kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока русского языка по теме "Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами" для 8 класса. Урок-практикум построен с целью актуализации и осмысления обучающимися понятия «осложненное предложение» и синтаксических конструкций, осложняющих простое предложение, а так же формирования умения отличать простое неосложненное предложение от осложненного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами. »

Автор сценария урока:

Петриченко Дарья Ивановна

учитель русского языка

и литературы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

муниципального образования

город Краснодар средней

общеобразовательной школы № 11



Тема: Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами

Цель: создать условия для актуализации и осмысления обучающимися понятия «осложненное предложение» и синтаксических конструкций, осложняющих простое предложение

Задачи:

- сформировать понятие об осложненном предложении;

- рассмотреть синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение;

- обсудить понятие об однородных членах предложения;

- развивать умение отличать простое неосложненное предложение от осложненного;

- развивать логическое мышление, устную и письменную речь учащихся;

- формировать личностные качества обучающихся, необходимые для саморазвития и самовоспитания;

- формировать коммуникативные умения.

Планируемые метапредметные результаты:

  1. Формирование личностных УУД: самоопределение, самооценка.

  2. Формирование регулятивных УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

  3. Формирование познавательных УУД: поиск необходимой информации и анализ объектов с целью выделения признаков, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выдвижение гипотез и их обоснование.

  4. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формы работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.

Методы: словесный, наглядный, практический, деятельностный

Оборудование урока: учебник Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской «Русский язык» 8 класс. Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация учителя.



Ход урока:

  1. Приветствие. Организационный момент.

У. – Здравствуйте! Я хочу начать урок словами великого французского мыслителя Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»

Актуализация знаний.

У. – На интерактивной доске записано предложение, один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами не умолкая никогда.

У. – Спишите предложение, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и сделайте синтаксический разбор предложения.

Ученик у доски. – В данном предложении пропущена запятая перед деепричастным оборотом «не умолкая никогда». Что? – вода. Вода – это подлежащее, выраженное существительным. Вода (что делает?) журчит и каплет. Журчит и каплет – это сказуемые, выраженные глаголами. (Журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами, не умолкая никогда.)

Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное.

У. – Осложнено ли это предложение? Чем?

Д. - Осложнено, однородными сказуемыми и деепричастным оборотом.

  1. Формирование новых знаний

У. – Итак, как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Д. – Об осложненных предложениях.

У. – Перед вами на слайде изображен текст.

Вологодские кружева.

Друзья вы когда(нибудь) любовались морозными узорами на стекле? Вост_ргались пушистыми от снега ветвями переплетающ_мися в чудес(?)ное кружево? К сож_лению такая красота (не, ни)долговеч(?)на. А вот эти ажурные узоры (не, ни)и_чезнут и (не, ни)растают. И создали их (не, ни)морозы и снежные в(?)юги а руки искус(?)ных м_стериц.

Круж_ва плели во многих уг_лках России в Ельце Рязани Вятке Мценске… Издавн_ славилась круж_вами и стари(н, нн)ая Вологда. Со(?)нце и звезды ледяные цветы и гирлянды з_бавные фигурки людей и волшебные травы, сказочные птицы и причудливый орнам_нт эти чудеса можно увид_ть на ажурных волого_ских круж_вах.

Ученик читает текст и задание.

Задание: Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните синтаксические конструкции, которыми осложнены предложения.

У. – Понравился ли вам текст? О чем в нем идет речь?

Д. – Да. В данном тексте речь идет о красоте кружева.

У. – Можно ли сравнить простое неосложненное предложение с обычной нитью, а осложненное – с кружевным плетением из этой нити?

Д. – Можно.

У. – А почему?

Д. – Подобно тому, как кружево украшает все вокруг, так и осложненные предложения украшают нашу речь.

У. – Действительно, осложненные предложения украшают нашу речь. Она становится более содержательной. Так и в своих сочинениях вы должны не бояться использовать осложненные предложения. Вернемся к тексту. Посмотрите внимательно на доску, прочитайте выделенные слова.

Д. – Кружево, ажурные, орнамент.

У. – Подумаем над этимологией выделенных слов. Подберите однокоренные слова к слову «кружево».

Д. – Кружить, окружность, круг.

У. – А кто-нибудь знает, из каких языков произошли слова «ажурный, орнамент»?

Д. – Возможно, «ажурный» - это французское слово, созвучно со словом «бонжур».

У. – Правильно, «ажурный» - произошло от французского языка. «А» - на, «жур» - свет, дословно: на дневной свет. А как вы соотнесете данный перевод с нашим текстом?

Д. – Ажурный, то есть прозрачный, со сквозным узором.

У. – Хорошо, а «орнамент» произошло от латинского языка. «Орнаре» в переводе: украшение. Хорошо, приступаем к выполнению задания.

4. Физкультминутка. Мимические упражнения. Выражение эмоционального состояния:

У. - Выразите мимикой свое состояние: вам говорят ласковые слова – приятно, вас ругают – неприятно, мама не пустила гулять – расстроены, пришел друг в гости – радость. Изобразите человека, изнемогающего от жажды и голода. Покажите, каким разным может быть взгляд человека: насмешливый, добрый, хитрый, печальный, умоляющий, ликующий, обиженный, сияющий.

  1. Закрепление изученного материала.

У. – Выполняя задание, какие синтаксические конструкции, осложняющие предложение, вы нашли?

Д. – Однородные члены предложения, причастный оборот.

У. – Итак, существует несколько конструкций, осложняющих простое предложение:

Нарисуем схему. Внимание на доску. (Ученики переносят схему себе в тетрадь)

Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение

Причастный

оборот

Деепричастный оборот

Вводные слова

Однородные члены

Обращения

Сравнительные обороты

Вот и мы с вами сплели кружево.

Обратите внимание, вводные слова – это новый для вас вид осложнения, с которым вы познакомитесь на следующих уроках. Но вы неоднократно встречались с вводными словами, в художественных текстах, в своих сочинениях, в повседневной жизни. Вот, например, если я уверена в своем ответе, я скажу: «Конечно», а если буду не уверена, то что можно сказать?

Д. – Наверное.

У. - Это и есть вводные слова.

Выполняя предыдущее задание, вы чаще всего встречали предложения с однородными членами. Давайте вспомним, какие члены предложения называются однородными. Для этого обратимся к упражнению 224 в вашем учебнике.

Вопросы из учебника:

  1. Однородные члены являются одинаковыми членами предложения или разными?

Д. – Однородные члены предложения выступают в роли одинаковых членов предложения.

  1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос или на разные вопросы?

Д. – Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

  1. Однородные члены предложения относятся к одному и тому же или к разным членам предложения?

Д. – Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения.

  1. Все ли члены предложения могут быть однородными?

Д. – Да, все члены предложения могут быть однородными.

  1. Зависят ли члены предложения друг от друга по смыслу и грамматически?

Д. – Между собой связаны сочинительной связью, т.е. равноправны и независимы друг от друга.

6. Какими языковыми средствами выражается связь между однородными членами?

Д. – Произносятся с интонацией перечисления, соединены сочинительными союзами.


У. – Обобщим полученные сегодня знания, выполнив упражнение. Перед вами на слайде пять предложений.


1. Внизу мерно и широко шумел прибой. (Казаков).

2. То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов).

3. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков).

4. Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками (Шол.)

5. Уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи (Т.)


Каждая группа анализирует свое предложение (предварительно класс разделен на пять групп).

Задание: подготовьте аргументированный ответ, охарактеризовав предложения по количеству грамматических основ и наличию конструкций осложняющих простое предложение. Один человек от каждой группы представляет свой ответ.


6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

- О чем сегодня шла речь на уроке? (ответы Д.)

- Что вы узнали нового? (ответы Д.)

- Что запомнилось больше всего? (ответы Д.)

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Узоры на окне», используя однородные члены предложения.


Спасибо за урок!


Использованные ресурсы:

  1. Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2007. – 311 с.: ил.

  2. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 237 с.

  3. Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч.2 : справочные материалы : приложение к учебнику / С.И. Львова, В.В. Львов. – М. : Мнемозина, 2007. – 110, с. : ил.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами.

Автор: Петриченко Дарья Ивановна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Осложненные предложения и знаки препинания в них. Однородные члены предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения. "
    ["seo_title"] => string(161) "oslozhniennyie-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-v-nikh-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "110189"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405672649"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Синтаксические нормы осложненного предложения "
    ["seo_title"] => string(55) "sintaksichieskiie-normy-oslozhniennogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "198779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428466891"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока "Повторение темы: "Предложение, осложненное однородными членами" для 8кл."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_povtorenie_temy_predlozhenie_oslozhnennoe_odnorodnymi_chlenami_dl"
    ["file_id"] => string(6) "626723"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677515384"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Простые и сложные предложения" "
    ["seo_title"] => string(38) "prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "178913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424891971"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Понятие о сложносочиненном предложении. "
    ["seo_title"] => string(48) "poniatiie-o-slozhnosochiniennom-priedlozhienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "207689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430590808"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства