Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 1 – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 1. Тренировочный словарный диктант. Задание: записать по возможности слова, однокоренные данным: Тревога, корабль, капитан, облако, памятник, прогресс, ремонт. 2. Проверка домашнего задания. Устный рассказ об однородных членах по составленному на предыдущем уроке плану (проверка домашнего задания). 3. Работа в рабочей тетради. Задание № 9, тема 2 в рабочей тетради. Ученики выполняют задание в рабочей тетради, затем называют буквы, которые обозначают последовательность действий. Проверяют по ключам в приложении. (Ключи можно вынести на доску или слайд.) 4. Работа в учебнике. Упр. 60 – развиваются все основные умения: находить однородные члены, определять, как они соединяются, оформлять пунктуационно, проводить синтаксический разбор предложений и орфографический анализ. Выполняется по «шагам» в задании. 5. Словарная работа. – Объясните значение слов в рамке на с. 55. (Лиловый – это цвет фиалки или тёмных соцветий сирени. Фиолетовый – цвета фиалки, синий с красноватым оттенком.) – Как можно назвать эти слова? (Синонимы.) – Найдите предложение в упр. 60, где встречается слово лиловый. Составьте с этими словами словосочетания или предложения. Запишите понравившийся вариант. – Помните ли вы сказку, как ожили все цвета радуги и заговорили о себе, о своём цвете? Вот что сказал фиолетовый цвет: «Я – слива, я – сирень в цвету, я – сумерки!» Что бы вы ещё добавили об этом цвете? (Я – баклажан, я – грозовое небо.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации |
II. Формулирование проблемы. | 1 3 3 – Прочитайте ключевые слова темы на с. 60 и данные ниже схемы к ним. Сформулируйте цель урока на основе ключевых слов и схем. (Развитие умений находить в простом предложении однородные члены, определять, как они соединяются, ставить запятую в предложениях с однородными членами.) – Какой способ записи информации для вас удобнее? – Давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Развитие умений. | 4 5 6 1 3 Работа в учебнике 1. Упр. 61 – раскрывается значение термина синтаксис. а) Вопросы до чтения текста: – Какой раздел науки о языке изучает связь однородных членов в предложении? (Синтаксис.) А постановку знаков препинания между однородными членами? (Пунктуация.) б) Чтение текста. в) Вопросы после чтения: – О чём этот текст? Как его можно озаглавить? (Происхождение слова синтаксис. Что означает слово синтаксис?) – Из каких двух частей состоит греческое слово синтаксис? – Что означает слово термин? Как это можно узнать? (Чтение статьи из Толкового словаря, с. 155.) г) Выполнение задания после упражнения. 2. Упр. 62 – развивается умение находить однородные члены в тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения с однородными членами, определять роль однородных членов в тексте. Самостоятельно выполняют задания после выразительного чтения текста вслух одним из учеников. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
IV. Развитие связной речи. Творческая работа. | 2 3 2 3 Работа в учебнике. Упр. 63. Тему текста (звуки и краски осени и зимы) помогает определить первое предложение и ключевые слова: звуки и краски, осенним днём, разноцветные листья, белизна зимнего дня, слышу звуки. Ученики выполняют задания после упражнения, устно подбирают подходящие однородные члены, зачитывают вслух несколько вариантов. Самостоятельная запись текста. Проверка выборочная. Слова для справок: летят, кружатся, порхают, тихо, печально, бурыми, золотыми, красными, медленно, беззвучно, сонно, танцевали, играли, скрип снега, карканье вороны, хруст сушняка. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | |