Просмотр содержимого документа
«Повторение. Предлог»
Тема урока "Повторение темы «Предлог»"
Цели и задачи урока: систематизировать знания учащихся о предлогах; формировать навык написания производных предлогов; формировать умение правильно определять принадлежность предлогов к тому или иному стилю речи.
Учебно-наглядный комплекс и оборудование:
раздаточный материал: скороговорка; сигнальные карточки «П», «Н»; тест по теме «Предлог»;
мультимедийное оборудование (интерактивная доска).
Тип урока: повторение изученного материала.
Методы: наглядные: работа с текстом при помощи интерактивной доски; практические: выполнение практической работы с использованием интерактивной доски.
Ход урока
I. Организационный момент
Урок начинается с речевой разминки в виде прочтения вслух скороговорки .Текст со скороговоркой у каждого учащегося на доске, и выведен на интерактивную доску. (Первым читает учитель, затем 2-3 учащихся на выбор учителя).
Скороговорка:
Сидел воробей на сосне, Заснул и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне, До сих пор бы сидел на сосне.
II. Повторение материала темы
1) Ответы на вопросы к скороговорке.
- Назовите предлоги в данной скороговорке.
- Какой из них обозначает причину? (во)
- Какой предлог обозначает место? (на)
- Какой предлог временной? (до)
- Что такое предлог?
- Что означает слово «предлог» в переводе с греческого? (перед словом)
- Какое место по частоте употребления занимает предлог в нашем языке? (4 место).
2) Чтение стихотворения «Предлог» рассказывает наизусть подготовленный учащийся).
Мы расскажем просто так, Что он делает и как. В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает.
3) Работа с сигнальными карточками (на столах у учащихся).
Карточка П – обозначает производный предлог.
Карточка Н - обозначает непроизводный предлог.
Учитель читает предлоги, а учащиеся показывают нужную карточку.
Предлоги: из-за (Н), ввиду (П), благодаря (П), по-над (Н), около (П), спустя (П), вдоль (П), над (Н), при (Н), вокруг (П), с (Н), вблизи (П), по (Н), в течение (П), для (Н).
4) Соединить синонимичные предлоги стрелками (на интерактивной доске выведены предлоги в два столбика).
Предлагаемые предлоги:
возле
после
позади
около
ради
за
внутри
из-за
потом
для
несмотря на
в
Ответы: возле - около; позади – за; ради – для; внутри – в ; потом – после; несмотря на – из-за.
Цели урока: 1) повторить сведения о предлоге как служебной части речи;
2) повторить правила слитного и раздельного написания производных предлогов;
3) проверить умение отличать производные предлоги от частей речи, из которых они образованы;
4) предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов в речи.
Ход урока:
I. Слово учителя. Сообщение цели урока.
II. Повторение изученного о предлоге и попутное закрепление.
1. Что такое предлог? Каковы его морфологические признаки и синтаксическая роль в словосочетании и предложении.
1) Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.
2) Морфологические признаки.
Предлоги бывают разными:
По значению
Временные
Идти в течение дня
Причинные
Не пойти из-за погоды
Пространственные
Остановиться около дома
Целевые
Лекарство от насморка
По строению
Составные
В связи с морозами
Состоят из нескольких слов
Простые
Из-за дома
Состоят из одного слова
По происхождению
Непроизводные Без, в, над, об, через
Производные. Мимо дома Образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая при этом свое лексическое значение и морфологические признаки
3) Синтаксическая роль в предложении – средство управления.
Ученики не отходили от компьютера в течение3 двух часов.
I. Не отходили (как долго?) в течение двух часов.
В течение – предлог, так как выражает зависимость существительного от глагола.
II. Морфологические признаки: временной, составной производный.
III. В предложении служит средством управления.
3. Самостоятельно разберите предлог из предложения.
По3 утрам и в перерывах между занятиями мы делаем зарядку.
4. Многозначные и однозначные предлоги.
в a Пр.падеж на a Пр.падеж
Вин. падеж Вин. падеж
с a Тв. падеж по a Дат. падеж
Вин. падеж Вин. падеж
Род. падеж Пр.падеж
Непроизводные предлоги, как правило, многозначны, т.е. могут употребляться с несколькими падежами.
в течение суток - Род. падеж
благодаря успеху - Дат. падеж
согласно требованию - Дат. падеж
Производные предлоги однозначны, т.е. употребляются только с одним падежом.
5. Непроизводные и производные предлоги.
Умей различать предлог и самостоятельную часть речи.
Производные предлоги Самостоятельные части речи.
Определить, какая это часть речи.
вследствие непогоды (=из-за) в следствии по делу
наподобие террас (=подобно) решать задачи на подобие треугольников
вроде домика (=подобно) в роде и числе
насчет ремонта (=о ремонте) перевести деньги на счет
навстречу маме (=к) на встречу с другом, идти навстречу
в течение суток (=как долго?) в течении реки
в продолжение суток в продолжении книги
по причине дождя (=из-за) по причине этой
в целях самообороны (=для) в целях благородных
со стороны сада (=от) человек со стороны
несмотря на дождь (=игнорируя) не смотря под ноги (= не глядя)
невзирая на дождь не взирая (= не глядя)
ввиду дождливой погоды (=из-за) в виду города, иметь в виду
вместо контролера (=за) в место назначения
по окончании года окончание года
(=после чего-нибудь)
по прибытии в город
(=после чего-нибудь) прибытие в город
по возвращении документа
(=после чего-нибудь) возвращение документа
по прошествии месяца
(=после чего-нибудь)
по предъявлении документа
(=после чего-нибудь) предъявление документа
6. Проверь себя. Словарно-орфографический диктант. Материал для диктанта см. пункт 5.
7. Физкультминутка.
8. Правильно употребляй предлоги в речи. между с Твор. между стульями
меж падежом меж хлебов
тужить
плакать + по (сын) с Пр. падежом скучать по сыну
горевать
скучать
тужить
плакать + по (мы, вы) с Пр. падежом
по нас, по вас
горевать
скучать
взять +по (сколько, несколько)
С Дат. падежом по скольку, по нескольку
выйти по окончании урока (Пр. падеж)
войти по предъявлении документа (Пр. падеж)
благодаря
согласно
вопреки с Дат. падежом благодаря маме
наперекор
навстречу
предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого, употребляются:
с Вин. падежом (два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста)
по четыре ручки
с Дат. падежом (при остальных числительных: один, пять, десять, двадцать… , девяносто)
по десяти серьгам
Особо сочетаются числительные (пятьсот, шестьсот, девятьсот, полтора, полторы). По пятисот, по полтора, по полторы.
9. Тест с взаимопроверкой.
1)приехать по (окончани_) института
2)возвратиться по (завершени_) строительства
3)справиться по (прибыти_) в столицу
4)рассказать по (возвращени_) из командировки
5)ударить по (десят_) барабанам
6)заплатить по (трист_) рублей
7)поступить наперекор (желани_)
8)действовать вопреки (совет_)
9)петь подобно (соловь_)
10)просиживать по (нескольк_) часов
Образец ответа
1) -и, пр. падеж
2) -ю, дат. падеж
10. Задание по культуре речи.
Перед вами два текста. Определите их стилистическую принадлежность, укажите особенности стиля каждого текста, найдите производные предлоги. Уместно ли они использованы?
1) Доводим до вашего сведения, что вчера после полуночи над городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа.
Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание школы деревни Бурково. Человеческих жертв не было. В связи с этим образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.
2) Благодаря драке двух моих одноклассников пострадала школьная мебель. С целью борьбы за повышение дисциплины мы решили наказать драчунов. Невзирая на наше решение, они так и не угомонились.