Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Копайгора Светлана Викторовна ,учитель русского языка и литературы КОШ №122 г. Кривого Рога Днепропетровской области.
Тема урока: Понятие о фразеологии. Фразеологизмы. Фразеологический словарь.(Слайд-4)
Цель урока: формировать у учащихся представление о фразеологизмах, учить отличать их от других речевых единиц.
Задачи: (Слайд-5)
Установить понятие «фразеологизм», «фразеологический оборот».
Научить находить фразеологизмы в тексте, давать толкование значения наиболее употребительных фразеологизмов.
Отработать навык использования фразеологизмов в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской.
Продолжать формирование письменной речевой деятельности путем выполнения творческих заданий с использованием фразеологизмов.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, фразеологические словари , презентация, иллюстрации фразеологизмов, учебник.
Ход урока.
Организация класса. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Словарно – орфографическая работа. (Слайд-1)
Продолжите пословицы, дописав антонимы.
Лучше горькая правда, чем красивая…
Признавая достоинства других, не закрывай глаза на его…
Не спорь с умным, не разговаривай с…
Сто трусливых людей не заменят одного…
Готовь телегу зимой, а сани…
(Правда – ложь, достоинства – недостатки, умный – глупый, трусливый – храбрый, зима – лето).( Слайд-2 ).
Объяснение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Ребята, мы продолжаем изучать языковые явления раздела «Лексика». Многие из них вам уже известны ( однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы и др.). Сегодня познакомимся ещё с одним.
Существует интересная история. Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф. ( Слайд-3).
Символ фразеологизма с + ɔ + I = Ф
Подобное мы видим и в жизни слов. Живут - поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания – фразеологизмы.
- Какая же тема сегодняшнего урока? Какие задачи мы поставим перед собой? (Узнать о фразеологизмах, их признаках, научиться использовать их в речи). (Слайд-4,5 ).
Я верю, что сегодня мы будем работать бок о бок, душа в душу, не покладая рук. Будем учиться владеть пером, чтобы нас никогда не покидала искра божья.
- Что я сейчас использовала в речи? (Фразеологизмы)
- Что изучает фразеология?
- Слово учителя (Слайд-6).
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными событиями; третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений.(Слайд-7).
Фразеологические обороты украшают речь, делает её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Закрепление материала.
- Просмотр « Мультфильма про фразеологизмы». Учащиеся объясняют значение фразеологизмов.
Дойная корова-источник материальных благ; засучив рукава, спустя рукава -плохо работать; сломя голову - быстро; как баран на новые ворота -недоуменно, тупо; крокодиловы слезы - лицемерная, притворная жалость, неискреннее сожаление; черепашьим шагом – очень медленно; смотреть сквозь пальцы – умышленно не замечать что-либо предосудительное; сесть в калошу – ставить себя в неловкое положение; водить за нос – обманывать; ходить по струнке – подчиняться; гореть от стыда – стыдиться; выйти из себя - крайне разозлиться; калачом не заманишь – не заставишь, не уговоришь; не ударить лицом в грязь – не опозориться; сковать льдом – создать препятствия; вставлять палки в колеса – мешать; щеки горят – стыдно; кот в мешке – что-то неизвестное; тянуть кота за хвост – очень медленно; как кошка с собакой – недружно, враждовать; семи пядей во лбу – очень умный.
- Сейчас мы посетим фразеологический зверинец. Люди любят наблюдать за поведением животных. А хорошо ли вы знаете поведение животных?
Перед вами начало фразеологизма, молча заполните концовку.(Слайд-8).
Голоден как…
Нем как…
Труслив как
Колючий как
Хитер как
Здоров как…
- Взаимопроверка с помощью доски:
(Волк, рыба, заяц, еж, лиса, бык).
- Послушайте стихотворение и скажите, о каких признаках фразеологизмов говорится в нем.
Состав их полностью готов,
У них особый свой разряд.
Их точность, образность твердят,
Что фразеологизмы
Все слышать очень уж хотят,
Хотя они капризны:
Слова в них разрывать нельзя,
Слова в них – целая семья.
Раздельно – смысл они теряют,
А вместе речь нам украшают.
- Поиграем в игру «Кто или что?»
Выберите подходящие слова для фразеологизмов.
Заяц, кот, козёл наплакал?
Кто из них такой несмелый?..
Лиса, кошка иль собака
Чьё-то мясо всё же съела?
А горчичники иль банки,
Или всё-таки припарки
Очень мёртвому важны,
А быть может, и нужны?..
А душа уходит всё же
В пятки, в ноги иль в колени?..
Ну а сыр качаться может
В масле, в колбасе, в печенье?..
Кто с рожденья нем как рыба
Или, может, как осёл?..
Кто участник отпущенья?
Волк, медведь или козёл?..
Кто иль что? – решайте сами,
Ведь вы тоже все с усами.
По местам слова расставьте,
Фразеологизм составьте.
(Как кот наплакал, чье мясо собака съела, как мёртвому припарки, душа ушла в пятки, как сыр в масле, нем как рыба, козёл отпущенья, сами с усами.)
- Составьте предложение с одним из фразеологизмов.(Слайд-9).
- Физкультминутка. Видеоролик.
- А какую синтаксическую функцию выполняют фразеологизмы в предложении?
-Попробуем определить синтаксическую роль фразеологизмов.
И растет ребенок там не по дням, а по часам. Вот к дереву друзья со всех несутся ног.
Вывод: в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.
- Что вы будете делать, если не знаете значения фразеологизмов?
(Обратимся фразеологическому словарю.) (Слайд-10).
- Работа с фразеологическим словарем.
- Найти значение фразеологизмов (работа в парах).
Делить шкуру неубитого медведя, купить кота в мешке, как зеницу ока.
- Проверим, верно ли
Взаимопроверка.(Слайд-11).( Распределять прибыль от еще не осуществленного дела. Приобретать что-либо, не видя, не зная заранее ничего о качестве приобретаемого.Бдительно, заботливо, тщательно).
- Фразеологизмы как и слова могут иметь синонимы и антонимы; подберите синонимы и антонимы к устойчивым сочетаниям.(Слайд-13).
- Подберите синонимы к фразеологизмам.(Слайд-14).
На скорую руку ( в пожарном порядке ).
Обвести вокруг пальца ( провести на мякине ).
На всех парах ( со всех ног, во всю прыть ).
Хоть волком вой ( хоть караул кричи ).
Тёртый калач ( стреляный воробей ).
Ни зги не видно ( кромешная мгла, хоть глаз выколи).
-Найти антонимы к фразеологизмам. Работа с учебником: упр.202, с. 122.
(Взаимопроверка).
- В это время у доски 2 ученика составляют диалог с фразеологизмами.
Составьте диалог с фразеологизмами: бежать во все лопатки, как сельдей в бочке, от корки до корки, владеть пером, наше вам с кисточкой, водой не разольешь, вешать лапшу на уши.
- Пример диалога.
- Привет
- Наше вам с кисточкой
- Я к тебе на встречу бежал во все лопатки.
- А я еле доехал. В автобусе людей как сельдей в бочке.
- Ну как, подготовился к урокам?
- Всё выучил от корки до корки.
- А я стихотворение с фразеологизмами сочинил.
- Ты разве владеешь пером? Почитай.
- С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, а всё же.
Нас не разольешь водой!
- Что ты мне, лапшу на уши вешаешь?
- Это ж стих Бориса Заходера. Я его в детском саду рассказывал. А я знаю другой.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
- Послушайте текст на украинском языке.
Что общего между фразеологизмами в русском и украинском языках?
Ведмежа послуга
Мишка Петренка та Юрка Степанюка водою не розлити. Тiльки Мишко не розгибаючи спини за уроками сидить, а Юрась все байдикує.
- Мишко, зробив задачу? Дай списати!
- Бери, менi не шкода.
Одного разу вчитель звелiв Юрковi списану задачу на дошцi розв'язати, той зразу ж сів маком. «Ведмежу послугу зробив ти товаришневi; Петренко» - сказав учитель. Мишко почервонiв до самих вух.
Вывод:
- В украинском и русском языках есть фразеологизмы, но они не всегда переводятся дословно, а есть сопоставимые фразеологизмы в одном и другом языках.
Сiв маком – потрапив в скрутне, безвыхiдне становище.
Русский – сесть в калошу, сесть в лужу.
- Следующее задание потребует не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуй те передать его значение с помощью предметов, жестов. (Каждый ряд выделяет своего представителя).(Слайд-15).
Сесть в калошу, водить за нос, дело в шляпе, льёт как из ведра, связать руки, намылить шею, лить крокодиловы слёзы, реветь в три ручья.
-Аукцион. Запишите как можно больше фразеологизмов со словами нос,зубы, глаза, ноги, уши. (Слайд-16).
- Последнее задание у нас праздничное. Ведь мы не можем не вспомнить, что эта неделя Масленичная.В четверг начиналась широкая Масленица.
Какие вы знаете фразеологизмы, связанные с этим праздником?
Не всё коту Масленица – в жизни бывают не только удовольствия; печь как блины – создавать что-либо быстро и в большом количестве; как по маслу – без помех, без затруднений и осложнений; масло масляное – ничего не объясняющее, маслом по сердцу – очень приятно; первый блин комом – не все сразу получается.
- Итог урока (Слайд-17).
- Микрофон. Учащиеся передают друг другу микрофон и отвечают на вопросы.
- Вам, ребята, понравился урок? Что вы узнали на уроке?
- Теперь вы должны употреблять фразеологизмы, чтобы ваша речь стала ярче и образней. Ведь за вами будущее. Нашей стране нужно умное молодое поколение с искрой божьей.
- Дифференцированное домашнее задание: ( Слайд-18).
- Составьте рассказ, используя фразеологизмы.
- § 31. Упр. 203.