kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повелительное наклонение глагола. Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке ребята знакомятся с новой формой глагола - повелительным наклонением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повелительное наклонение глагола. Конспект урока по русскому языку в 6 классе»


Урок – объяснение нового материала по теме «Повелительное наклонение глагола».

Цель: познакомить учащихся с повелительным наклонением глагола.


Задачи обучающие: 1.дать понятие о значении и образовании глагола в ПН.

2.научит находить глаголы в повелительном наклонении.


Задачи развивающие: 1.развивать мышление, память, внимание, умение сопоставлять и делать выводы.

2.развивать языковое чутьё.


Задачи воспитывающие: воспитывать любовь к природе, Родине, родному языку.


Оборудование урока.

1.Дидактический раздаточный материал.

2.Учебник

3.Плакаты.


Основные методы и приёмы.

1.Репродуктивный

2.Частично-поисковый.

3.Объяснительно-иллюстративный.


Тип урока – объяснение нового материала на уроке изучения раздела «Морфология».


План урока №1.

1.Организационный момент. 2мин.

2.Этап проверки знаний. 3мин.

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. 5мин.

4. Этап усвоения новых знаний.15мин.

5.Закрепление нового материала. 14 мин.

6. Подведение итогов урока.1мин.


Этапы урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы

Орг. момент.

2 мин.

Организовать внимание учащихся, проверить их готовность к уроку.

Здравствуйте, дорогие ребята! Присаживайтесь.

Сегодня вы продолжаете изучать большую и интересную тему «Наклонение глагола».

На уроке для работы нам понадобятся дневник, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для правил, канцелярские принадлежности, листок-помощник (который вы вклеите дома в тетрадь для правил), рабочая карточка.




Этап проверки знаний

(опрос).

3 мин.











Этап подгото-вки учащихся к активно-му и созна-тельному усвоению нового материа-ла.

5 мин.










































Этап усвоения новых знаний.

15 мин.































































































Закрепление нового материа-ла.

14 мин.

































Проверить знания 3-4 учеников, стимулировать опрашиваемых и весь класс к получению новых знаний.









Организовать и целенаправить познавательную деятельность учеников.



















































Дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах.






























































































Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу.

Итак, начнём урок. Прежде всего нужно вспомнить, что такое наклонение глагола как грамматическая категория?






-Какие 2 наклонения глаголы вы уже изучили?


-Какое из них обозначает реальное действие, а какое нереальное?


-Верно. А теперь послушайте, пожалуйста, сказку и догадайтесь, о каком наклонении глагола речь пойдёт сегодня.

(Читаю сказку.)

В некотором царстве, в морфологическом государстве жил-был Глагол. И было у него три сына, три наклонения : Изъявительное, Условное и Повелительное. Однажды решили они отдохнуть в парке, расположенном неподалёку. Пришли к своей любимой речке и расстроились: на берегу бутылки разбросаны, мусор всякий; ветки ближайших кустарников обломаны, на полянке трава сожжена костром.

-Я бы убрал бутылки, собрал мусор и никогда не стал бы ломать ветки кустарников, - сказало Условное наклонение.

-Да, я сейчас всё уберу, - отозвалось Изъявительное наклонение.

-Хорошо, ты всё приберёшь, но завтра снова придут глупые ребята или взрослые и опять будут загрязнять наш лес, - сказало Повелительное наклонение.

-Что же нам делать?- спросило Изъявительное наклонение.

- Мы должны на воротах парка написать следующие правила.

Дорогие ребята и взрослые!

Берегите природу,

сохраняйте наш лес.

Не засоряйте водоёмы.

Помните, что Земля–

это наш дом!

-Как вы думаете, о каком наклонении речь пойдёт сегодня?


- Верно, сегодня вы изучите повелительное наклонение глагола по следующему плану. (Показываю на план урока).

1. Значение. (Вы узнаете, что обозначает глагол в повелительном наклонении).

2. Изменение. (Вы узнаете, в каких формах употребляется глагол в повелительном наклонении).

3. Образование. (Вы узнаете, как образуется глагол в повелительном наклонении).

4. Правописание. (Вы узнаете особенности написания глагола в повелительном наклонении).

-Итак, что же обозначает глагол в повелительном наклонении?

Запишите в ваших листах-помощниках тему урока (Креплю на доску):

Повелительное наклонение глагола.

(при обозначении глагола в повелительном наклонении вы можете использовать сокращение ПН).

- Назовите в слове «повелительное» корень, выделите его. Назовите однокоренные слова.

-Молодцы. А теперь прочитайте данное правило выразительно, передавая голосом повеление.

-Назовите глаголы, обозначающие действия, к которым побуждает автор.


-Что обозначают эти глаголы?



-Верно, правило гласит, что глаголы в ПН обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

Итак, вы ответили на первый пункт плана (прикрепляю часть таблицы).

Прочитаёте ещё раз в ваших листах-помощниках, каково значение глагола в ПН и в пример можете привести глаголы из текста, над которым выработали. (См. в листах-помощниках).

Молодцы! Перейдём к изучению второго пункта плана. Вы должны узнать, какие формы имеет глагол в повелительном наклонении.

Обратите вновь ваше внимание на данное правило. Определите, в каком лице и числе стоят глаголы в ПН?


-Поставьте эти глаголы во 2-м лице единственного числа.

(На доске появляются называемые формы)

-Какая форма характерна для глаголов в повелительном наклонении? Как вы думаете?

Итак, вы можете ответить на второй пункт плана, глядя на материал для наблюдения. Какие формы характерны для глагола в повелительном наклонении?

Молодцы. Для глагола в ПН характерны формы 2 л. ед. и мн.ч.

Прочитайте в ваших листах-помощниках то, что вы ещё не сказали об изменении глагола в ПН.

