kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОНЕТИКА. Повторение и обобщение пройденного материала. 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.

Задачи:

  • образовательные: повторить и обобщить знания учащихся по разделу “Фонетика, графика, орфоэпия”; формировать умения применять полученные знания на практике;
  • развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развитие устной речи и зрительной памяти учащихся;
  • воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку; прививать аккуратность на письме; создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, интереса к урокам русского языка.

Оборудование:

  • доска;
  • проектор;
  • презентация;
  • карточки;
  • кроссворд;
  • раздаточный материал.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по теме “Фонетика. Орфоэпия. Орфография”.

Форма урока: урок-путешествие, урок-соревнование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОНЕТИКА. Повторение и обобщение пройденного материала. 5 класс. »

ФОНЕТИКА.       Повторение, обобщение материала. 5 класс.

ФОНЕТИКА. Повторение, обобщение материала. 5 класс.

Лингвистическая сказка – загадка  «Таинственная незнакомка»   Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква ( не скажу - какая, догадайтесь сами ).  – Здесь живет такая-то буква?  – Да.  – Не могли бы вы сейчас поработать?  – А как?  – Постоять в начале слова. Слово-то начинается, и надо в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...  – В начале слова не работаю.  – А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ...  – Простите, в таких местах не бываю.  – Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?  – Какие это буквы, будьте добры?..  – Первая - Н, а за ней -Ч.  – Нет, туда не пойду.  – А после Ч? Перед Т?  – Если в глаголе - тогда с удовольствием .  – Нет, в существительном.  – Ничем не могу вам помочь.  Дверь захлопнулась.  – Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?

Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»

  • Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква ( не скажу - какая, догадайтесь сами ). – Здесь живет такая-то буква? Да. – Не могли бы вы сейчас поработать? А как? – Постоять в начале слова. Слово-то начинается, и надо в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило... В начале слова не работаю. – А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ... Простите, в таких местах не бываю. – Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга? Какие это буквы, будьте добры?.. – Первая - Н, а за ней -Ч. Нет, туда не пойду. – А после Ч? Перед Т? Если в глаголе - тогда с удовольствием . – Нет, в существительном. Ничем не могу вам помочь. Дверь захлопнулась. – Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?

Автор данного текста,  Михаил Викторович Панов, обращается к форме лингвистической сказки-загадки «Таинственная незнакомка». Справка  Михаи́л Ви́кторович Пано́в (21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) — российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук. Известны его труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии, синтаксису и стилистике, истории русского языка.

Автор данного текста,

Михаил Викторович Панов, обращается к форме лингвистической сказки-загадки «Таинственная незнакомка».

Справка

Михаи́л Ви́кторович Пано́в

(21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) — российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук. Известны его труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии, синтаксису и стилистике, истории русского языка.

ОСНОВНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ  Гласные звуки состоят В каждом согласном звуке есть шум . При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух вст р ечает во рту различные препятствия только из голоса .  (язык,  нёбо, зубы, губы), и от этого получается шум. При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно

ОСНОВНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

Гласные звуки состоят

В каждом согласном звуке есть шум . При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух вст р ечает во рту различные препятствия

только из голоса .

(язык, нёбо, зубы, губы), и от этого получается шум.

При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно

ГЛАСНЫЕ  БУКВЫ - 10 ГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ - 6 а о у ы э е ё ю я и а о у  ы  и э   ВЫВОД : итак, гласных звуков в русском языке 6 , букв для обозначения этих звуков 10

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ - 10

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - 6

а о у ы э

е ё ю я и

а о у ы и э

ВЫВОД : итак, гласных звуков в русском языке 6 , букв для обозначения этих звуков 10

Двойная роль ГЛАСНЫХ  Е, Ё, Ю, Я   йэ йо  й а й у Е ль, ё ж, ю ла, Я на Ре е т, мо ё , стро ю  Съ е л, ружь ё , ль ю    Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: в начале слова; после гласной; после Ь и Ъ знаков.   Гласные Е, Ё, Ю, Я, И  после согласных обозначают  один звук и показывают мягкость согласного.  Паркет - парк , эт овёс - ав , ос салют - сал , ут няня - н , ан , а

Двойная роль ГЛАСНЫХ Е, Ё, Ю, Я

йэ йо

й а й у

Е ль, ё ж, ю ла, Я на

Ре е т, мо ё , стро ю

Съ е л, ружь ё , ль ю

Гласные Е, Ё, Ю, Я

обозначают два звука:

  • в начале слова;
  • после гласной;
  • после Ь и Ъ знаков.

