~~Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
Обучающая: создание условия для выяснения усвоения программного материала при изучении темы: « Понятие о ССП», обобщение и систематизация материала о сложносочинённых предложениях, отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами
Развивающая: формирование умения аргументировать, доказывать; привитие интереса к урокам русского языка, развитие навыков постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В7
Воспитывающая: формирование языковой компетенции, воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей, воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи, воспитание сознательной дисциплины и воспитание любви к литературе.
Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности,
метод актуализации опорных знаний, интеллект - карт
Педагогические технологии: информационно-коммуникативного обучения, здоровьсберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно — ориентированные, кейс – технология(на основе жизненного опыта)
Урок - открытие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложносочиненном предложении. »
Урок:русский язык
Тема: Понятие о сложносочиненном предложении.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока: Обучающая: создание условия для выяснения усвоения программного материала при изучении темы: « Понятие о ССП», обобщение и систематизация материала о сложносочинённых предложениях, отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами Развивающая: формирование умения аргументировать, доказывать; привитие интереса к урокам русского языка, развитие навыков постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В7 Воспитывающая: формирование языковой компетенции, воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей, воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи, воспитание сознательной дисциплины и воспитание любви к литературе. Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, метод актуализации опорных знаний, интеллект - карт Педагогические технологии: информационно-коммуникативного обучения, здоровьсберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно — ориентированные, кейс – технология(на основе жизненного опыта)
Учитель русского языка и литературы: Топчиева Ирина Викторовна
Ход урока.
1.Огр. момент.ОНУ (общий настрой учащихся - приветствие и целеполагание)
Звучит композиция П.И.Чайковского «Времена года» (Октябрь.) На фоне музыки учитель читает стихи.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья, пожелтевшие, по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
(А. Толстой)
Учитель: Такие прекрасные строки об осенней сказочной поре были сказаны Алексеем Толстым. А ведь, на самом деле, сейчас волшебная, удивительная пора, которая заглянула к нам в класс, завораживая своими красками.
-Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, классная работа и оставьте строчку для темы урока, которую вы сами сформулируете немного попозже.
2. Орфографически – пунктуационная минутка.
Я хочу, чтобы осень оставила свой отпечаток у вас в тетради. Запишем текст, расставляя знаки препинания.
Закончилось веселое лето, и наступила золотая осень. Это волшебная и удивительная пора. Все деревья нарядились в красивые и привлекательные платья. Веселый листик кружится на ветру, и его цветовая гамма радует глаз.
Учитель:
- Правописание какой орфограммы вы вспомнили, записывая данный текст?
- Подчеркните безударную гласную в корне слова.
- обратите внимания, что общего во всех данных предложениях? (союз И)
- Одинаковую ли синтаксическую функцию он выполняет в каждом из предложений? Что он связывает?
- Как называются предложения с несколькими грамматическими основами между которыми стоит союз И?
- Покажите графически, где однородные(каким второстепенным членом выражены) и где ССП.
- То есть получается, что ССП – это…(дети заканчивают фразу)
- Какие сочинительные союзы вы знаете? (и,а,но,зато, однако, либо..)
Неслучайно у вас на столах стоят таблички с надписями, в них то и скрывается тема нашего сегодняшнего урока, вы догадались, какая? (ССП)
Запишите, пожалуйста, её в тетрадь.
3. Аудиовосприятие.
Учитель: прослушайте внимательно строки стихотворения, слова которых переложенные в песню. Кто автор этих строк? О чем денное стихотворение?
(аудиозапись песни «Отговорила роща золотая…»
- Кто автор данного стихотворения? Как оно называется? (С.А.Есенин. «отговорила роща золотая…»
-Что вы помните об этом поэте?
Ученик: Сергей Александрович Есенин Русский поэт. 20 века. Родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Впервые стихи Есенина появились в московских журналах. Известен в литературе как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа.
- Какая основная мысль данного стихотворения?
Ученик: В стихотворении «Отговорила роща золотая...» и показана осень, пора увядания природы. Это время соотносится с состоянием лирического героя, который с горечью и тоской думает о том, как много было «лет растрачено напрасно», остается последняя попытка вылечить душу от грусти и тоски – слиться с природой.
- За счет чего поэту так ярко и образно получилось передать настроение в своем стихотворении?
Ученик: Данное стихотворение наполнено тропами, сопоставляющими жизнь человека с жизнью природы, рисующими разные вехи человеческой жизни - от цветения до угасания.
Это и эпитеты ("роща золотая", "березовым, веселым языком", "с широким месяцем над голубым прудом", "равнины голой"),
и метафоры ("души сиреневая цветь", "костер рябины красной", "отговорила роща", "грезит конопляник", "время, ветром разметая, сгребет в ненужный ком"), и сравнения ("как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова").
4. Графический диктант.
Учитель: А сейчас я вас попрошу еще раз теперь внимательно прочитать строки из стихотворения, составить схемы к данным предложениям
(на слайде даны строки, ученик подчеркивает по интерактивной доске)
Отговорилароща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Яполон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль
Учитель: - Посмотрите внимательно, какой вывод мы можем сделать, глядя на эти схемы?
Ученик: каждая часть предложения не зависит друг от друга, и может рассматриваться самостоятельно, вот почему союз не входит ни в одну из частей.
5. Работа по карточкам». Научное общество»
Учитель: У вас на парте лежат осенние листы, посмотрите внимательно, там записаны 5 предложений, постарайтесь, внимательно вчитываясь и работая в группах и с параграфом 9, пункт 4, подготовить связанный ответ о знаках препинания и роли союзов в данных предложениях.
Поэтов вдохновляет величие И красота осени.
Мы с папой гуляли по осеннему саду,И навстречу нам выскочил пес.
Осенью свежий ветер дует в лицо И легко дышится.
Я, восхищаясь осенью, сочиняю и пишу стихи;И всё вокруг ликует.
Она глядит –И сердце в ней забилось от осеннего ветра.
Ученик: В первом предложении – однородные с союзом и
Во втором – ССП, в третьем – общий второстепенный член, запятая не ставится, в четвертом – точка с запятой, т.к. первая часть распространена и осложнена, пятое – тире, т.к. противопоставление.
Пульт голосования. Тестирование.
Учитель: А сейчас проверим, как вы усвоили понятие ССП, подготовьте свои пульты. Начнем работу. Тест.
1. Найдите сочинительный союз:
1)Едва, 2) зато, 3) словно, 4) когда
2. Два простых предложения соединены в одно словом либо. Какое это предложение?
Бессоюзное сложное предложение.
Cложноподчинённое предложение.
Cложносочинённое предложение.
Простое предложение.
3. Найдите сложносочинённое предложение (запятые не расставлены).
Была зима но все последние дни стояла оттепель.
Огонь в лампе дрогнул потускнел но через минуту снова разгорелся.
Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль.
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Что-то тяжко застонало и стон перенёсся через поле.
За окном брезжил рассвет и кричали петухи.
В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
5 .между частями сложносочиненного предложения стоят знаки
Точка, запятая, тире
Запятая, двоеточие, тире
Запятая, точка с запятой, тире.
Учитель комментирует выполнение заданий.
Творческая лаборатория. Интеллект - карта.
Учитель: А сделать итог урока я предлагаю с помощью создания интеллект - карты с помощью фломастеров, карандашей, ну и, конечно же, вашего интеллекта.
Комментарий. Вывод.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
На выбор:
Подобрать текст из художественной литературы, в котором будут ССП.