kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова».»


Предмет: Русский язык.

Тема: «Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова».


Цель: дать понятие лексического значения слова, как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

УУД:

Предметные: осваивают первоначальные научные представления о лексике как элементе системы и структуры русского языка.

Личностные: создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: учебник, карточки со словами.

Ход урока:

Этапы работы

Содержание урока

п/п


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

– Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Приветствуют учителя


Проверяют готовность к уроку.

2

Актуализация знаний.





- Откройте тетради и запишите дату, классная работа.

  1. Чистописание.

- Начинаем урок с минутки чистописания.

Рр Рр Рр Рр

«Слово или не слово?»

- На уроке вы узнаете много нового о словах русского языка. Вы познакомитесь со словами-друзьями, услышите о словах-близнецах, научитесь находить нужное слово по его значению, попытаетесь решить другие занимательные задачи, услышите рассказы и стихи о разных словах, сами прочитаете об этих словах интересные книги.

- Сегодня нам нужно ответить на вопрос. «Слово или не слово?»

- Запишите в тетрадях слова: парта, карандаш, машинист, пастух, малина, береза и скажите, что они означают.

После ответов учащихся учитель читает стихотворение И. Токмаковой «Плим»

Ложка - это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка - это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка - это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово - плим.

Я повторяю снова -

Плим, плим, плим...

Вот прыгает и скачет -

Плим, плим, плим,

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

- Повторите две последние строки из стихотворения.

1) Что такое ложка, кошка, тряпка, шапка? Докажите.

2) Что означает плим?







-


























- Слова. У них есть лексическое значение.

- набор букв.

3

Постановка темы и цели занятия.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Назовите цель сегодняшнего урока.







- Лексическое значение и состав слова.

- Дать понятие лексического значения слова.

Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определять значения слова по тексту или уточненять значения с помощью толкового словаря.


4

Изучение новой темы.












Физкультминутка.

- Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает. Проведем игру, которая покажет, сумеете ли вы отличать слова от неслов.

1.Игра «Составь слова».

- Вместо точек нужно добавить одну букву. Учитель называет некоторые буквы (примеры даны в скобках) и просит детей поднимать руку в том случае, если получилось слово. В противном случае руки поднимать не надо.

... от (к, ж, р, п, ф) со ... (б, к, м, щ, р)

... ара (г, ж, ф, п, р) сто ... (л, г, ж, н, т)

... арта (а, д, к, с, п) поро ... (г, х, с, б, ф)

- Вы поднимали руку, если у нас получались слова, например (записывается на доске), кот, рот, пот. Мы сразу понимаем, что они означают. Но если попалась не та, «чужая» буква («жот», «фот»), то слова уже нет.

2.Выполните небольшое задание «Пятый лишний».

На доске в три столбика записаны слова:


Ком Бок Рой

кол бощ рог

коф боб ров

кот бор рог

кок бот pop

- Можем ли мы все их назвать словами? Найдите «пятого лишнего» в каждом столбике.

- Почему «коф», «бощ», «рор» оказались лишними?

-Что означают слова: кок, бор, бот, ров?

3. Работа со стихотворением Г. Сапгира «Ли-мон».

Учитель показывает, что нет значения и в слоге, хотя многие слоги состоят из нескольких звуков.

Что за ли?

Что за -мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут;

- Лимон...-

Сразу станет кисло.

- Какой вывод можно сделать?


- Что такое лексика?

4. Игра-соревнование «Составь слово».

- На доске в два ряда записаны части слов: бере-, оси-, огу-, поми-, ка-, ма-, ряби-, карто-; -на, -рец, -пуста, -за, -лина, -дор, -фель.




5. Работа в группах. «ТРИ ЗАДАНИЯ от «УГАДАЙКИ»

1. группа. «Вставьте буквы»

-Какие буквы из скобок надо вставить вместо точек, чтобы получились слова?

по.. .а (р, б, ф, л) ро ... а (з, с, щ, т, ф)

р.. .чка (я, е, у, ы) ко.. .ка (г, ш. р. я, ж)

б.. .лка (о, у, ю, е) м ... шка (о, у, ы, ю, е) 


2. группа. «Переставленные буквы»

- Поставьте буквы в стихотворении на свои места.

Мама мол пыла, Дочка маму рыла, Отец восок нязал, А сын тоску десал.


3. группа. «Какие слова?»

- Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: одм, ворд, вар- та, цова, кута, елонь, сутк, ави, кокаш.


7. Презентация учащимися своих работ.























- «коф», «бощ», «рор».


- Их нет в словаре.

Ответы детей.










- То, что обозначает слово, называется его лексическим значением.

- Лексика - наука о языке.


Дети устанавливают, что каждая часть слова отдельно ничего не означает. Необходимо найти нужную часть и составить слово. Все слова записываются детьми в тетради.














- Ответ: дом, двор, трава, овца, утка.

6

Домашнее задание.

Учебник с.96-97, у. 5,6.

Записывают задание в дневник.

7

Итог урока.

Рефлексия.

- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

- Чему мы научились?

- Кому было трудно?

- Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

- Где вам пригодятся эти знания?

- Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:


- Все получилось;


- были затруднения;


- ничего не получилось.


- Почему вы так думаете?

- Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.

- Спасибо за урок.


Ответы детей.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова».

Автор: Подгорнова Марина Владимировна

Дата: 12.12.2023

Номер свидетельства: 642017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "«Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова»."
    ["seo_title"] => string(66) "povtorenie_chto_ty_znaesh_o_leksicheskom_znachenii_i_sostave_slova"
    ["file_id"] => string(6) "618470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1669468808"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Открытый урок в 7 классе  по теме «Модальные частицы»"
    ["seo_title"] => string(56) "otkrytyi-urok-v-7-klassie-po-tiemie-modal-nyie-chastitsy"
    ["file_id"] => string(6) "315573"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459923379"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока в 5 классе на тему "Правописание частицы Не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "117079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412696487"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства