-
I. Организационный момент .Психологический настрой. | Приветствие. Создание психологического и эмоционального настроя на урок. Ребята! Здравствуйте! Я очень рад тому, что мы с вами снова встретились на уроке «Русского языка». Встанем все вместе и скажем: Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх). Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны). Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки). Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки). Тема нашего сегоднящнего урока Местоимение как часть речи | Слушают, готовятся к уроку. | Готовность учащихся к уроку, подготовленность к восприятию темы. Знают цели и задачи урока. |
Изучение новой темы
Выполнение заданий
Подведение итогов
Комменти рование оценок
Объяснение домашнего задания
| Беседа с учащимися: -Сегодня на уроке мы продолжим наше удивительное путешествие по стране " Морфология". Мы уже изучили различные части речи, каждая из которых выполняет свою определенную функцию и играет свою роль в нашей речи. Ни для кого не секрет, что речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того, что бы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы ответьте, почему его нельзя назвать грамотным и красивым. Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять. . Как можно исправить положение, сделав рассказ более корректным? -Вместо чего в данном случае будет использоваться слово ОНА?
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них. Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”. Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместосуществительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение. Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”. По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений: – местоимения-существительные; – местоимения прилагательные; – местоимения-числительные; – местоимения-наречия. (Группы местоимений записаны на доске).
1)Работа с текстом, записанном на доске: Весна на пороге. Скоро она (весна) вступит в свои(весны) права. А сейчас еще морозно. Такая (морозная) погода продержится недолго. Через несколько (дней пять) засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна. -Определите вместо каких частей речи используются слова: ОНА СВОИ ТАКАЯ НЕСКОЛЬКО 2) – Избавьтесь от тавтологии. Для этого некоторые существительные замените местоимениями. Сережа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять в воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем. Каждая часть речи как игрок на футбольном поле - выполняет свои обязанности. Имя существительное называет предметы, имя прилагательное говорит об их признаках, глагол демонстрирует действие предметов, имя числительное показывает свое умение всех и все сосчитать. Но есть в русском языке особые слова. Их роль не так ярка и заметна, но крайне необходима. Они как запасные игроки на футболе, без которых ни одна, даже самая слаженная команда не выйдет играть на поле. Кто же эти запасные игроки?
- Узнали ли мы о местоимении как о части речи? - Находим ли мы местоимения в тексте? Видим ли их? - определяем ли их синтаксическую роль? - Знаем ли мы зачем они нам нужны?
"Пожелание". В завершение урока я прочитаю вам стихотворение, которое называется пожелание друзьям", а вы посчитайте сколько там будет местоимений. Желаю ВАМ расти, цвести, Копить, крепить здоровье. ОНО для дальнего пути- Важнейшее условие. Пусть КАЖДЫЙ день и КАЖДЫЙ час ВАМ новое добудет, Пусть добрым будет ум у ВАС, А сердце умным будет! ВАМ от души желаю Я, друзья, ВСЕГО хорошего, А ВСЕ хорошее, друзья, Дается НАМ недешево!
Комментирую оценки за урок
| Внимательно слушаю,отвечают на вопросы учителя. Действительно частое употребление слова "девочка" режет слух (Либо подставить имя девочки, либо заменить словом ОНА). (Вместо существительного)
Работают с текстом записанном на доске, определяют вместо каких частей речи используютя слова. (Вместо имени существительного, имени числительного, имени прилагательного) Ученики выполняют упражнение в тетрадях. (Это местоимения) Дети охотно отвечают на вопросы Слушают пожелание учителя и сяитают местоимение. (11 местоимений) Слушают свои полученные оценки | . Понимают критерии оценок за урок |