Этап проверки знаний (опрос). 3 мин. Этап подгото-вки учащихся к активно-му и созна-тельному усвоению нового материа-ла. 5 мин. Этап усвоения новых знаний. 15 мин. Закрепление нового материа-ла. 14 мин. | Проверить знания 3-4 учеников, стимулировать опрашиваемых и весь класс к получению новых знаний. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учеников. Дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах. Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. | Итак, начнём урок. Прежде всего нужно вспомнить, что такое наклонение глагола как грамматическая категория? -Какие 2 наклонения глаголы вы уже изучили? -Какое из них обозначает реальное действие, а какое нереальное? -Верно. А теперь послушайте, пожалуйста, сказку и догадайтесь, о каком наклонении глагола речь пойдёт сегодня. (Читаю сказку.) В некотором царстве, в морфологическом государстве жил-был Глагол. И было у него три сына, три наклонения : Изъявительное, Условное и Повелительное. Однажды решили они отдохнуть в парке, расположенном неподалёку. Пришли к своей любимой речке и расстроились: на берегу бутылки разбросаны, мусор всякий; ветки ближайших кустарников обломаны, на полянке трава сожжена костром. -Я бы убрал бутылки, собрал мусор и никогда не стал бы ломать ветки кустарников, - сказало Условное наклонение. -Да, я сейчас всё уберу, - отозвалось Изъявительное наклонение. -Хорошо, ты всё приберёшь, но завтра снова придут глупые ребята или взрослые и опять будут загрязнять наш лес, - сказало Повелительное наклонение. -Что же нам делать?- спросило Изъявительное наклонение. - Мы должны на воротах парка написать следующие правила. Дорогие ребята и взрослые! Берегите природу, сохраняйте наш лес. Не засоряйте водоёмы. Помните, что Земля– это наш дом! -Как вы думаете, о каком наклонении речь пойдёт сегодня? - Верно, сегодня вы изучите повелительное наклонение глагола по следующему плану. (Показываю на план урока). 1. Значение. (Вы узнаете, что обозначает глагол в повелительном наклонении). 2. Изменение. (Вы узнаете, в каких формах употребляется глагол в повелительном наклонении). 3. Образование. (Вы узнаете, как образуется глагол в повелительном наклонении). 4. Правописание. (Вы узнаете особенности написания глагола в повелительном наклонении). -Итак, что же обозначает глагол в повелительном наклонении? Запишите в ваших листах-помощниках тему урока (Креплю на доску): Повелительное наклонение глагола. (при обозначении глагола в повелительном наклонении вы можете использовать сокращение ПН). - Назовите в слове «повелительное» корень, выделите его. Назовите однокоренные слова. -Молодцы. А теперь прочитайте данное правило выразительно, передавая голосом повеление. -Назовите глаголы, обозначающие действия, к которым побуждает автор. -Что обозначают эти глаголы? -Верно, правило гласит, что глаголы в ПН обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить. Итак, вы ответили на первый пункт плана (прикрепляю часть таблицы). Прочитаёте ещё раз в ваших листах-помощниках, каково значение глагола в ПН и в пример можете привести глаголы из текста, над которым выработали. (См. в листах-помощниках). Молодцы! Перейдём к изучению второго пункта плана. Вы должны узнать, какие формы имеет глагол в повелительном наклонении. Обратите вновь ваше внимание на данное правило. Определите, в каком лице и числе стоят глаголы в ПН? -Поставьте эти глаголы во 2-м лице единственного числа. (На доске появляются называемые формы) -Какая форма характерна для глаголов в повелительном наклонении? Как вы думаете? Итак, вы можете ответить на второй пункт плана, глядя на материал для наблюдения. Какие формы характерны для глагола в повелительном наклонении? Молодцы. Для глагола в ПН характерны формы 2 л. ед. и мн.