Гласные Е, Ё, Ю, Я, И после согласных обозначают один звук и показывают мягкость согласного.

Паркет - парк , эт овёс - ав , ос салют - сал , ут няня - н , ан , а

З В О Н К И Е И Г Л У Х И Е   СОГЛАСНЫЕ   Парные согласные :  звонкие – б в г д ж з  глухие – п ф к т ш с  Не имеют парных звуков:  всегда звонкие –   л м н р й всегда глухие –  х ц ч щ

З В О Н К И Е И Г Л У Х И Е СОГЛАСНЫЕ

Парные согласные :

звонкие б в г д ж з

глухие п ф к т ш с

Не имеют парных звуков:

всегда звонкие

л м н р й

всегда глухие

х ц ч щ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ШИПЯЩИЕ: СОНОРНЫЕ: Ж Ч Ш Щ  Л М Н Р Й

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ШИПЯЩИЕ:

СОНОРНЫЕ:

Ж

Ч

Ш

Щ

Л

М

Н

Р

Й

Т В Ё Р Д Ы Е И М Я Г К И Е  СОГЛАСНЫЕ Большинство согласных звуков образуют  пары:  б в г д з к л м н п р с т ф х б , в , г , д , з , к , л , м , н , п , р , с , т , ф , х , Не имеют парных звуков: ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ  Ж Ш Ц ВСЕГДА МЯГКИЕ Ч , Щ , Й ,

Т В Ё Р Д Ы Е И М Я Г К И Е СОГЛАСНЫЕ

Большинство согласных звуков образуют пары:

б в г д з к л м н п р с т ф х

б , в , г , д , з , к , л , м , н , п , р , с , т , ф , х ,

Не имеют парных звуков:

ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ

Ж Ш Ц

ВСЕГДА МЯГКИЕ

Ч , Щ , Й ,

ЗАКОНЧИ ФРАЗУ

ЗАКОНЧИ ФРАЗУ

  • Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
  • Звуки мы …., а буквы …..
  • В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
  • Не обозначают звуков буквы …. .
  • Шипящие звуки …. .
  • Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
  • Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .
ПОДБЕРИ ПАРУ  К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове. Доска - тоска вол - ноты - роль - жар - дрель - гонец - быль – зыбь –  Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

ПОДБЕРИ ПАРУ

К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.

  • Доска - тоска
  • вол -
  • ноты -
  • роль -
  • жар -
  • дрель -
  • гонец -
  • быль –
  • зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ЗВУКА

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ЗВУКА

  • Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности.
  • Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева?
ВЫВОД: определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.  Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».  К. Д. Бальмонт.  Звукоподражание шелесту, шороху.

ВЫВОД:

  • определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.
  • Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».

К. Д. Бальмонт.

Звукоподражание шелесту, шороху.

Подводим итоги урока. Закончи фразу  Сегодня я узнал…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполнял задания…  Я понял, что…  Теперь я могу…  Я научился…  У меня получилось …  Я попробую…  Меня удивило…  Мне захотелось…

Подводим итоги урока.

Закончи фразу

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной;
  • составить задания – тесты по теме «ФОНЕТИКА»;
  • устный развёрнутый ответ по теме: «ЗВУКОПИСЬ».
Использованная литература Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая.

Использованная литература

  • Г. Г. Граник, С. М.Бондаренко, Л. А Концевая. "Секреты орфографии». – М.: Просвещение, 1991.
  • В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках». - М.: Просвещение, 1991.
  • В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке». – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1990.

Интернет – ресурсы:

  • http : //igrovaia.ru
  • http : //ru.wikipedia.org
  • http : //festival.1september.ru
  • http : //openclass.ru
  • http://images.yandex.ru /-картинки для презентаций


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
ФОНЕТИКА. Повторение и обобщение пройденного материала. 5 класс.

Автор: Деревянко Галина Александровна

Дата: 03.10.2014

Номер свидетельства: 116201

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Разработка рабочей программы элективного курса для 9,10,11 классов "Лаборатория английского языка" "
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-eliektivnogho-kursa-dlia-9-10-11-klassov-laboratoriia-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "147662"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419442447"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Тема: Орфоэпические нормы: нормы русского ударения."
    ["seo_title"] => string(50) "tema_orfoepicheskie_normy_normy_russkogo_udareniia"
    ["file_id"] => string(6) "485096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542004183"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства