У чащимся предлагаются на выбор три конверта с вопросами. Дается время на подготовку, затем на все вопросы отвечает один ученик (от каждой команды).
Игра « Четвертый лишний».
Ша(п/б)ка
ло(ж/и)ка
алма(з/с)
зу(б/п)
Па(п/б)ка
ча(ж/ш)ка
моро(з/с)
су(б/п)
Ры(п/б)ка
кни(ж/и)ка
при(з/с)
ду(б/п)
Тря(п/б)ка
кру(ж/и)ка
доно(з/с)
ло(п/б)
III тур. « Сколько букв, сколько звуков».
1 - я группа: семья, лук, маяк, день, елка, язык. 2 - я группа: яма, лагерь, урок, дает, хлеб, ежик. 3 - я группа: друг, гусь, юла, поле, яблоко, поет.
Игра « Штопанье дыр». На доске вывешивается плакат, на котором записаны слова с пропущенными буквами. На месте пропусков вырезаны дырочки. Задача учащихся - вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание. Игра начинается словами:
Слова спокойно жили в книже
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов кусочки откусили,
Из книжки в норку утащили.
ТраОка, рыОка, снеО, рубаОка, скаОка, чаОка, шуОка.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Соберите все слоги, и вы узнаете, что за гости были у слона на дне рождения. Кто быстрее?
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Один, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
АН – ЛО – ТИ – ДИ – КО – ПА – ДИЛ – КО –
КРО – ШИМ – КО – ЗЕ – ПАН – РИЛ – НА –
МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – Е – ГИ – МУР – ГО –
ЛА – ЛЕ – БРА – БРАЗ – ЖИ (Антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена
Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.
Дают, семь, бьют, чует, местный, боль, яма, грустный, стая, яма, чьё, килька.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4) - Послушайте стихотворение Я.Козловского, определите, почему так произошло, какая особенность звуков использована в нём?
Слайд № 5
Зевнул наборщик на работе и вместо “и” поставил “о”.
Поймёте вы, когда прочтёте, что получилось у него.
Маляр повесил кисть на гвоздь, глядит: пред ним
Не КИСТЬ, а КОСТЬ.
В ведре не СУРИК, а СУРОК.
В УГЛУ не веник, а ВЕНОК.
(Замена лишь одного звука в слове приводит к образованию слова с новым значением)
Задание: Отгадайте метаграммы –нужно заменить в слове одну букву другой - и тогда вы получите новое слово.
Слайд № 6
1. С к в полях меня найдете,
С г романсы запоёте,
С в косички заплетете.
(колос-голос-волос)
2. С ч летаю над волною,
С л не дам волкам покою,
С м рубашка-безрукавка.
(чайка-лайка-майка)
222222222222222
2. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Фонетика... Запомните это слово, звук [н] в нём произносят твёрдо. Повторите.
Слово это пришло к нам из греческого языка, «фоне» означает звук. Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень «фон» со значением 4звук».
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии). Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков). Мегафон (рупор для усиления звука, голоса). Микрофон (прибор для усиления голоса). Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи). Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстоянии за определённую оплату). Фонотека (собрание звукозаписей). Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью). Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку). Патефон (граммофон с рупором).
Задание № 1.
Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами. Помогите Чебурашке определить, какую букву надо вставить!
1) Как у старой ба..ки
Жили-были ла..ки.
Встанет ба..кя утром рано.
Выйдет в погре.. за смотапой —
Ла..ки всле.. за ней идут,
Всюду ба..ку стерегут.
2) У Ллёики в гостях
Петушок всапо..ках.
Курочка всере-.ках,
А корова в ю..ке,
В тёплом полушу..ке.
Алфавит, звонит, конечно, щавель, торты, чтобы, скучно, ателье, красивее, модель.
а) Игра-задачка «На рыбалке».
Представьте себя на рыбалке вместе с двумя друзьями (игра с тремя группами учащихся – по вариантам). Один из вас ловит рыб, в названиях которых только мягкие согласные; другой – в названиях которых только твердые согласные; третий – в названиях которых есть и твердые, и мягкие согласные звуки.
