kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать понятие лексического значения слова, как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

УУД:

Предметные: осваивают первоначальные научные представления о лексике как элементе системы и структуры русского языка.

Личностные: создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова».»


Технологическая карта урока русского языка


Тема: «Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова».


Цель: дать понятие лексического значения слова, как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

УУД:

Предметные: осваивают первоначальные научные представления о лексике как элементе системы и структуры русского языка.

Личностные: создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: учебник, карточки со словами.

Ход урока:

Этапы работы

Содержание урока

п/п


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

– Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Приветствуют учителя


Проверяют готовность к уроку.

2

Актуализация знаний.





- Откройте тетради и запишите дату, классная работа.

  1. Чистописание.

- Начинаем урок с минутки чистописания.

Рр Рр Рр Рр

«Слово или не слово?»

- На уроке вы узнаете много нового о словах русского языка. Вы познакомитесь со словами-друзьями, услышите о словах-близнецах, научитесь находить нужное слово по его значению, попытаетесь решить другие занимательные задачи, услышите рассказы и стихи о разных словах, сами прочитаете об этих словах интересные книги.

- Сегодня нам нужно ответить на вопрос. «Слово или не слово?»

- Запишите в тетрадях слова: парта, карандаш, машинист, пастух, малина, береза и скажите, что они означают.

После ответов учащихся учитель читает стихотворение И. Токмаковой «Плим»

Ложка - это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка - это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка - это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово - плим.

Я повторяю снова -

Плим, плим, плим...

Вот прыгает и скачет -

Плим, плим, плим,

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

- Повторите две последние строки из стихотворения.

1) Что такое ложка, кошка, тряпка, шапка? Докажите.

2) Что означает плим?







-


























- Слова. У них есть лексическое значение.

- набор букв.

3

Постановка темы и цели занятия.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Назовите цель сегодняшнего урока.







- Лексическое значение и состав слова.

- Дать понятие лексического значения слова.

Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определять значения слова по тексту или уточненять значения с помощью толкового словаря.


4

Изучение новой темы.












Физкультминутка.

- Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает. Проведем игру, которая покажет, сумеете ли вы отличать слова от неслов.

1.Игра «Составь слова».

- Вместо точек нужно добавить одну букву. Учитель называет некоторые буквы (примеры даны в скобках) и просит детей поднимать руку в том случае, если получилось слово. В противном случае руки поднимать не надо.

... от (к, ж, р, п, ф) со ... (б, к, м, щ, р)

... ара (г, ж, ф, п, р) сто ... (л, г, ж, н, т)

... арта (а, д, к, с, п) поро ... (г, х, с, б, ф)

- Вы поднимали руку, если у нас получались слова, например (записывается на доске), кот, рот, пот. Мы сразу понимаем, что они означают. Но если попалась не та, «чужая» буква («жот», «фот»), то слова уже нет.

2.Выполните небольшое задание «Пятый лишний».

На доске в три столбика записаны слова:


Ком Бок Рой

кол бощ рог

коф боб ров

кот бор рог

кок бот pop

- Можем ли мы все их назвать словами? Найдите «пятого лишнего» в каждом столбике.

- Почему «коф», «бощ», «рор» оказались лишними?

-Что означают слова: кок, бор, бот, ров?

3. Работа со стихотворением Г. Сапгира «Ли-мон».

Учитель показывает, что нет значения и в слоге, хотя многие слоги состоят из нескольких звуков.

Что за ли?

Что за -мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут;

- Лимон...-

Сразу станет кисло.

- Какой вывод можно сделать?


- Что такое лексика?

4. Игра-соревнование «Составь слово».

- На доске в два ряда записаны части слов: бере-, оси-, огу-, поми-, ка-, ма-, ряби-, карто-; -на, -рец, -пуста, -за, -лина, -дор, -фель.




5. Работа в группах. «ТРИ ЗАДАНИЯ от «УГАДАЙКИ»

1. группа. «Вставьте буквы»

-Какие буквы из скобок надо вставить вместо точек, чтобы получились слова?

