|    I. Организационный момент .Психологический настрой. |  Приветствие. Создание психологического и эмоционального настроя на урок.  Ребята! Здравствуйте! Я очень рад тому, что мы с вами снова встретились на уроке «Русского языка».   Встанем все вместе и скажем:  Здравствуй, солнце золотое!      (Ручки вверх).  Здравствуй, небо голубое!                                               (Ручки в стороны).  Здравствуйте, мои друзья!                                               (Все берутся за руки).  Очень рад вас видеть Я!                                    (Раскачивают ручки).  Тема нашего сегоднящнего урока Местоимение как часть речи 
 |   Слушают, готовятся к уроку.  
 
 |   Готовность учащихся к уроку, подготовленность к восприятию темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 Знают цели и задачи урока. 
 | 
  |  Изучение новой темы  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Выполнение заданий  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Подведение итогов  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Комменти рование оценок   
 
  Объяснение домашнего задания   
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 |  Беседа с учащимися: -Сегодня на уроке мы продолжим наше удивительное путешествие по стране  " Морфология". Мы уже изучили различные части речи, каждая из которых выполняет свою определенную функцию и играет свою роль в нашей речи. Ни для кого не секрет, что речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того, что бы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы ответьте, почему его нельзя назвать грамотным и красивым. Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять. . Как можно исправить положение, сделав рассказ более корректным? -Вместо чего в данном случае будет использоваться слово ОНА? 
  
 
  Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них.  Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”.  Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместосуществительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.  Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”.  По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений:  – местоимения-существительные;  – местоимения прилагательные;  – местоимения-числительные;  – местоимения-наречия.  (Группы местоимений записаны на доске).  
 
  
 
  
 
 1)Работа с текстом, записанном на доске: Весна на пороге. Скоро она (весна) вступит в свои(весны) права. А сейчас еще морозно. Такая (морозная) погода продержится недолго. Через несколько (дней пять) засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна. -Определите вместо каких частей речи используются слова: ОНА СВОИ ТАКАЯ НЕСКОЛЬКО  2) – Избавьтесь от тавтологии. Для этого некоторые существительные замените местоимениями.  Сережа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять в воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем. 
 
 
 Каждая часть речи как игрок на футбольном поле - выполняет свои обязанности. Имя существительное называет предметы, имя прилагательное говорит об их признаках, глагол демонстрирует действие предметов, имя числительное показывает свое умение всех и все сосчитать. Но есть в русском языке особые слова. Их роль не так ярка и заметна, но крайне необходима. Они как запасные игроки на футболе, без которых ни одна, даже самая слаженная команда не выйдет играть на поле. Кто же эти запасные игроки? 
  
 
 - Узнали ли мы о местоимении как о части речи? - Находим ли мы местоимения в тексте? Видим ли их? - определяем ли их синтаксическую роль? - Знаем ли мы зачем они нам нужны?  
 
 
 "Пожелание". В завершение урока я прочитаю вам стихотворение, которое называется пожелание друзьям", а вы посчитайте сколько там будет местоимений. Желаю ВАМ расти, цвести, Копить, крепить здоровье. ОНО для дальнего пути- Важнейшее условие. Пусть КАЖДЫЙ день и КАЖДЫЙ час ВАМ новое добудет, Пусть добрым будет ум у ВАС, А сердце умным будет! ВАМ от души желаю Я, друзья, ВСЕГО хорошего, А ВСЕ хорошее, друзья, Дается НАМ недешево!  
 
  Комментирую оценки за урок  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 | 
 
 Внимательно слушаю,отвечают на вопросы учителя. 
 Действительно частое употребление слова "девочка" режет слух 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 (Либо подставить имя девочки, либо заменить словом ОНА). (Вместо существительного) 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
  Работают с текстом записанном на доске, определяют вместо каких частей речи используютя слова.  (Вместо имени существительного, имени числительного, имени прилагательного)  
 
  
 
 
 
 
 
 
 Ученики выполняют упражнение в тетрадях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 (Это местоимения)   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети охотно отвечают на вопросы 
 
 
 
 
 
 
 
 Слушают пожелание учителя и сяитают местоимение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 (11 местоимений) 
 Слушают свои полученные оценки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 | .  
 
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Понимают критерии оценок за урок 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |