Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами.
Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами.
Сценарий урока русского языка по теме "Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами" для 8 класса. Урок-практикум построен с целью актуализации и осмысления обучающимися понятия «осложненное предложение» и синтаксических конструкций, осложняющих простое предложение, а так же формирования умения отличать простое неосложненное предложение от осложненного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами. »
Автор сценария урока:
Петриченко Дарья Ивановна
учитель русского языка
и литературы
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
муниципального образования
город Краснодар средней
общеобразовательной школы № 11
Тема: Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами
Цель: создать условия для актуализации и осмысления обучающимися понятия «осложненное предложение» и синтаксических конструкций, осложняющих простое предложение
Задачи:
- сформировать понятие об осложненном предложении;
- обсудить понятие об однородных членах предложения;
- развивать умение отличать простое неосложненное предложение от осложненного;
- развивать логическое мышление, устную и письменную речь учащихся;
- формировать личностные качества обучающихся, необходимые для саморазвития и самовоспитания;
- формировать коммуникативные умения.
Планируемые метапредметные результаты:
Формирование личностных УУД: самоопределение, самооценка.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Формирование познавательных УУД: поиск необходимой информации и анализ объектов с целью выделения признаков, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выдвижение гипотез и их обоснование.
Формирование коммуникативных УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формы работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.
У. – Здравствуйте! Я хочу начать урок словами великого французского мыслителя Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Актуализация знаний.
У. – На интерактивной доске записано предложение, один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами не умолкая никогда.
У. – Спишите предложение, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и сделайте синтаксический разбор предложения.
Ученик у доски. – В данном предложении пропущена запятая перед деепричастным оборотом «не умолкая никогда». Что? – вода. Вода – это подлежащее, выраженное существительным. Вода (что делает?) журчит и каплет. Журчит и каплет – это сказуемые, выраженные глаголами. (Журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами, не умолкая никогда.)
Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное.
У. – Осложнено ли это предложение? Чем?
Д. - Осложнено, однородными сказуемыми и деепричастным оборотом.
Формирование новых знаний
У. – Итак, как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Д. – Об осложненных предложениях.
У. – Перед вами на слайде изображен текст.
Вологодские кружева.
Друзья вы когда(нибудь) любовались морозными узорами на стекле? Вост_ргались пушистыми от снега ветвями переплетающ_мися в чудес(?)ное кружево? К сож_лению такая красота (не, ни)долговеч(?)на. А вот эти ажурные узоры (не, ни)и_чезнут и (не, ни)растают. И создали их (не, ни)морозы и снежные в(?)юги а руки искус(?)ных м_стериц.
Круж_ва плели во многих уг_лках России в Ельце Рязани Вятке Мценске… Издавн_ славилась круж_вами и стари(н, нн)ая Вологда. Со(?)нце и звезды ледяные цветы и гирлянды з_бавные фигурки людей и волшебные травы, сказочные птицы и причудливый орнам_нт эти чудеса можно увид_ть на ажурных волого_ских круж_вах.
Ученик читает текст и задание.
Задание: Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните синтаксические конструкции, которыми осложнены предложения.
У. – Понравился ли вам текст? О чем в нем идет речь?
Д. – Да. В данном тексте речь идет о красоте кружева.
У. – Можно ли сравнить простое неосложненное предложение с обычной нитью, а осложненное – с кружевным плетением из этой нити?
Д. – Можно.
У. – А почему?
Д. – Подобно тому, как кружево украшает все вокруг, так и осложненные предложения украшают нашу речь.
У. – Действительно, осложненные предложения украшают нашу речь. Она становится более содержательной. Так и в своих сочинениях вы должны не бояться использовать осложненные предложения. Вернемся к тексту. Посмотрите внимательно на доску, прочитайте выделенные слова.
Д. – Кружево, ажурные, орнамент.
У. – Подумаем над этимологией выделенных слов. Подберите однокоренные слова к слову «кружево».
Д. – Кружить, окружность, круг.
У. – А кто-нибудь знает, из каких языков произошли слова «ажурный, орнамент»?
Д. – Возможно, «ажурный» - это французское слово, созвучно со словом «бонжур».
У. – Правильно, «ажурный» - произошло от французского языка. «А» - на, «жур» - свет, дословно: на дневной свет. А как вы соотнесете данный перевод с нашим текстом?
Д. – Ажурный, то есть прозрачный, со сквозным узором.
У. – Хорошо, а «орнамент» произошло от латинского языка. «Орнаре» в переводе: украшение. Хорошо, приступаем к выполнению задания.
4.Физкультминутка. Мимические упражнения. Выражение эмоционального состояния:
У. - Выразите мимикой свое состояние: вам говорят ласковые слова – приятно, вас ругают – неприятно, мама не пустила гулять – расстроены, пришел друг в гости – радость. Изобразите человека, изнемогающего от жажды и голода. Покажите, каким разным может быть взгляд человека: насмешливый, добрый, хитрый, печальный, умоляющий, ликующий, обиженный, сияющий.
Закрепление изученного материала.
У. – Выполняя задание, какие синтаксические конструкции, осложняющие предложение, вы нашли?
Д. – Однородные члены предложения, причастный оборот.
У. – Итак, существует несколько конструкций, осложняющих простое предложение:
Нарисуем схему. Внимание на доску. (Ученики переносят схему себе в тетрадь)
Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение
Причастный
оборот
Деепричастный оборот
Вводные слова
Однородные члены
Обращения
Сравнительные обороты
Вот и мы с вами сплели кружево.
Обратите внимание, вводные слова – это новый для вас вид осложнения, с которым вы познакомитесь на следующих уроках. Но вы неоднократно встречались с вводными словами, в художественных текстах, в своих сочинениях, в повседневной жизни. Вот, например, если я уверена в своем ответе, я скажу: «Конечно», а если буду не уверена, то что можно сказать?
Д. – Наверное.
У. - Это и есть вводные слова.
Выполняя предыдущее задание, вы чаще всего встречали предложения с однородными членами. Давайте вспомним, какие члены предложения называются однородными. Для этого обратимся к упражнению 224 в вашем учебнике.
Вопросы из учебника:
Однородные члены являются одинаковыми членами предложения или разными?
Д. – Однородные члены предложения выступают в роли одинаковых членов предложения.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос или на разные вопросы?
Д. – Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Однородные члены предложения относятся к одному и тому же или к разным членам предложения?
Д. – Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения.
Все ли члены предложения могут быть однородными?
Д. – Да, все члены предложения могут быть однородными.
Зависят ли члены предложения друг от друга по смыслу и грамматически?
Д. – Между собой связаны сочинительной связью, т.е. равноправны и независимы друг от друга.
6. Какими языковыми средствами выражается связь между однородными членами?
Д. – Произносятся с интонацией перечисления, соединены сочинительными союзами.
У. – Обобщим полученные сегодня знания, выполнив упражнение. Перед вами на слайде пять предложений.
1. Внизу мерно и широкошумелприбой. (Казаков).
2. То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов).
3. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков).
5. Уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи(Т.)
Каждая группа анализирует свое предложение (предварительно класс разделен на пять групп).
Задание: подготовьте аргументированный ответ, охарактеризовав предложения по количеству грамматических основ и наличию конструкций осложняющих простое предложение. Один человек от каждой группы представляет свой ответ.