по.. .а (р, б, ф, л) ро ... а (з, с, щ, т, ф)

р.. .чка (я, е, у, ы) ко.. .ка (г, ш. р. я, ж)

б.. .лка (о, у, ю, е) м ... шка (о, у, ы, ю, е) 


2. группа. «Переставленные буквы»

- Поставьте буквы в стихотворении на свои места.

Мама мол пыла, Дочка маму рыла, Отец восок нязал, А сын тоску десал.


3. группа. «Какие слова?»

- Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: одм, ворд, вар- та, цова, кута, елонь, сутк, ави, кокаш.


7. Презентация учащимися своих работ.























- «коф», «бощ», «рор».


- Их нет в словаре.

Ответы детей.










- То, что обозначает слово, называется его лексическим значением.

- Лексика - наука о языке.


Дети устанавливают, что каждая часть слова отдельно ничего не означает. Необходимо найти нужную часть и составить слово. Все слова записываются детьми в тетради.














- Ответ: дом, двор, трава, овца, утка.

6

Домашнее задание.

Учебник с.96-97, у. 5,6.

Записывают задание в дневник.

7

Итог урока.

Рефлексия.

- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

- Чему мы научились?

- Кому было трудно?

- Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

- Где вам пригодятся эти знания?

- Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:


- Все получилось;


- были затруднения;


- ничего не получилось.


- Почему вы так думаете?

- Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.

- Спасибо за урок.


Ответы детей.


























Самоанализ урока русского языка:



Тема: «Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова».


Цель: дать понятие лексического значения слова, как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

УУД:

Предметные: осваивают первоначальные научные представления о лексике как элементе системы и структуры русского языка.

Личностные: создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Метапредметные:

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.


Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию. На уроке использовались технологии личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.

На уроке использовались следующие методы обучения:

1.Частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности (анализ текста, составление окончания текста).

2.Метод генерации идей – обучающиеся высказывают свои идеи решения поставленной проблемы.

Технологии обучения:

1.ИКТ – презентация, прослушивание музыки, просмотр видеоролика.

2.Проблемного диалога – мозговая атака, работа в группах и парах.

3.Игровая технология – ролевая игра, игра-головоломка.

Используя физминутку, как элемент урока, я применяла здоровьесберегающую технологию.

Работа с карточками для групповой работы носила частично-исследовательский характер.

На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.

Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ТСО была направлена на достижение поставленных целей.

В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как

 Коммуникативная и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),

 умение работать в коллективе для достижения поставленной цели,

 личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)

Использовалось оборудование: компьютерная презентация, мультимедийное пособие, задания для работы в группах, в паре, индивидуальная работа, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе.

На уроке поставлена цель:

1. Наблюдать за сочетаемостью слов.

2. Анализировать лексическое значение слов.

3. Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.

1 этап – организационный момент с целью положительного настроя на урок и формирования познавательного интереса к новому материалу.

2 этапподготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению учебного материала с целью формирования интереса и мотивации к уроку, стремления к сотрудничеству и совместной деятельности. Этап осуществлялся через выполнение задания и тематические вопросы.

3 этаппостановка познавательной задачи, с целью самостоятельного определения учащимися темы и основных задач урока, умения принимать и сохранять учебную задачу. Данный этап осуществлялся через использование технологии проблемного диалога и игровой технологии, приёма работы в группе. Тип деятельности учащихся носил проблемный характер. Использовалась работа с толковыми словарями.

4 этап - повторение и углубление темы. Предлагались задания разного типа и уровня сложности. Проводились разные формы работы: коллективная работа, работа в парах и группах. Тип деятельности учащихся носил проблемный, продуктивный и творческий характер.

5 этап - закрепление и контроль полученных знаний осуществляется через индивидуальную работу по карточкам, работы в паре. Тип деятельности – проблемный, продуктивный и творческий. Использовались ИКТ, проблемная и игровая технологии, технология, основанная на создании учебной ситуации и технология критического мышления.

