ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 6 КЛАССЕ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В МИФОЛОГИИ»
(34 Ч.)
Тема
Терминология
Практическая
деятельность
Часы
1. Вводное занятие. Цели и задачи курса.
Лексика, прямое и переносное значение слов.
Решение кроссвордов, загадок.
1
2. Что изучает фразеология?
Фразеологизм, слова-синонимы
.
Нахождение фразеологизмов в тексте, подбор синонимов.
1
3. Типы фразеологизмов.
Фразеологизмы с мотивированным и немотивированным значением слов.
Различение типов фразеологизмов. Редактирование текста.
1
4. Стилистические фразеологизмы.
Стили языка: книжный, разговорный.
Редактирование текстов разных стилей, подбор фразеологизмов-синонимов.
1
5.Происхождение фразеологизмов.
Профессиональные слова.
Составление рассказа о профессии с использованием пословиц и фразеологизмов.
1
6. Практическая работа с фразеологическим словарём
Фразеологизмы- синонимы.
Сообщения учащихся о происхождении и лексическом значении фразеологических оборотов.
1
7. Афоризмы и крылатые слова.
Афоризмы, крылатые слова, мораль.
Работа с текстами басен Крылова по нахождению крылатых слов и выражений.
1
8.Фразеологизмы в мифах и легендах.
Мифология, фразеологизмы.
Работа со словарём крылатых слов.
1
9,10,11Фразеологизмы в античных мифах о происхождении мира и богов.
Мифологемы.
Пересказ мифов о богах и героях. Работа с текстом. Объяснение значения фразеологизмов.
3
12,13.Фразеологизмы в мифах о Троянской войне.
Словарная статья.
Анафора, эпитет.
Пересказ мифов об Одиссее и Троянской войне. Анализ стихотворения В. Луговского «Как человек плыл с Одиссеем». Составление словаря мифологических выражений
2.
14. Пантеон греческих богов.
Лексическое значение слова.
Составление генеалогического древа 1 из героев мифов.
1.
15. Викторина по античной мифологии.
Крылатые выражения.
Командная игра на выявление лучшего знатока мифов и крылатых выражений.
1
16. Библейская мифология. Книга Ветхого Завета.
Язычество. Мораль.
Составление словарных статей для толкового словаря по мифам о сотворении мира и человека. Определение морали в библейских легендах.
1.
17. Десять заповедей Моисея.
Крылатые выражения.
Лексическое толкование выражений «тьма египетская», «неопалимая купина». Работа со «Словарём крылатых слов и выражений»
1.
18.Практическая работа.
Стили языка.
Создание 10 главных заповедей современного человека.
1.
19.Рождественская символика.
Тропы.
Сочинение рождественской сказки. Изготовление рождественской открытки.
1.
20.Библейские притчи.
Мораль.
Написание притчи по её морали.
1.
21.Библейские имена в литературе.
Тема и идея. Анафора.
Составление вопросов викторины, решение кроссвордов на библейскую тему.
1.
22.Мифы о Всемирном потопе.
Экология. Стили речи. Риторический вопрос.
Написание заметки в газету о природных и техногенных катаклизмах.
1
23.Что такое ономастика?
Ономастика.
Лекция учителя. Знакомство со словарём личных имён.
1.
24.Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем.
Анимизм, эвфемизм, табу, тотемизм.
Сочинение рассказа- миниатюры «Как возникли имена?»
1.
25.Имена древних русичей.
Этимология.
Морфема.
Своеобразие построения и лексического значения древнерусских имён.
1.
26.Причуды имён в 20 столетии.
Прописная буква в именах.
Работа со «Словарём имён».
1
27.Имена – трансформеры.
Омонимы.
Работа со словарём.
1
28.День ангела.
Лингвистика.
Ономастика.
Сообщение учащихся об истории возникновения Дня св.Валентина и Татьяниного дня.
1.
29.Ты и твоё имя.
Ономастика.
Сообщения учащихся об истории своего имени.
1.
30.Ты и твоё имя.
Ономастика.
Сообщения учащихся об истории своего имени. Рейтинг популярных имён
1.
31.От поколения к поколению. Имена твоих родных.
Интервью.
История имён твоей семьи.
Викторина по именам.
1.
32.«Откуда пошла твоя фамилия»?
Стили речи.
Составление рассказа о происхождении фамилии в разных стилях.
1.
33.«Древо жизни»
Метафора.
Составление своей родословной.
1.
34.Заключительное занятие.
Подведение итогов года.
1.
К окончанию 6 класса учащиеся должны будут знать:
* виды фразеологизмов;
* однозначные и многозначные слова;
* слова с прямым и переносным значением;
* принципы орфографии и правописание слов на изученные правила;
*типы речи и деловой, научный, публицистический, художественный,
разговорный стили;
* сведения по теории литературы о мифах и легендах;
* сведения о мифологии и мифологеме;
* роды и жанры литературы, художественно-
изобразительные средства языка, метафоры;
* организацию поэтического произведения, двусложные и трёхсложные
размеры стиха;
*понятие юмора в литературном произведении;
* принцип работы со словарем литературоведческих терминов.
К окончанию 6 класса учащиеся должны будут уметь:
* распознавать фразеологизмы в речи и употреблять их;
* определять однозначные и многозначные слова;
* толковать и использовать слова с прямым и переносным значением;
* использовать принципы орфографии и объяснять правописание слов на
изученные правила;
* сопоставлять миф и созданное на его основе литературное произведение;
* отличать миф от сказки;
* пояснять связь героев и событий, сопоставлять и сравнивать героев на
основе их поступков и взаимоотношений с другими персонажами;
* выражать своё отношение к героям изучаемого произведения;
* собирать и систематизировать материалы к сочинению;
* составлять сложный план;
* создавать связные высказывания, различные по стилю и типу речи;
* написать заметку в газету (информация, описание);
* использовать различные виды словарей.