-Верно. Вы ответили на1 и2 пункт плана, теперь вы узнаете, как образуется глагол в ПН. Для этого рассмотрим таблицу, данную на доске.

-Ответьте, от основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение?

(Обратите внимание, что звук «ю» в окончании распадается на 2 звука, один из которых – «Й» относится к основе, поэтому выделяют основу «бросай»).

- При помощи какого суффикса образуется это наклонение глагола?


Верно. Попробуйте самостоятельно сделать вывод, как образуются формы глагола в ПН. (Прикрепляю часть таблицы).






-Спасибо. Прочитайте в ваших листах-помощниках, о чём ещё мы не сказали.








Итак, ребята, вы узнали, что обозначает глагол в ПН, как изменяется, в каких формах употребляется, как образуется.

Перейдём к практической части урока. Вы должны научиться образовывать формы ПН глагола, уметь находить глаголы в ПН в тексте.

- Откройте, пожалуйста, ребята, рабочие тетради, запишите дату, запишите «Классная работа».

1) Первое ваше задание такое. Вам нужно образовать формы ПН в ед. и мн. числе от глагола в нач.ф. по образцу.

Образец.

Начальная форма ед.ч. мн.ч.

дивиться дивись дивитесь

жалеть

спешить

жечь

исчерпать

помнить

Составьте и запишите 1 предложение с использованием образованных вами глаголов. Предложение должны быть о природе.

-А теперь послушайте, какое стихотворение о природе написал Виктор Шефнер, используя данные глаголы.

(Читаю. Проекция на экране).

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не уничтожь её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую,

Не исчерпай её до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

-Какова основная мысль этого стихотворения?


Следующее задание – выполнить упр. 491 из учебника.

-Прочитайте выразительно отрывок.








-В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении?

-Какой из призывов вам представляется самым главным? Почему?

-Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы мн. числа. Выполните синтаксический разбор второго предложения.






-Хорошо, молодцы. Сегодня вы начали изучать ПН глагола.

- Подумайте, какой темой объединены тексты, над которыми вы работали?

-А кто знает, как называется наука об окружающей среде?

-Верно.

Экология (от греч. экос – «дом, родина», логос –«слово, учение».

Запомните родственные слова и обозначьте орфограммы.

Эколог(специалист по экологии)

Экологист(человек, занимающийся состоянием окружающей среды, её защитой)

Экологический(относящийся к природной среде)

Экосистема(экологическая система).

Придумайте одно предложение с любым из этих слов, используя глагол в ПН.

-Молодцы. Теперь откройте этимологический словарь и запишите данное слово и родственные слова. Не забудьте во вторую колонку записать свое предложение.





- Наклонение глагола – это грамматическая категория, которая указывает на реальность или нереальность действия.


-Мы изучили изъявительное и условное наклонения.



-…








































- Сегодня мы будем говорить о повелительном наклонении глагола.




























- Корень - вел -


-Велеть, велю, повеление.



(Читает ученик).


- Берегите, сохраняйте, не засоряйте, помните.


- Данные глаголы обозначают действия, к которым побуждает автор.









-…










- Глаголы в ПН стоят в форме 2л. мн.числа.

(Указываю формы).

-Береги, сохраняй, не засоряй, помни.







- Для глагола в ПН характерны формы 2 л. ед. и мн.ч.





- Глагол в ПН не изменяется по временам.





- От основы настоящего или будущего времени глагола.







- При помощи формообразующего суффикса

-и-


- Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса –и- или без суффикса.



  • Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе окончание те.

  • По отношению к одному лицу формы на -те обозначают вежливость. (Возьмите, Иван Кузьмич).













(У доски работают 2 человека).

Результат работы.

Начальная форма ед.ч. мн.ч.

дивиться дивись дивитесь

жалеть жалей жалейте

спешить спеши спешите

жечь жги жгите

исчерпать исчерпай исчерпайте

помнить помни помните























-Человек должен любить и беречь природу, потому что она живая.



Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.

-В побудительных.




-Украшай землю и жизнь, потому что…



Результат работы. (2 ученика у доски)

делай – делайте

украшай – украшайте

выращивай – выращивайте

борись – боритесь

оправдывай – оправдывайте


Украшай землю и жизнь.





-Темой природы, любви к природе.


-Экология













Человек, сохрани экологию леса и почвы!


Репродуктивный.















Объяснительно-иллюстративный.
























































Частично-поисковый.
































































































Объяснительно-иллюстративный метод.

















Подведе-ние итогов урока.

1 мин.

Подвести итоги урока.

Итак, сегодня на уроке вы начали изучать ПН глагола.

Что нового вы узнали?

Оставшийся, очень важный пункт плана, вы изучите на следующем уроке.

Спасибо за внимание. Урок окончен.



-…

Репродуктивный.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повелительное наклонение глагола. Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Автор: Лазарева Наталья Ивановна

Дата: 22.08.2016

Номер свидетельства: 340324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка в10 классе "Неопределённо-личные предложения" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-russkogho-iazyka-v10-klassie-nieopriedielionno-lichnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426345407"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "148499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419751303"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урок английского языка -прямая и косвенная речь"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokanghliiskoghoiazykapriamaiaikosviennaiariech"
    ["file_id"] => string(6) "284720"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454008950"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Конспект  урока английского языка в 5 классе по теме:  «Неопределенная форма глагола. Повелительное наклонение». (УМК К. Кауфман, М. Кауфман «Happy English.ru») "
    ["seo_title"] => string(165) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-nieopriedieliennaia-forma-ghlaghola-povielitiel-noie-naklonieniie-umk-k-kaufman-m-kaufman-happy-english-ru"
    ["file_id"] => string(6) "197563"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428255643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства