием и неопределённой формой глагола.

Читать громко, очень хорошо, пришёл учиться.

В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяются глагольные, именные и наречные словосочетания.









Не являются словосочетаниями:

  1. Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое, так как между ними двунаправленная связь.

Прозвенел (что?) звонок. Звонок (что сделал?) прозвенел.



  1. Однородные члены предложения, так как между ними сочинительная связь. Однородные члены равноправны и равнозначны, от них друг другу нельзя задать вопрос.

Стеклянный, оловянный, деревянный

  1. Существительное с предлогом, так как это одно слово. Предлог - служебная часть слова, а не самостоятельная.

Перед школой, передо мной

  1. Глагол и частица, так как частица служит для образования формы слова.

Повелительное наклонение: пусть запомнит, давай учи;

Условное наклонение: сделал бы, запомнил бы;

Степень сравнения: самый умный, наиболее способный.

  1. Обращение, так как к нему нельзя задать вопрос.

Здравствуй, солнце

  1. Вводные слова, так как к ним нельзя задать вопрос.

Может быть, решу; к счастью, получилось;

  1. Сложные и составные формы будущего времени, так как можно заменить одним словом: буду петь – спою, буду рисовать – нарисую;

  2. Фразеологические обороты, их можно заменить одним словом.

Рукой подать – рядом, куры не клюют – много, кот наплакал –мало.

ПОМНИТЕ! При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое заменять однокоренным словом.


Например:

мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление),

лисья нора (согласование) - нора лисы (управление),

Петин карандаш (согласование) - карандаш Пети (управление),

смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление),

вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание)

временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление)











Тема 4. Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

Предложения с одним главным членом называются односоставными.

Подлежащее – это главный член предложения, называющий то, о чём говорится в предложении. Оно отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?

Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действитель-ности и абстрактные понятия.

В роли подлежащего могут выступать все части речи. 

Подлежащее выражено

Например:

1. Именем существительным

Лебеди летели из холодной стороны в теплые земли

2. Местоимением

Никто не напомнит, что было в начале.

3. Прилагательным

Мокрый дождя не боится.

4. Числительным

Десять делится на два.

5. Причастием

Встречающие вышли на перрон.

6. Неопределенной формой глагола

Учиться  - всегда пригодится.

7. Наречием

Завтра не будет похоже на сегодня.

8. Междометием

Далече грянуло ура.


9. Синтаксически неделимым сочетанием слов:

1) существ. или местоим. в Им. п. + существ. или местоим. в Тв. п. с предлогом с

2) колич. числит. в Им. п. + существ. в Р. п.

3) много, мало, несколько, сколько + существ. в Р. п.

4) устойчивым сочетанием (названия)

Отец с сыном отправились на стадион.  Мы с ним были тут вчера.

Шли два приятеля.

Несколько человек толпилось у подъезда.

Анютины глазки росли около крыльца









Второстепенные члены предложения

Второстепенными членами предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены могут пояснять как главные, так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания.

По характеру значения и синтаксической роли в предложении второстепенные члены делятся на три группы: дополнения, определения, обстоятельства.

Определение обозначает качества, свойства и признаки предметов и явлений

Дополнение поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей

Обстоятельство обозначает различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия.

Какой? Чей?

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Согласованные определения  согласуются с главным словом в роде, числе, падеже и выражены:

1) прилагательным красивый; 2) порядковым числительным первый, третий;

3) причастием: решённый,

прилетевший, сшитый;

4) местоимением, по форме напоминающим прилагатель-ное: каждый, всякий, любой; мой, наш, который, никакой.

Прямое дополнение выражено:

1) существительным в В.п. без предлога: читаю книгу

2) существительным в Р.п. без предлога при отрицании: не принёс дров

3) существительным в Р.п. без предлога с указанием на часть целого: выпил молока.

Обстоятельство выражено: 1) существительным в косвенном падеже: пришёл в школу;

2) наречием: пришёл быстро;

3) Н.Ф.глагола: приехал загорать; 4) сравнительным оборотом: Выступали, словно из тумана, горы; 5) Деепричастием (деепричастным оборотом): Прощаясь, мы крепко обнялись; 6) словосочетанием: Семь раз отмерь, один раз отрежь; 7) фразеологическим оборотом: я бежал сломя голову (быстро)




Несогласованные определения  связываются с главным словом при помощи управления и примыкания:

1). Имя существительное, местоимение в косвенном падеже с предлогом или без предлога: блузка в горошек

2) Н.Ф.гл: желание учиться 3) Наречие: поворот налево; 4)  Прилагательное в сравнительной степени: деревья  поменьше; 5) Притяжательные местои-мения его, её, их: их забота.

Косвенное дополнение выражено:

1) Существительным в

косвенном падеже

доволен ответом (Т.п.)

2) существительным в В.п. с предлогом; надеяться на родителей

2) местоимением в косвенном падеже подошёл ко мне


Тема 5. Виды сказуемых.

      Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или признак предмета, названного подлежащим.

Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически. Отвечает на вопросы: что делает (делал, будет делать) предмет? что с ним происходит (происходило)? каков он? что он такое? кто он такой?

В зависимости от строения и способа выражения глагольное сказуемое бывает простым и составным. Составное бывает  глагольным  и  именным.

Простое глагольное

сказуемое

Составное глагольное

сказуемое

Составное именное

сказуемое

1 глагол

Проснулись птицы.

Ещё громче будут петь

птицы (сложная форма

будущего времени)

Он пел. (Изъявительное

наклонение)

Ты спел бы. (Условное

наклонение)

Пой. (Повелительное

наклонение)

Что я буду делать?

Да подойдите же

сюда!

Студенты принимали участие в акции протеста (устойчивое сочетание слов)

Он стоял как вкопанный (фразеологический оборот)

2 части

Вспомогательная часть + Н.Ф.глагола

В роли вспомогательного глагола выступают:

1) Фазовые и модальные глаголы

(мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать,

собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться):

Он хотел проехать мимо.


2) краткие прилагатель-ные: рад, должен, готов, согласен, обязан, намерен.

Вы должны трудиться.


3)фразеологизмы

Он горел желанием выступить.


4) категория состояния (нельзя, надо, необходимо, хорошо и другие)

Надо учиться языку.

В знойные дни хорошо

бродить по лесу.

2 части

Глагол-связка + именная часть

Глагол-связка :

1) быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться

2) глаголы со значением

движения, состояния

(стоять, прийти, приехать,

вернуться, сидеть и др.)

Способы выражения именной части

1. Существительное в форме им. или творит. п.

Я буду врачом. 

2. Прилагательное:
Небо всегда было ярким.

3. Причастие в полной или краткой форме

Охвачено сердце тревогой смутной. 
Я ушел смущенный ее поступком.

4. Местоимение

Вишневый сад теперь мой. 
Я не такой.

5. Числительное

Дважды два — четыре. Возраст дуба — две тысячи лет.

6. Наречие
Окна были настежь.

7. Инфинитив

Курить — здоровью вредить.

8. Предложно-падежные формы существительных

Небо было в тучах. 

9. Неделимое (или фразеологическое) сочетание

Варя была с заплаканными глазами. Он был тертый калач.

Тема 6. Тире между подлежащим и сказуемым.

Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если:

  1. И подлежащее, и сказуемое выражены существительным в И.п

Москва столица нашей Родины. Бугуруслан – мой любимый город.

  1. И подлежащее, и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.

Жить – Родине служить. Курить – здоровью вредить.

  1. И подлежащее, и сказуемое выражены количественными числительными.

Пятью пятьдвадцать пять.

  1. Если перед сказуемым стоит указательная частица это или вот, тире ставится перед этой частицей.

Чтение вот лучшее учение.

  1. Один из главных членов выражен существительным в И. п., а другой – глаголом в неопределённой форме, количественным числительным.

Сохранить дружбу на всю жизнь – большое счастье. Высота Зимнего дворца – двадцать два метра.


Между подлежащим и сказуемым тире не ставится, если:

  1. Подлежащее выражено личным местоимением.

Он геолог. Он врач.

  1. Сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами (что, как, словно, точно, будто)

Руки как лёд.

  1. При сказуемом, выраженном существительным, стоит отрицательная частица НЕ.

Бедность не порок.

  1. Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, стоит глагол-связка есть, был.

Язык есть жизнь.

  1. Если подлежащее выражено существительным, а сказуемое прилагательным (кратким или полным).

Этот цветок душистый.

  1. Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, стоит союз, наречие, частица.

Петров тоже известный человек. Без дела жить только небо коптить.

  1. Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, стоит вводное слово.

Семья, говорят, дело тайное, секретное.

  1. Во фразеологических оборотах. Два сапога пара.






Тема 7. Односоставные предложения

В двусоставном предложении два главных члена: подлежащее и сказуемое. В односоставном предложении один: подлежащее или сказуемое.


Односоставные предложения с главным членом-сказуемым:

1. Определённо-личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником. Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения, к которому легко можно добавить отсутствующие местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ.

Например: Выйду (я) на улицу. Дайте (вы) мне коня. Люблю (я) грозу в начале мая.


2. Неопределённо – личные предложения называют действие, совершаемое каким-либо неопределённым лицом. Сказуемое выражено глаголом в форме 3лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении, к которому легко можно добавить отсутствующее местоимение ОНИ.

Например: В дверь постучались. На балконе дачи зажгли свет.


3. Обобщённо-ли́чные предложения называют действие, выполняемое широким, обобщённым кругом лиц. Это пословицы.

Цыплят по осени считают. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


4. Безличные – такие односоставные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие. Главный член - сказуемое, при котором нет и не может быть подлежащего. К сказуемым в таких предложениях можно добавить местоимение МНЕ, МЕНЯ или наречие ГДЕ-ТО.

Например: Уже (где-то) вечерело. Весело.


Сказуемое может быть выражено:

1. Безличным глаголом, обозначающим состояние человека или природы.

Например: На дворе вечереет.

2. Безличной формой личного глагола в 3лице единственного числа настоящего или будущего времени или среднего рода единственного числа прошедшего времени.

Например: Пахло сеном. Пахнет сеном.

3. Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях;

Например: Герасима не было на дворе. Дождя не будет.

4. Словом нет.

Например: У меня нет линейки.

5. Неопределённой формой глагола.

Например: Быть дождю. Нужно учиться.

6. Наречием, кратким страдательным причастием в форме среднего рода.

Например: В избе жарко натоплено.

7. Категорией состояния.

Например: На улице холодно. Жарко.



Односоставные предложения с главным членом подлежащим:

5. Назывные (номинативные) – это такие односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается:

1) существительным в форме И.п. Лес. Ранняя весна. Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок) Это сложное бессоюзное предложение, каждая часть которого является односоставным назывным предложением, а не простое предложение с четырьмя однородными подлежащими.

2) количественно-именным сочетанием: Десять часов.

3) В роли подлежащего может выступать личное местоимение: Вот она,Отчизна!

4) В роли главного члена числительное: Двенадцать.



Следует различать односоставные предложения и двусоставные неполные.

Неполное предложение — это предложение, в котором опущен один из членов предложения (главный или второстепенный).

Такие предложения часто встречаются в разговорной речи.

— Что тебе подарить?
— Щенка.

Второе предложение в этом диалоге является неполным. Его значение понятно из контекста. В этом предложении пропущено сказуемое подари и дополнение мне. Полное предложение звучало бы так: «Подари мне щенка».

Признаки неполного предложения

1. Ощущается пропуск слова. При этом пропущенное слово можно восстановить из предыдущих предложений или из ситуации речи.

О пропуске члена предложения может свидетельствовать тире. Мама хочет пойти на балет, а папа — на футбол. Во второй части этого предложения пропущено сказуемое хочет пойти. Однако предложение с тире может быть и полным. Например, предложение «Васька — кот» полное.

2. Если в предложении с главным членом подлежащим есть обстоятельство, то это двусоставное неполное предложение. В парке беседка. На клумбе цветы.












Тема 8. Однородные члены предложения


Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые:

1). Имеют одинаковое значение, общую семантику. Они одинаковы по цвету, по форме, по материалу, между ними можно поставить союз и. Например: Всюду между деревьев мелькали белые, синие, красные рубахи. (И. Тургенев)

Первый золотистый луч скользит по вершинам гор. Первый золотистый – однородными членами не будут, так как у них разное значение, между ними нельзя поставить союз и.

2). Относятся к одному и тому же слову.

3). Отвечают на один и тот же вопрос.

4). Имеют одинаковую синтаксическую функцию.

5) Выражены одной и той же частью речи.

6) Соединены сочинительной связью: интонацией перечисления и сочи-нительными союзами (и, а но, да=и, да=но, или, ни-ни, то-то, не то- не то)


Союзы бывают одиночными, повторяющимися, двойными (составными)


1. Одиночные: и, а, но, или, да, тоже, также, однако, зато, же.


2. Повторяющиеся: и, или, либо, то-то, ни-ни, не то- не то.

Запятая ставится: Запятая не ставится:

  1. O, а O O и O

  2. O, но O; O, да (=но) O O или O

  3. и O, и O, и O O да = и O

  4. O, и O, и O

  5. O и O, O и O

  6. O, или O, или O

  7. ни O, ни O


3. Двойные (составные): не только, но и; как, так и; хотя и, но; не столько, сколько; если не, то; не так, как; не то что (бы), но (а).


Запятая ставится перед второй частью составного союза.

Балтийское море хотя и не глубокое, но обширное. [ хотя и O, но O ].-ПП


В Сибири добывается не только золото, но и вольфрам [не только O, но и O ].-ПП



Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.


При однородных членах предложения могут стоять обобщающие слова. Они относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, у них такая же синтаксическая роль, что и у однородных членов предложения.


Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. [O: O, O, O].


Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. [O, O, O - O].


Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после однородных членов предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов ставится тире

[O: O, O, O - ….].


Перед обобщающим словом может стоять вводное слово: словом, одним словом, вообще, короче говоря, то перед вводным словом ставится только тире (без запятой), а после него — запятая.


Книги, брошюры, журналы, газеты — словом, все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке.

[O, O, O – словом, O].

После обобщающего слова может стоять вводное слово: как-то, а именно, например, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие: 

Я знаю несколько иностранных языкова именно: английский, французский, немецкий.

[O, а именно: O, O, O].





























Тема 9. Обособленные согласованные определения

Обособленные определения – выделенные интонационно и пунктуационно члены предложения, выступающие в роли определения. Определения бывают согласованные и несогласованные.


Согласованные определения согласуются с определяемым словом (существительным) в роде, числе, падеже и выражены одиночными прилагательными, прилагательными с зависимыми словами и причастными оборотами.

Согласованные определения обособляются, если:

  1. стоят после определяемого слова.

Ветер, холодный, пронизывающий, засвистал на корме. Узорчатые края облаков, пушистые и лёгкие, изменялись с каждым мгновеньем. Солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени.

  1. Стоят перед определяемым словом, и это определяемое слово личное местоимение.

Необыкновенно тощий, он страшно много ел.(Фадеев)


3). Стоят перед определяемым словом и имеют обстоятельственное значение причины, уступки и времени.

Увлечённые игрой, дети не слышали голоса матери.(причина)

Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт.(причина)

4). Оторваны от определяемого слова другими членами.

Отец ходил по комнате, грозный и сердитый.


Не обособляются, если:

  1. Стоят перед определяемым словом.

Солнце освещало вершины пожелтевших уже под свежим дыханием осени лип .

  1. Являются сказуемым.

Вчера Вася пришёл домой заплаканный.

  1. Относятся к любому другому местоимению (притяжательному, указательному, определительному, неопределённому, указательному местоимениям)

Я увидел нечто похожее на гриб.

Обособленные определения, выраженные причастным оборотом.


Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.


Правило обособления согласованных определений, выраженных причастным оборотом.


Обособляются определения:

  1. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.

Например: Солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени.


  1. Стоят перед определяемым словом, и это определяемое слово личное местоимение. (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Ошеломлённый нелюбезным приёмом, я совсем потерялся.


  1. Стоят перед определяемым словом и имеют обстоятельственное значение причины, уступки.

Увлечённые игрой, дети не слышали голоса матери. (Причина, потому что)

Сорванная уже несколько дней назад, роза продолжала благоухать. (Уступки, хотя)


  1. Если союз И соединяет два однородных определения, выраженных причастными оборотами, при этом они относятся к одному определяемому слову, то запятая между ними не ставится.

Дом, стоявший на опушке леса и освещаемый солнцем, принадлежал леснику.


Определения не обособляются:


Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он не выделяется на письме запятыми.


Солнце освещало вершины пожелтевших уже под свежим дыханием осени лип.



















Тема 10. Обособление приложений

Приложение – несогласованное определение, выраженное существительным, обозначающим:

  1. различные качественные признаки;

  2. степень родства;

  3. возраст;

  4. национальность;

  5. профессию, специальность, должность, род занятий.

Приложения выделяются на письме запятой, то есть обособляются, если:

1). Стоят после определяемого слова.

Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника.

2). Относятся к личному местоимению

Мне, механику, сделать это ничего не стоило.

3). Стоят перед определяемым словом и имеют обстоятельственное значение причины.

Смелый охотник, хорек нападает на животных и крупнее себя.

4). Присоединяется союзом КАК и имеет обстоятельственное значение причины.

А.С.Пушкина, как талантливого поэта, знает весь мир. (знач. «причины»)

Как истинный француз, в кармане Трике привёз куплет Татьяне.

5). Присоединяются союзами ИЛИ, ТО ЕСТЬ, словами по имени, по фамилии, по кличке, по прозвищу и т.д.

Дочь, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться.

Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.



Не обособляются, если:

Обороты с  КАК в значении «в качестве» (такое определение  всегда стоит после сказуемого). А.С.Пушкина весь мир знает как талантливого поэта (значение «в качестве»).







Тема 11. Обособленные обстоятельства.

Обособление - это выделение второстепенных членов по смыслу и интонационно, а на письме запятыми. Обособленные обстоятельства могут быть выражены одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

Деепричастный оборот - это деепричастие с зависимыми словами.

Способы обособления обстоятельств.

  1. Обособляется обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием и деепри-частным оборотом, независимо от того, где оно стоит по отношению к основному действию. С одной стороны, если стоят в начале или в конце предложения, и с обеих сторон, если находятся внутри. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек.

  2. Если союз И соединяет два однородных обстоятельства, выраженных одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами, при этом они относятся к одному основному действию, то запятая между ними не ставится.

Например. Смеясь и разговаривая, по улице шли люди. Никого не стесняясь и не скрывая слёз, он плакал.

  1. Если союз И соединяет два однородных сказуемых, то деепричастные обороты относятся к разным основным действиям и обособляются каждый с двух сторон.

Например. Туристы шли по горной тропе, поднимаясь всё выше, и ,одолев подъём, сделали привал.

  1. Если одиночное деепричастие или деепричастный оборот стоит после сочинительного союза или подчинительного союза, то после союза запятая ставится.

Например. Самолёт взмыл и, опустив круг, стал спускаться. Жизнь устроена так, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.

  1. Если одиночное деепричастие или деепричастный оборот стоит после сочинительного союза А, то перед союзом запятая ставится, а после союза запятая не ставится. Например. Павел приезжал всё реже, а приезжая, не задерживался.

  2. Обособляются имена существительные с производными предлогами.

Например. Несмотря на запрет врачей, он занимается спортом. Вопреки нашим ожиданиям, небо затянуло тучами.

  1. Не обособляются деепричастия, входящие в состав фразеологических оборотов.

Например. Будем работать засучив рукава. Будем работать дружно. Признаться положа руку на сердце (признаться искренно); согласиться скрепя сердце (согласиться неохотно); работать не покладая рук, работать засучив рукава (работать долго, старательно); слушать затаив дыхание (слушать очень внимательно); сидеть сложа руки (бездельничать); бежать высунув язык, нестись сломя голову (бежать очень быстро); сидеть повесив нос (расстроиться, сидеть угрюмо); смотреть выпучив глаза (смотреть с удивлением); ходить задрав нос (зазнаваться); по правде говоря; несолоно хлебавши (уйти ни с чем).

2.Не обособляются деепричастия, потерявшие своё добавочное действие, они близки по своему значению наречию. Обычно они стоят после сказуемого в конце предложения. Сергей читал (как?) лёжа (громко). Антон сидел (как?) молча (тихо).









Тема 12. Обособление уточняющих членов предложения

Уточняющие члены предложения служат для пояснения значения как главных, так и второстепенных членов предложения. Они стоят после уточняемых слов и отвечают на тот же вопрос, что и слово, которое они уточняют.

Уточняющие члены выделяются интонационно в устной речи и запятыми на письме.

Обособляются, если:

  1. В роли уточняющих членов выступают обстоятельства места и времени, образа действия. К ним можно задать вопрос: когда именно?, где именно?, как именно?


Каждое утро, \в шесть часов/, я отправлялся на работу.

На опушке леса, \у обрыва/, горел костёр.

Перевозчик мирно, \враз/, взмахивает вёслами.


  1. В роли уточняющих членов могут выступать определения, имеющие значение размера, цвета, возраста.

Маленькая, \лет восьми/, девочка принесла чай (В. Обручев);

Еще одно, \последнее/, сказанье — и летопись окончена моя. (А. Пушкин)


  1. Уточняющие слова могут конкретизировать местоимения и местоименные наречия этот, тот, такой, там и т. д.:

Там, \между полей/, змеей вилась дорога и убегала за лес. (И. Гончаров)


  1. Перед уточняющими членами предложения могут стоять слова  а именно, то есть, или (= то есть), иначе:

Грузовик подобрал нас через три часа, \то есть к вечеру/.

Дикая коза, \ или (= то есть) косуля/, водится по всему Уссурийскому краю.


  1. Если они являются обстоятельствами или дополнениями с предлогами несмотря на, например, кроме, помимо, вместо, наряду с, сверх, включая, не считая, за исключением и другими…


\За исключением отдельных учеников/, все в нашем классе учатся хорошо.


Быстрыми шагами Петров взобрался на холм и, \вместо знакомой равнины с дубовым лесом направо/, увидел совершенно другие места.


Не обособляют разные по значению обстоятельства. Сегодня в парке состоится концерт.












Тема 13. Вводные слова и предложения

Вводные слова  – это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий: выражает своё отношение к тому, что он сообщает; указывает на последовательность изложения; указывает на источник сообщения. К вводным словам нельзя задать вопрос, поэтому вводные конструкции грамматически не связаны ни с одним из членов предложения. В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно: запятыми.

Вводные слова делятся на группы по значению.

1). Выражают различные чувства: к счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, смешно сказать, странное дело, по справедливости, чего доброго, удивительное  дело,  не в укор будь сказано.

2). Выражают различную степень уверенности,  возможности: без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, по всей вероятности, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю. 3). Указывают на источник сообщения: по сообщению, по сведениям, по моему мнению, по мнению, по слухам, по словам, в соответствии с, говорят, сообщают, передают, по-моему, на мой взгляд. 4). Указывают на последовательность изложения, связность речи: следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны. 5). Приёмы формулирования, способы выражения мысли: словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится.


Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова: будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, вдруг,  непременно, вот, как раз, всё-таки, обязательно, исключительнопо решениюпо предложениюпо постановлениюв довершение, в конечном счете.

Они никогда не выделяются запятыми. Примеры:

По решению директора уроки отменили.
Едва ли Кирилл знает, где мы собираемся. Нужно ему позвонить.
Непременно приходи! Мы будем тебя ждать.
А ведь он прав! 

В русском языке многие слова могут употребляться двояко: и в качестве вводных слов, и в качестве членов предложения.

Может быть, брат станет музыкантом. (может быть – вводное слово)

Брат может быть музыкантом: у него абсолютный слух. (может быть – часть сказуемого)

  1. Слово наконец является вводным, если оно указывает на связь мыслей, порядок изложения (в значении «и еще»)

 Поведение этого учени­ка становится, наконец, нетерпимым.


Наоборот, слово наконец не является вводным, если имеет значение «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего»

Давал три бала ежегодно и про­мотался наконец.



  1. Слово однако является вводным, если стоит в середине или в конце предложения: 

Он, однако, заблуждается; Он заблуждается, однако.

Если слово однако имеет значение противительного союза но, то вводным не является: Тема не новая, однако(=но) интересная.

  1. Слово значит является вводным, если употребляется в значении «следовательно». Стало жарко, значит (следовательно), затопили печь.

Если слово значит можно заменить словом означает, то оно является сказуемым. Правильное решение задачи - значит (означает) умение применять необходимые формулы.

Вводные предложения имеют грамматическую основу. Они бывают односоставными и двусоставными. Как говорят свидетели, всё произошло неожиданно. (двусоставное) Как говорят, всё произошло неожиданно. (односоставное)












Тема 14. Прямая и косвенная речь

Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно. Предложения с прямой речью состоят из слов автора и самой прямой речи. Слова автора указывают на то, кому принадлежит прямая речь.

Лев Николаевич Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после неё ставится двоеточие.

1). «П!» - а. 4). А: «П!»

2). «П?» - а. 5). А: «П?»

3). «П», - а. 6) А: «П».

«Возьмите яблоки с собой в дорогу», - сказал лесник.

Дети поблагодарили: «Спасибо, дедушка, большое».

Если слова автора стоят внутри прямой речи, то с обеих сторон ставится тире.

  1. Если слова автора разрывают предложение, и на месте разрыва нет никакого знака или стоят запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется с маленькой (строчной) буквы.

«Завтра вы будете сдавать экзамен»,- сказал преподаватель. «П», - а. «Завтра, - сказал преподаватель, - вы будете сдавать экзамен».«П,- а,- п».

2. Если на месте разрыва прямой речи стоит точка, вопросительный или восклицательный знак или многоточие, то эти знаки сохраняются перед словами автора, (кроме точки), и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с большой (прописной) буквы.

«Завтра вы будете писать сочинение. Это ваш первый экзамен», - сказал преподаватель. «П. П», - а.

«Завтра вы будете писать сочинение,- сказал преподаватель.- Это ваш первый экзамен». «П, - а.- П».

«Ура! Экзамены!» - воскликнул я. «П! П!» - а.

«Ура! - воскликнул я. – Экзамены!». «П! - а.- П!»

Косвенная речь – это речь какого-либо лица, сообщаемая от лица того, кто её передаёт.

Предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение, в котором одно предложение главное, а другое – зависимое. От главного предложения к зависимому мы задаём вопрос. Предложение с прямой речью можно переделать в предложение с косвенной речью. Слова автора – это главная часть, а прямая речь будет выступать в роли придаточной части. Придаточная часть присоединяется к главной при помощи союзов: что, будто, как.

Например, Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше». А: «П». Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.


Х

[1 ____ ______], (2 что ____ и _____). – СПП




3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Правила по русскому языку

Автор: Щеголева Елена Васильевна

Дата: 26.01.2020

Номер свидетельства: 537426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Стихи на правила русского языка."
    ["seo_title"] => string(34) "stikhi_na_pravila_russkogho_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "368458"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481475238"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Правила русского языка в таблицах"
    ["seo_title"] => string(36) "pravila_russkogo_iazyka_v_tablitsakh"
    ["file_id"] => string(6) "523558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1571672044"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "урок русского языка на тему "Повторение по теме "Орфография""
    ["seo_title"] => string(66) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-povtorieniie-po-tiemie-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "272322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451938196"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "урок русского языка на тему "Повторение по теме "Орфография""
    ["seo_title"] => string(68) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-povtorieniie-po-tiemie-orfoghrafiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "272323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451938203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства