Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 7 классе (2ч).
Тема урока: «Былые годы в памяти не стёрты» (Роль союза в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя»)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока:
Содержательная: создание условий для анализа рассказа Е.И.Носова «Живое пламя» и выявления роли союза в данном произведении, воспитания интереса и уважения к творчеству писателя-фронтовика
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация учителя
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами.
Сегодняшний урок мы начнём со стихотворений. Послушайте, пожалуйста, их. Будьте внимательны, потому что потом у меня к вам будут вопросы.
3 человека читают стихотворения о маме (на английском, немецком и русском языках).
2.Актуализация знаний
Цель:
- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
Беседа с учащимися:
- Красивые стихотворения?
- Похожи ли они? Чем?
- Какие языки изучаете вы?
- Как эти стихотворения могут быть связаны с сегодняшним уроком?
Слово «мама» звучит красиво на всех языках мира. О материнской любви, о памяти, о сердце матери будем сегодня говорить на уроке
Слушают стихотворения на разных языках.
Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.
Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.
3.Постановка учебной задачи.
- А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока?
- Какую мы сегодня на уроке поставим цель?
Наш сегодняшний урок не совсем обычный, на нём вы будете исследователями, первооткрывателями: откроем для себя уникальный мир жизни и творчества известного русского писателя Е.И.Носова, наполненный сомнениями, терзаниями и трудными поисками. Также повторим тему «Союз» на основе рассказа «Живое пламя». Поговорим о роли этой части речи в художественном тексте.
Сегодня вы не просто ученики 7класса, а лингвисты и литературоведы.
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы его понимаете и как он связан с темой и проблемой нашего урока?
Эпиграф:
Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…
Е.И.Носов
Формулируют тему урока.
Рассуждают и выходят на цели урока.
Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение.
Записывают тему урока в тетради.
Класс разделён на две группы: лингвисты и литературоведы.
Выразительно читают эпиграф и объясняют его смысл. Высказывают свои мнения и аргументируют.
Записывают эпиграф в тетрадь
4. Открытие нового знания и применение его на практике.
1)«Кто Вы, Евгений Иванович?»
Познакомимся с личностью писателя. Работа в группах и индивидуально.
- Обращает внимание на выставку книг.
2) Беседа по первому впечатлению (рассказ «Живое пламя»)
- Ваши впечатления от рассказа?
- Чем он необычен?
- Кто из героев вызвал ваши симпатии?
Почему?
- Можете ли сказать коротко, о чём этот рассказ?
3) О жанре этого произведения расскажут литературоведы.
4) Беседа с учащимися:
- Каким настроением проникнут рассказ?
- Чем живёт в настоящей жизни тётя Оля?
- Почему она стала засевать клумбу маками?
- Вчитаемся в текст, в котором так много союзов. Может, они помогут понять идею рассказа.
«Лингвистический микроскоп»
5) «Словесная фантазия» (работа в группах)
Проблемный вопрос группам:
- почему же так много союзов в рассказе?
- А сколько названий цветов? (тоже много)
Это связь матери и сына…
Цветы – память,…
6) «Живое пламя сердца матери»
В рассказе тётя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая печаль переполняет эту женщину, сердце её – это вечная память, как вечный огонь – память всем погибшим. Иногда скорбь, горе выражается не слезами, а мимикой, жестами, словами.
- Послушайте диалог рассказчика с тётей Олей
7) Беседа с учащимися:
- Сумел ли Носов на страницах небольшого рассказа показать жестокость войны, горе матери?
- Какие слова говорят об этом? (маки).
Сын погиб на войне, видимо, пытаясь унять свою душевную боль, тётя Оля занялась разведением цветов.
- Каким же был этот человек, Алексей, сын тёти Оли, способный на подвиг?
- Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой?
А) Литературоведы, найдите в тексте названия предметов быта, которые окружали Алексея. Как они характеризуют героев?
Б) Лингвисты, исследуйте особенности речи тёти Оли. Сделайте выводы.
- Как же эта женщина смогла воспитать сына – героя?
Вывод: тётя Оля воспитала своего сына героем, патриотом, и для этого не нужны были красивые, изысканные слова, богатый дом. Она воспитала его своим примером, своей жизнью, своим горячим материнским сердцем. Необходимо внутренне осознавать: Родина у человека одна, как мама. И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою маму, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, деревню – всё, что мы называем великим словом «Родина».
8) «Вечный огонь»
Лингвисты, найдите в этом отрывке союзы, при помощи которых Е.И. Носов развивает мысль о взаимосвязи героического прошлого и настоящего, связи матери со своим ребёнком.
Литературоведы, найдите в отрывке
ИВС, которые использовал писатель для создания образа маков. Какова их роль?
Беседа с учащимися:
- Почему именно маки сеяла тётя Оля?
- Символом чего они являются?
(Это символ памяти, любви, символ героического, символ вечного огня, вечный огонь – как сердце матери).
- Зачем нужна нам память?
(Память помогает нам оставаться человеком…)
- Почему Е.И.Носов назвал свой рассказ «Живое пламя»?
- Почему в рассказе использовано писателем такое большое количество союзов?
- Что жизненно важное помог осознать вам рассказ Е.И.Носова «Живое пламя»?
Лингвисты: задают вопросы о жизни и творчестве писателя (используют учебник).
Литературоведы: отвечают
Примерные вопросы:
- Где и когда родился Е.И.Носов (15 января 1925 года в Курской области в селе Толмачёво)
- Сколько лет ему было, когда он пошёл на фронт? (18 лет)
- В каком году издана 1-я книга рассказов, как она называется? (1959 год, «На рыбачьей тропе»).
- Какие проблемы поднимает Носов в своих произведениях? (проблемы взаимоотношений человека и природы, тема подвига, добра и зла, материнской любви, памяти, тема Родины…).
- Какие произведения Е.И.Носова вы знаете? («Костёр на ветру», «Красное вино Победы», «Кукла», «Шопен, соната номер 2», Шумит луговая овсяница» и другие).
- Какие рассказы вы прочитали?
Отвечают обе группы (фронтальная работа).
Литературоведы выступают с сообщениями.
- Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера, в центре одно событие, мало героев.
- Новелла – основной жанр малой повествовательной прозы.
- Миниатюра – произведение малой формы.
Учащиеся рассуждают, приводят аргументы, корректно оспаривают одноклассников.
Литературоведы: задают вопросы лингвистам по теме «Союз»
- Дайте определение союза.
- Группы союзов по значению и по составу.
- Роль союза?
- Какие союзы встречаются в рассказе?
- Прочитайте предложения, где союзы связывают однородные члены предложения, части сложного предложения.
- Назовите сочинительные и подчинительные союзы. Чем они различаются?
- Какой союз чаще всего встречается в тексте рассказа? (Союз И – 19 раз)
- Почему союз И? (Связь матери и сына, связь поколений).
Лингвисты:
- Морфологический разбор союза И в 1-ом предложении последнего абзаца.
- Составить схему 1-го предложения, объяснить пунктограммы.
- Назвать слова с трудными орфограммами и объяснить.
Литературоведы:
- Объяснить лексическое значение слов, используя толковый словарь или интернет.
- Берестяной короб – изделие из берёсты, для укладки или носки чего – нибудь
- Завалинка – земляная насыпь вдоль наружных стен дома
- Пыхнул – вспыхнул
- Колотушка – в виде деревянного молотка, устройство для постукивания
- Жасминовый куст – кустарник с белыми душистыми цветами
- Маттиолы – цветы (ночные, очень душистые)
- Ваниль – растение, его плоды используют как пряность
- Анютины глазки – цветы
- Пурпурно – бархатные – красные, мягкие
- Цветная аристократия – изысканные цветы
- «Ястребок» - самолёт
- Спикировать – круто снизиться с нарастающей скоростью
Учащиеся рассуждают, приводят аргументы, корректно оспаривают одноклассников.
Ученики выступают с диалогом (из каждой группы)
(3 человека): тётя Оля, рассказчик и автор
(с начала рассказа и до слов «А маки твои поднялись»).
Учащиеся обеих групп включаются в беседу, аргументируют свои ответы, приводят цитаты из текста.
Литературоведы:
- «тяжёлая медная кружка с квасом»
- «достала из чулана берестяной короб»
- «присев на завалинку» и др.
Лингвисты:
- речь тёти Оли бесхитростна, выдаёт в
ней малограмотную женщину.
- «Ну, какой из мака цвет! Это овощ. Его
на грядках вместе с луком и огурцами
сеют»
- «…всё лето торчит эта самая колотушка, только вид портит» и т.д.
Учащиеся рассуждают, приводят цитаты, делают выводы.
Литературоведы: называют пословицы о родине, маме, героях
Лингвисты: объясняют их значение
Чтение наизусть «Описание маков»
(Заранее подготовившийся ученик)
Лингвисты: анализируют текст, обсуждают, делают выводы.
Литературоведы:
- сравнение: как зажжённые факелы
- метафоры: трепетно – яркий огонь,
живые языки пламени, маки вспыхивали, озорная ярость, маки слепили, маки опалят
- эпитеты: лёгкий ветер, полупрозрачные лепестки, густой багрянец…
Объясняют роль ИВС в художественном тексте
Домашнее задание
Фронтальная беседа
- Чему был посвящен наш урок?
- Какие затруднения вы испытали?
- Что помогло вам их преодолеть?
- Закончите строчку…
- Выберите то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:
По выбору учащегося
- Подготовить устный рассказ или компьютерную презентация об участнике Вов или труженике тыла (можно о дедушке, бабушке, прадедушке, прабабушке и т.д.)
- Иллюстрация к рассказу
- Наизусть отрывок из рассказа
Опять вы славно потрудились,
Работали не покладая рук,
Чему – то хорошему, надеюсь, научились,
Ведь книга в жизни – это лучший друг.
Опять СПАСИБО сегодня вам я говорю,
Мне с вами хорошо, я вас люблю!
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 7 классе (2ч).
Автор: Мизёва Алевтина Власовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гайнская СОШ» Пермского края
1. Предмет: русский язык и литература
2. Класс: 7
3. Автор УМК: русский язык: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, литература: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин,
И.С. Збарский, В.П.Полухина.
4. Тема урока: «Былые годы в памяти не стёрты» (Роль союза в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя»)
5. Тип урока: урок «открытия» нового знания
6. Цели урока:
Содержательная: создание условий для анализа рассказа Е.И.Носова «Живое пламя» и выявления роли союза в данном произведении, воспитания интереса и уважения к творчеству писателя-фронтовика
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
7. Задачи урока:
образовательные: познакомить с творчеством Е.И.Носова и с его рассказом «Живое пламя»; выявить роль союза в данном произведении,
обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Союз»
развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения, интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное, быть внимательным к художественной детали, к слову автора, развивать речь (строить монологическое высказывание, вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения), учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.
воспитательные: создать условия для воспитания уважения и интереса к творчеству писателя – фронтовика, убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний по данной теме, формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия по темам: Союз», «Анализ художественного произведения», рассказ Е.И.Носова «Живое пламя»
уметь: опознавать признаки союза, анализировать художественный текст, выявлять роль союза в тексте, выполнять различные задания по данной теме.
личностные: уважительное отношение к русскому языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом ( для чего?)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в группе и индивидуально, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Основные понятия темы: писатель, рассказ, новелла, миниатюра, художественное произведение, художественная деталь, изобразительно-выразительные средства языка, композиция рассказа, лингвисты, литературоведы, анализ текста, союз, морфологический разбор, лексическая работа.
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация учителя
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия (УУД) |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами. Сегодняшний урок мы начнём со стихотворений. Послушайте, пожалуйста, их. Будьте внимательны, потому что потом у меня к вам будут вопросы. | Приветствуют учителя. Готовятся к работе. 3 человека читают стихотворения о маме (на английском, немецком и русском языках). | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности Регулятивные: целеполагание; |
2.Актуализация знаний Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; | Беседа с учащимися: Красивые стихотворения? Похожи ли они? Чем? Какие языки изучаете вы? Как эти стихотворения могут быть связаны с сегодняшним уроком? Слово «мама» звучит красиво на всех языках мира. О материнской любви, о памяти, о сердце матери будем сегодня говорить на уроке | Слушают стихотворения на разных языках. Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению. | Личностные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи. Цель этапа: обозначить логическую необходимость изучения этой темы | - А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока? - Какую мы сегодня на уроке поставим цель? Наш сегодняшний урок не совсем обычный, на нём вы будете исследователями, первооткрывателями: откроем для себя уникальный мир жизни и творчества известного русского писателя Е.И.Носова, наполненный сомнениями, терзаниями и трудными поисками. Также повторим тему «Союз» на основе рассказа «Живое пламя». Поговорим о роли этой части речи в художественном тексте. Сегодня вы не просто ученики 7класса, а лингвисты и литературоведы. - Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы его понимаете и как он связан с темой и проблемой нашего урока? Эпиграф: Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает… Е.И.Носов | Формулируют тему урока. Рассуждают и выходят на цели урока. Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение. Записывают тему урока в тетради. Класс разделён на две группы: лингвисты и литературоведы. Выразительно читают эпиграф и объясняют его смысл. Высказывают свои мнения и аргументируют. Записывают эпиграф в тетрадь | Личностные УУД: Регулятивные УУД: Целеполагание Планирование Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка |
4. Открытие нового знания и применение его на практике Цель этапа: организовать коммуникативное взаимодействие для получения нового знания; тренировать способность к самоконтролю и самооценке; проверить свое умение применять новые знания на практике | 1)«Кто Вы, Евгений Иванович?» Познакомимся с личностью писателя. Работа в группах и индивидуально. - Обращает внимание на выставку книг. 2) Беседа по первому впечатлению (рассказ «Живое пламя») - Ваши впечатления от рассказа? - Чем он необычен? - Кто из героев вызвал ваши симпатии? Почему? - Можете ли сказать коротко, о чём этот рассказ? 3) О жанре этого произведения расскажут литературоведы. 4) Беседа с учащимися: - Каким настроением проникнут рассказ? - Чем живёт в настоящей жизни тётя Оля? - Почему она стала засевать клумбу маками? - Вчитаемся в текст, в котором так много союзов. Может, они помогут понять идею рассказа. «Лингвистический микроскоп» 5) «Словесная фантазия» (работа в группах) Проблемный вопрос группам: - почему же так много союзов в рассказе? - А сколько названий цветов? (тоже много) Это связь матери и сына… Цветы – память,… 6) «Живое пламя сердца матери» В рассказе тётя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая печаль переполняет эту женщину, сердце её – это вечная память, как вечный огонь – память всем погибшим. Иногда скорбь, горе выражается не слезами, а мимикой, жестами, словами. - Послушайте диалог рассказчика с тётей Олей 7) Беседа с учащимися: - Сумел ли Носов на страницах небольшого рассказа показать жестокость войны, горе матери? - Какие слова говорят об этом? (маки). Сын погиб на войне, видимо, пытаясь унять свою душевную боль, тётя Оля занялась разведением цветов. - Каким же был этот человек, Алексей, сын тёти Оли, способный на подвиг? - Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой? А) Литературоведы, найдите в тексте названия предметов быта, которые окружали Алексея. Как они характеризуют героев? Б) Лингвисты, исследуйте особенности речи тёти Оли. Сделайте выводы. - Как же эта женщина смогла воспитать сына – героя? Вывод: тётя Оля воспитала своего сына героем, патриотом, и для этого не нужны были красивые, изысканные слова, богатый дом. Она воспитала его своим примером, своей жизнью, своим горячим материнским сердцем. Необходимо внутренне осознавать: Родина у человека одна, как мама. И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою маму, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, деревню – всё, что мы называем великим словом «Родина». 8) «Вечный огонь» Лингвисты, найдите в этом отрывке союзы, при помощи которых Е.И. Носов развивает мысль о взаимосвязи героического прошлого и настоящего, связи матери со своим ребёнком. Литературоведы, найдите в отрывке ИВС, которые использовал писатель для создания образа маков. Какова их роль? Беседа с учащимися: Почему именно маки сеяла тётя Оля? Символом чего они являются? (Это символ памяти, любви, символ героического, символ вечного огня, вечный огонь – как сердце матери). Зачем нужна нам память? (Память помогает нам оставаться человеком…) Почему Е.И.Носов назвал свой рассказ «Живое пламя»? Почему в рассказе использовано писателем такое большое количество союзов? Что жизненно важное помог осознать вам рассказ Е.И.Носова «Живое пламя»? | Лингвисты: задают вопросы о жизни и творчестве писателя (используют учебник). Литературоведы: отвечают Примерные вопросы: Где и когда родился Е.И.Носов (15 января 1925 года в Курской области в селе Толмачёво) Сколько лет ему было, когда он пошёл на фронт? (18 лет) В каком году издана 1-я книга рассказов, как она называется? (1959 год, «На рыбачьей тропе»). Какие проблемы поднимает Носов в своих произведениях? (проблемы взаимоотношений человека и природы, тема подвига, добра и зла, материнской любви, памяти, тема Родины…). Какие произведения Е.И.Носова вы знаете? («Костёр на ветру», «Красное вино Победы», «Кукла», «Шопен, соната номер 2», Шумит луговая овсяница» и другие). Какие рассказы вы прочитали? Отвечают обе группы (фронтальная работа). Литературоведы выступают с сообщениями. - Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера, в центре одно событие, мало героев. - Новелла – основной жанр малой повествовательной прозы. - Миниатюра – произведение малой формы. Учащиеся рассуждают, приводят аргументы, корректно оспаривают одноклассников. Литературоведы: задают вопросы лингвистам по теме «Союз» - Дайте определение союза. - Группы союзов по значению и по составу. - Роль союза? - Какие союзы встречаются в рассказе? - Прочитайте предложения, где союзы связывают однородные члены предложения, части сложного предложения. - Назовите сочинительные и подчинительные союзы. Чем они различаются? - Какой союз чаще всего встречается в тексте рассказа? (Союз И – 19 раз) - Почему союз И? (Связь матери и сына, связь поколений). Лингвисты: - Морфологический разбор союза И в 1-ом предложении последнего абзаца. - Составить схему 1-го предложения, объяснить пунктограммы. - Назвать слова с трудными орфограммами и объяснить. Литературоведы: - Объяснить лексическое значение слов, используя толковый словарь или интернет. - Берестяной короб – изделие из берёсты, для укладки или носки чего – нибудь - Завалинка – земляная насыпь вдоль наружных стен дома - Пыхнул – вспыхнул - Колотушка – в виде деревянного молотка, устройство для постукивания - Жасминовый куст – кустарник с белыми душистыми цветами - Маттиолы – цветы (ночные, очень душистые) - Ваниль – растение, его плоды используют как пряность - Анютины глазки – цветы - Пурпурно – бархатные – красные, мягкие - Цветная аристократия – изысканные цветы - «Ястребок» - самолёт - Спикировать – круто снизиться с нарастающей скоростью Учащиеся рассуждают, приводят аргументы, корректно оспаривают одноклассников. Ученики выступают с диалогом (из каждой группы) (3 человека): тётя Оля, рассказчик и автор (с начала рассказа и до слов «А маки твои поднялись»). Учащиеся обеих групп включаются в беседу, аргументируют свои ответы, приводят цитаты из текста. Литературоведы: - «тяжёлая медная кружка с квасом» - «достала из чулана берестяной короб» - «присев на завалинку» и др. Лингвисты: - речь тёти Оли бесхитростна, выдаёт в ней малограмотную женщину. - «Ну, какой из мака цвет! Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют» - «…всё лето торчит эта самая колотушка, только вид портит» и т.д. Учащиеся рассуждают, приводят цитаты, делают выводы. Литературоведы: называют пословицы о родине, маме, героях Лингвисты: объясняют их значение Чтение наизусть «Описание маков» (Заранее подготовившийся ученик) Лингвисты: анализируют текст, обсуждают, делают выводы. Литературоведы: - сравнение: как зажжённые факелы - метафоры: трепетно – яркий огонь, живые языки пламени, маки вспыхивали, озорная ярость, маки слепили, маки опалят - эпитеты: лёгкий ветер, полупрозрачные лепестки, густой багрянец… Объясняют роль ИВС в художественном тексте. Учащиеся отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Коммуникативные УУД Свободно излагать свои мысли в устной форме. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в группах). |
Рефлексия деятельности Цель: сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание Домашнее задание | Фронтальная беседа - Чему был посвящен наш урок? - Какие затруднения вы испытали? - Что помогло вам их преодолеть? - Закончите строчку… - Выберите то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность: По выбору учащегося Подготовить устный рассказ или компьютерную презентация об участнике Вов или труженике тыла (можно о дедушке, бабушке, прадедушке, прабабушке и т.д.) Иллюстрация к рассказу Наизусть отрывок из рассказа Опять вы славно потрудились, Работали не покладая рук, Чему – то хорошему, надеюсь, научились, Ведь книга в жизни – это лучший друг. Опять СПАСИБО сегодня вам я говорю, Мне с вами хорошо, я вас люблю! | Учащиеся рассуждают, приводят аргументы, корректно оспаривают одноклассников. | Личностные УУД: смыслообразование Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: доказательство |
Мизёва Алевтина Власовна
Просмотр содержимого презентации
«Урок»
«Былые годы в памяти не стёрты»
Роль союза в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя»
Выполнила : Мизёва А.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гайнская сОШ» Пермского края
Эпиграф:
Короткая у него жизнь.
Зато без оглядки,
в полную силу прожита.
И у людей так бывает…
Е.И.Носов
1925 - 2002
Мизёва Алевтина Власовна
Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы,… передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу
Е.Носов «Шопен, соната № 2»
Мизёва Алевтина Власовна
Кто Вы, Евгений Иванович?
Лингвисты : задают вопросы
о жизни и творчестве
писателя
Литературоведы: отвечают
Мизёва Алевтина Власовна
Вопросы лингвистов
Где и когда родился Е.И.Носов
Сколько лет ему было, когда он пошёл на фронт?
В каком году издана 1-я книга рассказов,
как она называется?
Какие проблемы поднимает Носов в своих произведениях?
Какие произведения Е.И.Носова вы знаете?
Какие рассказы вы прочитали?
Мизёва Алевтина Власовна
15 января 1925 года
в Курской области в селе Толмачёво
Мизёва Алевтина Власовна
18 лет
Мизёва Алевтина Власовна
1959 год, «На рыбачьей тропе»
Мизёва Алевтина Власовна
Проблемы взаимоотношений человека и
природы, тема подвига, добра и зла,
материнской любви, памяти, тема Родины…
Мизёва Алевтина Власовна
«Костёр на ветру», «Красное вино Победы», «Кукла»,
«Шопен, соната номер 2», Шумит луговая овсяница» …
Мизёва Алевтина Власовна
Беседа по первому впечатлению
Ваши впечатления от рассказа?
Чем он необычен?
Кто из героев вызвал ваши симпатии?
Почему?
Можете ли сказать коротко, о чём этот рассказ?
Мизёва Алевтина Власовна
Жанр произведения
Литературоведы
Рассказ
Новелла
Миниатюра
Мизёва Алевтина Власовна
Рассказ – это малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий
Мизёва Алевтина Власовна
Нове́лла (итал. novella —
новость) — основной жанр
малой повествовательной
прозы
Мизёва Алевтина Власовна
Миниатюра — произведение
малой формы в литературе,
изобразительном и
театральном искусстве.
Мизёва Алевтина Власовна
Беседа
Каким настроением проникнут рассказ?
Чем живёт в настоящей жизни
тётя Оля?
Почему она стала засевать клумбу
маками?
Мизёва Алевтина Власовна
«Лингвистический микроскоп»
Дайте определение союза
Группы союзов
по значению
и по составу
Вопросы лингвистам
Роль союза?
Какие союзы
встречаются
в рассказе?
Какой союз чаще всего встречается в тексте рассказа?
Прочитайте
предложения,
где союзы связывают
однородные
члены предложения, части
сложного
предложения.
Назовите
сочинительные
и подчинительные
союзы. Чем они различаются?
Почему союз И?
Мизёва Алевтина Власовна
«Словесная фантазия»
Лингвисты: морфологический разбор союза И
в 1-ом предложении последнего абзаца.
Составить схему 1-го предложения,
объяснить пунктограммы.
Назвать слова с трудными орфограммами и объяснить.
Литературоведы: объяснить лексическое
значение слов, используя толковый словарь
или интернет.
Мизёва Алевтина Власовна
Лексическая работа
Берестяной короб
Ваниль
Завалинка
Анютины глазки
Пурпурно – бархатные
Пыхнул
Колотушка
Цветная аристократия
Жасминовый куст
«Ястребок»
Спикировать
Маттиолы
Мизёва Алевтина Власовна
Берестяной короб –
изделие из берёсты,
для укладки или
носки чего – нибудь
Мизёва Алевтина Власовна
Завалинка – земляная насыпь вдоль наружных стен дома
Мизёва Алевтина Власовна
Пыхнул – вспыхнул
Мизёва Алевтина Власовна
Колотушка – в виде деревянного молотка, устройство
для постукивания
Мизёва Алевтина Власовна
Жасминовый куст – кустарник с белыми
душистыми цветами
Мизёва Алевтина Власовна
Маттиолы – цветы (ночные, очень душистые)
Мизёва Алевтина Власовна
Ваниль – растение, его плоды используют как пряность
Мизёва Алевтина Власовна
Анютины глазки – цветы
Мизёва Алевтина Власовна
Пурпурно – бархатные – красные, мягкие
Мизёва Алевтина Власовна
Цветная аристократия – изысканные цветы
Мизёва Алевтина Власовна
«Ястребок» - самолёт
Спикировать – круто снизиться с нарастающей скоростью
Мизёва Алевтина Власовна
Проблемный вопрос группам:
Почему же так много союзов в рассказе?
А сколько названий цветов! Почему?
Вывод
Союзы - это связь матери и сына; связь поколений; прошлого, настоящего и будущего; взаимопонимание и согласие; мир и добро…
Цветы – это память, красота, гармония….
Мизёва Алевтина Власовна
«Живое пламя сердца матери»
Диалог рассказчика с тётей Олей
С начала рассказа и до слов «А маки твои поднялись»
Мизёва Алевтина Власовна
Беседа
Сумел ли Носов на страницах небольшого рассказа показать жестокость войны, горе матери?
Какие слова говорят об этом?
Каким же был этот человек, Алексей, сын
тёти Оли, способный на подвиг?
Поразмышляем, в какой семье, в какой
обстановке вырос герой?
Мизёва Алевтина Власовна
Литературоведы
Лингвисты
Найдите в тексте
названия предметов быта, которые окружали Алексея.
Исследуйте
Как они характеризуют героев? (Мать и сына).
особенности речи тёти Оли.
Сделайте выводы.
Мизёва Алевтина Власовна
Лингвисты
Литературоведы
- «тяжёлая медная кружка с квасом»
- «достала из чулана берестяной короб»
- «присев на завалинку» и др.
Речь тёти Оли бесхитростна, выдаёт в ней малограмотную женщину.
- «Ну, какой из мака цвет! Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют»
- «…всё лето торчит эта самая колотушка, только вид портит» и т.д.
Мизёва Алевтина Власовна
Как же эта женщина смогла воспитать сына – героя?
Вывод
Тётя Оля воспитала своего сына героем, патриотом, и для этого не нужны были красивые, изысканные слова, богатый дом. Она воспитала его своим примером, своей жизнью, своим горячим материнским сердцем.
Мизёва Алевтина Власовна
Литературоведы: называют пословицы о родине, маме, героях
Лингвисты: объясняют их значение
Мизёва Алевтина Власовна
«Вечный огонь»
Чтение наизусть « Описание маков »
Лингвисты
Литературоведы
Найдите в этом отрывке союзы, при помощи которых Е.И. Носов развивает мысль о взаимосвязи героического прошлого и настоящего, связи матери со своим ребёнком.
Найдите в отрывке ИВС, которые использовал писатель для создания образа маков. Какова их роль?
Мизёва Алевтина Власовна
Литературоведы
- сравнение: как зажжённые факелы
- метафоры: трепетно – яркий огонь, живые языки пламени, маки вспыхивали, озорная ярость, маки слепили, маки опалят
- эпитеты: лёгкий ветер, полупрозрачные лепестки, густой багрянец …
Мизёва Алевтина Власовна
Обобщающая беседа
Почему именно маки сеяла тётя Оля?
Символом чего они являются?
Зачем нужна нам память?
Почему Е.И.Носов назвал свой рассказ «Живое пламя»?
Почему в рассказе использовано писателем такое большое количество союзов?
Что жизненно важное помог осознать вам рассказ
Е.И.Носова «Живое пламя»?
Мизёва Алевтина Власовна
Рефлексия
Больше всего мне понравилось…
Самым сложным для меня сегодня
было…
Сегодня я понял (а) …
Сегодня я научился (а) …
Сегодня я задумался (а)…
Мизёва Алевтина Власовна
Домашнее задание (по выбору)
1) Подготовить устный рассказ или
компьютерную презентация об участнике Великой Отечественной войны или труженике тыла (можно о дедушке, бабушке, прадедушке, прабабушке)
2) Иллюстрация к рассказу
3) Наизусть отрывок из рассказа
Мизёва Алевтина Власовна
Опять вы славно потрудились,
Работали не покладая рук,
Чему – то хорошему, надеюсь, научились,
Ведь книга в жизни – это лучший друг.
Опять СПАСИБО сегодня вам я говорю,
Мне с вами хорошо, я вас люблю!
Мизёва Алевтина Власовна
Молодцы!
Мизёва Алевтина Власовна
Источники
Маки http://kondi-ukrasheni.ru/photo/1-0-89-3
Маки на клумбе http :// www.flowersweb.info / forum /forum3/topic23728/message684502/ index …
Маки в огороде http://start.sampo.ru/news/stolica/184005
Колотушка мака http://mgorod.kz/nitem/v-zko-selchanin-na-ogorode-rastil-mak/
Маки на солнце http://rta-plus.com/tags/%C6%E8%F2%EE%EC%E8%F0%F9%E8%ED%
Маки и колотушки http://www.penzainform.ru/news/crime/2013/08/10/na_ogorode_u_zhitelya_…
Раскрывающийся цветок мака http://www.permonline.ru/index.cfm?page=871&date=27.08.09&year=609&mo
Мать у портрета погибшего сына http://photobank.sarbc.ru/reports/index.php?row=3&show=230
Горящий факел http://card.rainforms.com/love/
Мать солдата у свечи http://maminyzaboty.ru/tag/otkryitka
http://pwallcheats.ucoz.hu/blog/3
Анимированный огонь в Photoshop.
Анимированный вечный огонь http://oleksa.in.ua/?p=8589
Помнить, чтобы жизнь продолжалась http://www.radioteos.ru/news/2010/02/23/prjezidjent_mjedvjedjev_vnov_z…
Носов Е . Н http://www.koporiemuseum.ru/article/nosov/
Портрет Е.И.Носова http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/NOSOV_EVG
http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/boris_ageev_i_tolko_dukh_zhivotvorit…
Дом с завалинкой https://popgun.ru/viewtopic.php?f=298&t=593109&sid=b24b4a6b112dff24af6
Жасмин http://thai-shop.ru/index/articles/zhasmin-–-aromat-krasotyi
Мизёва Алевтина Власовна
Источники
Маттиола двурогая Лиловая ( Гавриш ) - Каталог - Натуралистhttp :// magazin-naturalist.ru / catalog /93-levkoj/8529-mattiola-dvurogaya…
Маттиола Летний вечер двурогая - Продажа семян Аэлита оптом …http://www.aelita.nn.ru/catalog.php?path=0.16.20.132&pp=0&id=3903
Маттиола Седая, смесь (Престиж) - Каталог - Натуралистhttp :// magazin-naturalist.ru / catalog /93-levkoj/5101-mattiola-sedaya-pr…
Факты о ванили Интересные Факты http://1001fact.ru/2013/02/vanil-nemnogo-faktov-iz-istorii/
Ваниль http://byfet.ru/node/182
Клумба с разноцветными анютиными глазками; фото 512542, фото…http://lori.ru/512542
Садовый цветок похожий на заячьи ушки. Фотохостинг - фотогра …http://photo.pixasa.net/show/c382c305-6046-4ee4-bb9b-f6126fcf7cf3
Клумба http://valeolife.ru/kakie-cvety-posadit-na-balkone.html
«Ястребок» http://maxpark.com/community/4109/content/1994573
Мизёва Алевтина Власовна