2 | Актуализация знаний. | - Откройте тетради и запишите дату, классная работа. Чистописание. - Начинаем урок с минутки чистописания. Рр Рр Рр Рр «Слово или не слово?» - На уроке вы узнаете много нового о словах русского языка. Вы познакомитесь со словами-друзьями, услышите о словах-близнецах, научитесь находить нужное слово по его значению, попытаетесь решить другие занимательные задачи, услышите рассказы и стихи о разных словах, сами прочитаете об этих словах интересные книги. - Сегодня нам нужно ответить на вопрос. «Слово или не слово?» - Запишите в тетрадях слова: парта, карандаш, машинист, пастух, малина, береза и скажите, что они означают. После ответов учащихся учитель читает стихотворение И. Токмаковой «Плим» Ложка - это ложка. Ложкой суп едят. Кошка - это кошка. У кошки семь котят. Тряпка - это тряпка. Тряпкой вытру стол. Шапка - это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, Смешное слово - плим. Я повторяю снова - Плим, плим, плим... Вот прыгает и скачет - Плим, плим, плим, И ничего не значит Плим, плим, плим. - Повторите две последние строки из стихотворения. 1) Что такое ложка, кошка, тряпка, шапка? Докажите. 2) Что означает плим? | - - Слова. У них есть лексическое значение. - набор букв. |
4 | Изучение новой темы. Физкультминутка. | - Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает. Проведем игру, которая покажет, сумеете ли вы отличать слова от неслов. 1.Игра «Составь слова». - Вместо точек нужно добавить одну букву. Учитель называет некоторые буквы (примеры даны в скобках) и просит детей поднимать руку в том случае, если получилось слово. В противном случае руки поднимать не надо. ... от (к, ж, р, п, ф) со ... (б, к, м, щ, р) ... ара (г, ж, ф, п, р) сто ... (л, г, ж, н, т) ... арта (а, д, к, с, п) поро ... (г, х, с, б, ф) - Вы поднимали руку, если у нас получались слова, например (записывается на доске), кот, рот, пот. Мы сразу понимаем, что они означают. Но если попалась не та, «чужая» буква («жот», «фот»), то слова уже нет. 2.Выполните небольшое задание «Пятый лишний». На доске в три столбика записаны слова: Ком Бок Рой кол бощ рог коф боб ров кот бор рог кок бот pop - Можем ли мы все их назвать словами? Найдите «пятого лишнего» в каждом столбике. - Почему «коф», «бощ», «рор» оказались лишними? -Что означают слова: кок, бор, бот, ров? 3. Работа со стихотворением Г. Сапгира «Ли-мон». Учитель показывает, что нет значения и в слоге, хотя многие слоги состоят из нескольких звуков. Что за ли? Что за -мон? В звуках нету смысла. Но едва шепнут; - Лимон...- Сразу станет кисло. - Какой вывод можно сделать? - Что такое лексика? 4. Игра-соревнование «Составь слово». - На доске в два ряда записаны части слов: бере-, оси-, огу-, поми-, ка-, ма-, ряби-, карто-; -на, -рец, -пуста, -за, -лина, -дор, -фель. 5. Работа в группах. «ТРИ ЗАДАНИЯ от «УГАДАЙКИ» 1. группа. «Вставьте буквы» -Какие буквы из скобок надо вставить вместо точек, чтобы получились слова? по.. .а (р, б, ф, л) ро ... а (з, с, щ, т, ф) р.. .чка (я, е, у, ы) ко.. .ка (г, ш. р. я, ж) б.. .лка (о, у, ю, е) м ... шка (о, у, ы, ю, е) 2. группа. «Переставленные буквы» - Поставьте буквы в стихотворении на свои места. Мама мол пыла, Дочка маму рыла, Отец восок нязал, А сын тоску десал. 3. группа. «Какие слова?» - Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: одм, ворд, вар- та, цова, кута, елонь, сутк, ави, кокаш. 7. Презентация учащимися своих работ. | - «коф», «бощ», «рор». - Их нет в словаре. Ответы детей. - То, что обозначает слово, называется его лексическим значением. - Лексика - наука о языке. Дети устанавливают, что каждая часть слова отдельно ничего не означает. Необходимо найти нужную часть и составить слово. Все слова записываются детьми в тетради. - Ответ: дом, двор, трава, овца, утка. |