6 этапподведение итогов и рефлексия через творческое задание, самооценку.

В начале урока была создана мотивация предстоящей учащимися деятельности в виде стихотворения. Таким образом, у детей был разбужен интерес, возникло желание овладеть новыми универсальными учебными действиями, продвинуться в развитии.

Этап актуализации знаний включил в себя проведение словарной работы, индивидуальной деятельности, что способствовало подведению детей к знакомству с новой темой. На данном этапе удалось вовлечь в работу всех учащихся. Здесь использовался познавательный и занимательный материал, прошла фронтальная работа с классом, где были обобщены знания о слове и его лексическом значении.

Основной этап - работа по теме урока, содержала в себе большую самостоятельную деятельность учащихся. Новый материал начат с проблемного вопроса, и учащиеся включились в поисковую работу в группах. Здесь были использованы методы развивающего обучения: частично-поисковый, проблемный, что позволило активизировать познавательную активность детей. Класс работает в быстром темпе, на достаточно высоком уровне сложности. Дети с увлечением обсуждают задания в группах, делают выводы, умозаключение. Виды деятельности, применяемые на этом этапе: самостоятельная работа по учебнику и самостоятельная работа в группах.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ученик успешен в своем мнении, он не боится высказываться.

В конце урока подведен итог и проведена рефлексия. Данная работа проводится в системе, дети умеют высказывать свое мнение об уроке. Ребята наглядно показали уровень усвоения нового материала через выполнение различных заданий.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Отобранное содержание, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательный интерес учащихся к предмету. Использование презентации позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и привить любовь к предмету, дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Время целесообразно распределено по этапам урока. На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», т.е. каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

В начале урока была создана проблемная ситуация, для решения которой необходимо было открыть новые знания. Дети умело вывели тему урока и правильно поставили цель для дальнейшей работы. Вся работа была направлена на достижение поставленной цели. В конце урока ученики сделали вывод, что заявленная цель была достигнута.

Оценивание на уроке проходило на всем протяжении. Были использованы приемы самопроверки, взаимооценки. Это говорит о том, что дети доброжелательно относятся друг к другу и умеют серьезно оценить работу товарища.

Учащиеся много работают самостоятельно, что говорит о хорошей степени практической направленности обучения. Царит доверительная атмосфера сотрудничества в совместной работе. Считаю, что правильно поставленная и систематическая работа не только укрепляет знания учеников, приобретенные на уроке, но и расширяет кругозор, развивает информационную компетенцию ученика, формирует исследовательские умения. Для этого используется целесообразное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации деятельности на уроке. Стараюсь толерантно, гуманно относиться к каждому из своих воспитанников, даже самого неуверенного в себе ученика ставить в ситуацию успеха. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала оцениваю как хороший.

Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовало достижению образовательных целей, выработке универсальных компетентностей, умению анализировать и оценивать информацию, делать самостоятельные выводы, отстаивать собственное мнение.

Показателем эффективности усвоения новых знаний явилась активная познавательная деятельность учащихся в течение всего урока. Считаю, что познавательный, развивающий и воспитательный аспекты целей урока достигнуты.

Домашнее задание было выдано в конце урока и направлено на последующую работу по закреплению изученной темы, дифференцированно. Проведена рефлексия.

На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова».

Автор: Кубрякова Наталья Станиславовна

Дата: 26.11.2022

Номер свидетельства: 618470

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "«Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова»."
    ["seo_title"] => string(68) "povtorenie_chto_ty_znaesh_o_leksicheskom_znachenii_i_sostave_slova_1"
    ["file_id"] => string(6) "642017"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1702359946"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Открытый урок в 7 классе  по теме «Модальные частицы»"
    ["seo_title"] => string(56) "otkrytyi-urok-v-7-klassie-po-tiemie-modal-nyie-chastitsy"
    ["file_id"] => string(6) "315573"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459923379"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока в 5 классе на тему "Правописание частицы Не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "117079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412696487"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства