ФОНЕТИКА. Повторение и обобщение пройденного материала. 5 класс.
ФОНЕТИКА. Повторение и обобщение пройденного материала. 5 класс.
Цель урока: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.
Задачи:
образовательные: повторить и обобщить знания учащихся по разделу “Фонетика, графика, орфоэпия”; формировать умения применять полученные знания на практике;
развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развитие устной речи и зрительной памяти учащихся;
воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку; прививать аккуратность на письме; создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, интереса к урокам русского языка.
Оборудование:
доска;
проектор;
презентация;
карточки;
кроссворд;
раздаточный материал.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по теме “Фонетика. Орфоэпия. Орфография”.
Форма урока: урок-путешествие, урок-соревнование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).– Здесь живеттакая-тобуква?–Да.– Не могли бы вы сейчас поработать?–А как?– Постоять в начале слова. Слово-то начинается, и надо в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...–В начале слова не работаю.– А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ...–Простите, в таких местах не бываю.– Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?–Какие это буквы, будьте добры?..– Первая - Н, а за ней -Ч.–Нет, туда не пойду.– А после Ч? Перед Т?–Если в глаголе - тогда с удовольствием.– Нет, в существительном.–Ничем не могу вам помочь.Дверь захлопнулась.– Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?
Автор данного текста,
Михаил Викторович Панов,обращается к форме лингвистической сказки-загадки «Таинственная незнакомка».
Справка
Михаи́л Ви́кторович Пано́в
(21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) — российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук. Известны его труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии, синтаксису и стилистике, истории русского языка.
ОСНОВНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ
ГЛАСНЫЕ
СОГЛАСНЫЕ
Гласные звукисостоят
В каждомсогласном звукеестьшум.При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия
только из голоса.
(язык,нёбо, зубы, губы), и от этого получается шум.
При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно
ГЛАСНЫЕБУКВЫ-10
ГЛАСНЫЕЗВУКИ-6
а о у ы э
е ё ю я и
а о уыи э
ВЫВОД: итак, гласных звуков в русском языке 6 , букв для обозначения этих звуков 10
В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
Буквые, ё, ю, яобозначают два звука в следующих случаях: …. .
ПОДБЕРИ ПАРУ
К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.
Доска - тоска
вол -
ноты -
роль -
жар -
дрель -
гонец -
быль –
зыбь –Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.
ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ЗВУКА
Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности.
Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева?
ВЫВОД:
определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.
Зву́копись— применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:«...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».
К. Д. Бальмонт.
Звукоподражание шелесту, шороху.
Подводим итоги урока.
Закончи фразу
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Домашнее задание:
сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной;
составить задания – тесты по теме «ФОНЕТИКА»;
устный развёрнутый ответ по теме: «ЗВУКОПИСЬ».
Использованная литература
Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секреты орфографии». – М.: Просвещение, 1991.
В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках». - М.: Просвещение, 1991.
В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке». – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990.
Интернет – ресурсы:
http://igrovaia.ru
http : //ru.wikipedia.org
http : //festival.1september.ru
http : //openclass.ru
http://images.yandex.ru /-картинки для презентаций