ч. Прочитайте в ваших листах-помощниках то, что вы ещё не сказали об изменении глагола в ПН. -Верно. Вы ответили на1 и2 пункт плана, теперь вы узнаете, как образуется глагол в ПН. Для этого рассмотрим таблицу, данную на доске. -Ответьте, от основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? (Обратите внимание, что звук «ю» в окончании распадается на 2 звука, один из которых – «Й» относится к основе, поэтому выделяют основу «бросай»). - При помощи какого суффикса образуется это наклонение глагола? Верно. Попробуйте самостоятельно сделать вывод, как образуются формы глагола в ПН. (Прикрепляю часть таблицы). -Спасибо. Прочитайте в ваших листах-помощниках, о чём ещё мы не сказали. Итак, ребята, вы узнали, что обозначает глагол в ПН, как изменяется, в каких формах употребляется, как образуется. Перейдём к практической части урока. Вы должны научиться образовывать формы ПН глагола, уметь находить глаголы в ПН в тексте. - Откройте, пожалуйста, ребята, рабочие тетради, запишите дату, запишите «Классная работа». 1) Первое ваше задание такое. Вам нужно образовать формы ПН в ед. и мн. числе от глагола в нач.ф. по образцу. Образец. Начальная форма ед.ч. мн.ч. дивиться дивись дивитесь жалеть спешить жечь исчерпать помнить Составьте и запишите 1 предложение с использованием образованных вами глаголов. Предложение должны быть о природе. -А теперь послушайте, какое стихотворение о природе написал Виктор Шефнер, используя данные глаголы. (Читаю. Проекция на экране). Ты, человек, любя природу, Хоть иногда её жалей. В увеселительных походах Не уничтожь её полей. В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши: Она - твой давний добрый лекарь, Она – союзница души. Не жги её напропалую, Не исчерпай её до дна, И помни истину простую: Нас много, а она – одна. -Какова основная мысль этого стихотворения? Следующее задание – выполнить упр. 491 из учебника. -Прочитайте выразительно отрывок. -В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? -Какой из призывов вам представляется самым главным? Почему? -Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы мн. числа. Выполните синтаксический разбор второго предложения. -Хорошо, молодцы. Сегодня вы начали изучать ПН глагола. - Подумайте, какой темой объединены тексты, над которыми вы работали? -А кто знает, как называется наука об окружающей среде? -Верно. Экология (от греч. экос – «дом, родина», логос –«слово, учение». Запомните родственные слова и обозначьте орфограммы. Эколог(специалист по экологии) Экологист(человек, занимающийся состоянием окружающей среды, её защитой) Экологический(относящийся к природной среде) Экосистема(экологическая система). Придумайте одно предложение с любым из этих слов, используя глагол в ПН. -Молодцы. Теперь откройте этимологический словарь и запишите данное слово и родственные слова. Не забудьте во вторую колонку записать свое предложение. | - Наклонение глагола – это грамматическая категория, которая указывает на реальность или нереальность действия. -Мы изучили изъявительное и условное наклонения. -… - Сегодня мы будем говорить о повелительном наклонении глагола. - Корень - вел - -Велеть, велю, повеление. (Читает ученик). - Берегите, сохраняйте, не засоряйте, помните. - Данные глаголы обозначают действия, к которым побуждает автор. -… - Глаголы в ПН стоят в форме 2л. мн.числа. (Указываю формы). -Береги, сохраняй, не засоряй, помни. - Для глагола в ПН характерны формы 2 л. ед. и мн.ч. - Глагол в ПН не изменяется по временам. - От основы настоящего или будущего времени глагола. - При помощи формообразующего суффикса -и- - Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса –и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе окончание те. По отношению к одному лицу формы на -те обозначают вежливость. (Возьмите, Иван Кузьмич). (У доски работают 2 человека). Результат работы. Начальная форма ед.ч. мн.ч. дивиться дивись дивитесь жалеть жалей жалейте спешить спеши спешите жечь жги жгите исчерпать исчерпай исчерпайте помнить помни помните -Человек должен любить и беречь природу, потому что она живая. Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо. -В побудительных. -Украшай землю и жизнь, потому что… Результат работы. (2 ученика у доски) делай – делайте украшай – украшайте выращивай – выращивайте борись – боритесь оправдывай – оправдывайте Украшай землю и жизнь. -Темой природы, любви к природе. -Экология Человек, сохрани экологию леса и почвы! | Репродуктивный. Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Объяснительно-иллюстративный метод. |