-научить использовать различные правила переноса слов;
-научить осознавать важность и ценность правильной
передачи сообщения.
развивающие: - развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;
-развивать умение осуществлять контроль и самоконтроль при выполнении заданий.
воспитательные: воспитывать ответственность; формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная работа, дифференцированная самостоятельная работа
Необходимое техническое оборудование:
образец письма мальчика своему другу на интерактивной доске;
тексты «Правила переноса»
карточки со словами для групповой работы
сигнальные карточки
интерактивная доска
документ – камера
Структура и ход урока
Организационный этап.
Учитель проверяет готовность детей к уроку, учащиеся стоя приветствуют учителя.)
Учитель:С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!
Минутка чистописания
( На доскес помощью документ – камеры размещена страница из рабочей тетради «Русский язык. 1 класс»)
Ребята, посмотрите на доску. Чему мы сейчас будем учиться? (писать буквы Ц,Щ)Чем похожи буквы? (одинаковые элементы) Чем отличаются?(в букве Ц 2 элемента, в букве Щ-3)
Напишите три буквы Ц (дети пишут).Допишите строчку.
Аналогичная работа с буквой Щ.
Посмотрите на свое письмо. Оцените правильность написания букв на «волшебной» линеечке.
Физминутка
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(На интерактивной доске фото мальчика.)
Посмотрите на доску. Мальчик собрался на рыбалку. Отгадайте, как его зовут.(На интерактивной доске появляется схема )
(Вова) оставил своему приятелю Мише записку. Но Миша ничего не смог понять в этой записке. Давайте ее прочитаем. Вот она:
На интерактивной доске:
Миша!
Возьми в сарае у
дочки. Позови товар
ища Серёжу. Я вас
жду на речке.
Вова.
Что не так в этой записке? Почему приятель не мог ничего понять?
(дети определяют ошибки в письме)
Чего не знал Вова? (не знает, как переносить слова)
Как ему помочь? (Сможем помочь, если узнаем правила переноса)
Поможем Вове, а для этого узнаем правила переноса.
Актуализация знаний. Исследование в малых группах
Ребята, будем работать в 3 группах. У каждой группы на столе инструкция, слова для практической работы, ножницы, клей, альбомный лист, текст, в котором содержится информация о правилах переноса слов в русском языке.
Прочитайте инструкционную карту:
Прочитать текст по цепочке. Выделить особенности переноса слов.
Распределить между собой слова, записанные на полосках так, чтобы у каждой пары в команде было по одному слову.
3. Установить место переноса в каждом слове, разрезать полоски в установленном месте, приклеить образовавшиеся части, иллюстрируя варианты переноса.
4. Подготовить выступление.
Для 1группы предлагаю слова: пенал, машина, осина, корзинка.
Для 2 группы: лейка, сойка, мойте.
Для 3 группы: мальчик, коньки, пальто.
Используя ножницы, клей, альбомные листы,дети разрезают полоски на части согласно возможному переносу и приклеивают образовавшиеся части, иллюстрируя перенос.
Текст для работы в группах.
Правила переноса слов.
Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить одну букву на новую строку: мо-ло-ко, тет-ра-ди, ли-лия, лас-тик.
При переносе нельзя отрывать букву «Й» от гласной: вой-на, лей-ка,строй-ка.
Слова с «Ь» в середине переносятся так: паль-то, маль-чик, огонь-ки.
Усвоение новых знаний.
Расскажите о результатах своего исследования. (Дети по одному от группы формулируют правила переноса слов в русском языке и вывешивают результаты своего труда)
Ребята, приготовьте ладошки и оцените с помощью карандашика свою работу в группе: мне было легко и я справился; я справился, но мне нужна была помощь; мне было трудно.
Первичная проверка понимания
В русском языке существуют определенные правила переноса. Какие? (Дети повторяют правила переноса слов, учитель на интерактивной доске помещает опорную таблицу.)
Физминутка
Первичное закрепление.
Итак, мы узнали правила переноса слов в русском языке. Можем ли мы теперь помочь Вове? Как исправить ошибки, чтобы приятель понял мальчика? Как правильно перенести эти слова?
А) Спишите этот текст в тетрадь.
Оцените свою работу с помощью «волшебной» линеечки.
Чему учимся на уроке?
Б) Дифференцированная самостоятельная работа.
Сейчас поучимся делить слова для переноса самостоятельно. Ребята, у которых на столах смайлики работают с учебником стр.47 №4
Остальные работают в рабочих тетрадях: урок 14,№4 (1 столбик)
Ребята, положите на стол сигнальную карточку нужного цвета.