Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением.
- Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на уроке русского языка?
- У вас на парте лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком.
- У кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
II. Актуализация знаний.
Мы с вами получили приглашение в сказочный лес. Во время путешествия нам предстоит открыть много тайн и ответить на трудные вопросы. А поможет нам в этом наш гость: старичок – лесовичок. Он много знает и нам расскажет.
Сейчас волшебный цветок на своих лепестках покажет буквы, а вы должны составить из этих букв слово.
ЛЕСОК
В этом слове есть любимая буква нашего гостя. Звук, который она обозначает: согласный, звонкий, непарный мягкий. Какая это буква?
Верно, это буква л. Посмотрите на доску. Давайте вспомним правила её написания. А какой еще звук может обозначать буква л?
О каком слове мы с вами говорили? А какая орфограмма спряталась в этом слове? Как проверить безударный гласный в корне слова?
III. Выявление затруднений и постановка проблемы.
Старичок – лесовичок хотел записать предложение (У тропинки росла белая берёза.), но места на строке не хватило. Что делать? (Необходимо перенести слово с одной строки на другую.)
Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? Итак, что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться?
Цель урока: познакомиться с правилами переноса слов.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Групповое выдвижение решающих гипотез на разном материале.
Дети работают по группам. С каждой группой учитель разворачивает побуждающий диалог, при необходимости давая подсказку к решающей гипотезе.
- В русском языке есть четыре правила переноса. Будете их открывать по группам. У каждой группы лист с одним правилом.
Надо:
прочитать слова на листе «про себя»;
обратить внимание на выделенные буквы и знак переноса;
догадаться, какое здесь правило переноса.
Выслушаем первую группу. Покажите лист с вашим заданием всему классу. Прочитаем слова хором так, чтобы услышать перенос. Какое правило спряталось в вашем задании?
1
со-ба-ка
со-ро-ка
ве-тер
2
маль-чик
боль-шой
конь-ки
3
хо-зяй-ка
май-ка
лей-ка
4
мас-са
кас-са
суб-бо-та
Аналогично проводится работа с остальными тремя группами.
Алгоритм (как перенести слово):
Прочитай слово.
Раздели его на слоги.
Вспомни правило переноса.
Запиши слово.
Физкультминутка.
V. Реализация проекта, структурирование полученных знаний.
1. Найдите слова, которые можно перенести: чайка, юла, Анна, якорь, кольцо. Почему слова юла и якорь не переносятся?
2. Назовите грибы, которые засушила белочка. Соотнесите названия грибов со слоговыми схемами.
- Назовите слово, которое не переносится (груздь).
- Назовите слово из трёх слогов, имеющее только один вариант переноса (опята).
Зарядка для глаз.
VI. Закрепление полученных знаний.
Закончи предложение:
Слова переносим …
Если в слове больше 2 слогов …
Слово, состоящее из 1 слога …
1 букву нельзя …
Сейчас наш гость предлагает вам испытать свои знания: посмотрите на карточки помощники. Прочитайте задание. Постарайтесь выполнить без ошибок.