Карась, язь, сазан, карп, лещ, щука, плотва, окунь, ёрш, угорь, сом, пескарь, форель, налим.
– А теперь загляните в «речку» и приступайте к ловле рыбы. Кто больше наловит рыбы за одну минуту?
б) Игра «Собери букет».
В I букет входят цветы, в названии которых употреблены только звонкие согласные.
Во II букет – только глухие.
В III букет – цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные.
Ромашка, хризантема, пион, василек, роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония, лютик, зверобой, гербера, колокольчик.
– Сколько букетов у вас получилось? Какой букет оказался самым большим?
в) Игра-соревнование.
За 3 минуты вспомните и запишите имена, женские и мужские, в которых есть буквы е, ё, я, ю, обозначающие 2 звука.
г) Выборочный диктант.
– Найти слова, в которых произношение расходится с написанием.
Лодка, пробка, скользкий, старушка, утка, город, гром, кружка, глотка, гладкий.
д) Игра « Третий лишний».
– Найдите третье лишнее слово. Поясните, по какому основанию оно лишнее.
фанера, кашне, фонетика (фанера)
конечно, чтобы, бесконечный (бесконечный)
документ, кремень, свекла (свекла)
косьба, сгибать, столб (столб).
7. Работа по учебнику «ФГОС. Русский язык 5 класс». Авт.: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.
Упражнение №321.
– Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.
Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры.Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой.
8. Мини-тест.
1. Найдите слово с ударением на первом слоге:
А. Алфавит
Б. Каучук
В. Свекла
2. Укажите строчку, в которой все согласные мягкие:
А. [ж], [ш], [щ], [ч]
Б. [ч], [щ], [й]
В. [x], [щ], [ж], [й]
3. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.
А. Стоял
Б. Солнышко
В. Полька
4. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
А. Ярмарка
Б. Подъезд
В. Снег
5. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?
А. Сговор
Б. Подставить
В. Царевна
222222222222
Задание 6: Работа с текстом. (раздаточный материал
- Прочитайте.
- Ребята, докажите, что это текст.
- О ком он?
- Что это за произведение?
(Слайд№ 23)
Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков.
Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.
Задание: 1)Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически их обозначьте.
2)Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.
2) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
4) Сделайте фонетический разбор слова. ( 1в - снег, 2в - подъезд )
Снег – слово из одного слога
с — [с] — согл., глух., тв., парн
н — [н’] — согл., зв. непарн., мягк.
е — [э] — гл., ударн.
г — [к] — согл., глух., тв.,парн.
4 б., 4 з.
Подъе´зд – слово из 2 слогов , 2-й ударный
п — [п] — согл., глух., тв., парн
о — [а] — гл., безуд.
д — [д] — согл., зв., тв.,парн.
ъ — [–]
е —
[й’] — согл., зв. непарн., мягк. непарн.
[э´] — гл., ударн.
з — [с] — согл., глух., тв., парн.
д — [т] — согл., глух., тв., парн.
7 б., 7 з.
-Слова важно не только грамотно писать, но и произносить.
- Как называется раздел науки о языке, который учит правильно ставить в словах ударение и правильно произносить их? (Орфоэпия)
Стих
1.Кто с правилами дружен,
Тот твёрдо убеждён:
Фарфор нам очень нужен,
А фарфор не нужон.
2.Купить мы можем творог
И превратить в творог,
Но превращать в каталог
Не стоит каталог.
3.И если в магазин вдруг
Портфели завезли,
То не ходи в магазин,
Не купишь портфели.
4.Когда мы на машине,
Летим во весь опор,
То нас везёт не шофер,
А нас везёт шофёр.
5.И пусть нигде не будет
Секретом для ребят,
Что в парке не статуи,
А статуи стоят.
6.А если вы в театр
Явились, например,
То не ходите в партер,
Пожалуйте в партер.
7.Про наши наставленья
Ты, школьник, не забудь
И в школе к удареньям
Внимательнее будь.
8.К ним относись серьёзно,
Не ставь их кое-как,
Иначе будет поздно,
Ты попадёшь впросак.
- Сколько звуков [ ш] в стихотворении В. Приходько:
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели до порожка, и щелкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
То рощица, то поле, то с горки, то на горку
Ах, нужно каждой мышке попасть в родную норку.
И что не говорите, дорогу знают кошки,
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
Если кошке по пути – отчего не подвести?(Ответ: 30)
Учитель: этот прием называется звукопись.
III. Задание на смекалку.
Кто самый сообразительный? Разыгрываем седьмое очко.
- Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа – налево. Он выполнил задание так:
1) тот;
2) дед;
3) шалаш.
Правильно ли выполнено задание?
(Ответ: нет, так как слово ДЕД читается как [ д’эт] )
- Дополнительный вопрос:
А какие вы знаете слова, которые читаются как слева направо, так и справа – налево?
(Ответ: поп, кок, Анна, мим, шиш)
- Задание: Найдите третий лишний:
1) конечно, нарочно, игрушечный;(Ответ: игрушечный)
2) что, чтобы, нечто;(Ответ: нечто)
3) чувства, баловство, да здравствует;(Ответ: да здравствует)
4) безмолвствовать, сочувствие, нравственный;(Ответ: сочувствие)
VII. Седьмой раунд.
Кто быстрее? Выигрывает та команда, которая выполнит задание верно и быстро.
- Написать звук на месте буквы С в словах:
1) просьба; (Ответ: [ з’])
2) сшить; (Ответ: [ ш])
3) сжечь; (Ответ: [ ж])
4) слушать; (Ответ: [ с])
5) синий. (Ответ: [ с’])
- Назвать слово, где есть звук [ С] ?(Ответ: слушать)
Сколько раз встречаем звук [з] в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе!
2. Назовите слова, в которых один звук обозначался бы двумя буквами, а одна буква обозначала бы два звука.
3. Как изменить слово кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
III тур. Конкурс «Зашифрованное письмо».
Учитель:
-Вы получаете зашифрованное письмо. Ваша задача отгадать и прочитать получившееся послание.
1 команда : Вз крбль крмль,нскчл нм ль. Мтрс дв ндл крмль н мл л.
(Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
2 команда:Тр дрврба н трх дврх дрв рбт. Рз дрв,дв дрв, тр дрв.
(три дроворуба на трёх дворах дрова рубят. Раз дрова, два дрова, три дрова)
Учитель:
- У нас получились скороговорки. Давайте посмотрим, какая команда лучше и быстрее произнесёт их.
Выигрывает та команда, которая быстрее расшифровала надпись. Дополнительное очко команде за правильное произношение скороговорки.
IV тур . «Фонетические шарады»
Для 1 команды:
1) Название буквы алфавита.
2) Название согласного непарного звонкого звука.
3) Слог, который повторяется в словах тащить, парта, проталина.
Посказка: слово, состоящее из пяти букв и пяти звуков. Из двух имеющих гласных –оба а; одно из значений слова-чертёж части земной поверхности. (ка-р-та)
Для 2 команды:
1) название шипящей буквы.
2) Ударный слог в слове поезд.
3) Сочетание согласных, в котором никогда не пишется ь.
4) первая гласная буква алфавита.
Подсказка: трёхсложное слово, состоящее из семи букв и семи звуков. Ударный слог – первый; обозначает предмет одежды. (Ша-по-чк-а)
Выигрывает та команда, которая правильно назвала слово.
V тур. «Головоломка».
- Задание: Найдите третий лишний:
1) конечно, нарочно, игрушечный (Ответ: игрушечный)
2) что, чтобы, нечто (Ответ: нечто)
3) солнце, чувствовать, ездить (Ответ: ездить)
4) носорог, носок, порог (Ответ: носок)
Выигрывает та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов.
VI тур. «Конкурс капитанов».
1. Прочитать записанные слова, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить:
- из слова Лен – цифру;
- из слова Лей – название дерева;
- из слова Люк – большой мешок;
- из слова Ток – домашнее животное;
- из слова Шёл – неправду.
Выигрывает капитан, правильно назвал все слова.
VII. тур. «Обгонялки».
Учитель:
- Я командам по очереди буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ команда получает очко. Если команда не ответила, то ответить может другая команда.
Какие буквы алфавита обозначают два звука?(Е,Ё,Ю,Я)
Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Ё)
Название части слова, включающей в себя одну гласную? (Слог)
Звук, состоящий из голоса? (Гласный)
Принятый порядок расположения букв? (Алфавит)
Назовите звуки, не имеющие пары по глухости? (Л,М,Н,Р)
Какие буквы не обозначают звуков?(Ъ,Ь)
Во что превратятся глаголы окуни, соли, топи, если перенести в них ударение с последнего слога на первый? (существительные множественного числа)
Назовите согласные, которые всегда мягкие( Ч,Щ)
На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные)
VII. тур. «Обгонялки».
Учитель:
- Я командам по очереди буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ команда получает очко. Если команда не ответила, то ответить может другая команда.
Какие буквы алфавита обозначают два звука?(Е,Ё,Ю,Я)
Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Ё)
Название части слова, включающей в себя одну гласную? (Слог)
Звук, состоящий из голоса? (Гласный)
Принятый порядок расположения букв? (Алфавит)
Назовите звуки, не имеющие пары по глухости? (Л,М,Н,Р)
Какие буквы не обозначают звуков?(Ъ,Ь)
Во что превратятся глаголы окуни, соли, топи, если перенести в них ударение с последнего слога на первый? (существительные множественного числа)
Назовите согласные, которые всегда мягкие( Ч,Щ)
На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные)
определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.
Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».
К. Д. Бальмонт.
Звукоподражание шелесту, шороху.
Ель, топор и руки -
В каждом слове слышим звуки.
Эти звуки разные -
Гласные, согласные.
Гласные звуки - презвонкая штука
Могут и петь и кричать,
Могут в дремучем лесу поаукать,
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс: - змеиный слышен свист.
Шшш: - шумит опавший лист.
Жжж: - шмели в саду жужжат.
рр: - моторы тарахтят.
В общем тут любому ясно:
Чтоб сказать ты слово мог,
Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.
Работа с текстом
1. Жила в зеленом лесу серая сова . 2.Была она ленивой –преленивой.
3.Как- то днем задремала сова . 4.Слышит , а над ее головой кто- то летает . 5.Оказывается , это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает . 6.А кругом птицы снуют кузнечики звенят мошки жужжат .
7.Наступила холодная ночь .8.Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу . 9.Вспомнила она о теплом гнезде синички .10. Захотелось и ей такое . 11.Всю ночь сова поджидала восхода солнца .
12 Наконец солнце взошло и согрело ее. 13.Разомлела сова от тепла и сладко заснула .
Приложение 1
Лист самоконтроля
теория кроссворд
| безударная гласная в корне глаголов | найти в 5 предложении слова, где Е, Ё,Ю,Я обозначают 2 звука | из предложения 13 выписать слово, в котором только звонкие согласные | из 11 предложения выписать слово, в котором происходит оглушение | всю фонетический разбор |
5 баллов | 5 баллов | 3 балла | 1балл | 1 балл | 5 баллов |
Задания к тексту
Озаглавить текст
Вставить пропущенные орфограммы, графически обозначить
Найти в 5 предложении слова , где буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука
5.Оказывается , это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает.
Ответ: Оказывается - [й] [э]
маленькая - [й] [а]
собирает - [й] [э]
Оценка 3 балла
Из предложения 13 выписать слово , в котором только звонкие согласные
13.Разомлела сова от тепла и сладко заснула
Ответ: разомлела
Из 11 предложения выписать
слово ,в котором происходит оглушение
(всю)
Фонетический разбор (всю)
18