УМК под ред. В.В.Бабайцевой. Учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Автор В.В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2011г. Учебник «Русский язык». Практика. 7 класс. Автор А.Ю.Купалова… – М.: Дрофа, 2008 г.
Тема «Понятие о деепричастии» - первый урок в системе уроков о деепричастии (всего на изучение темы в 7 классе отводится 14 часов, из них -3часа на уроки развития речи).
В ходе уроков учащиеся учатся узнавать деепричастия, приучаются наблюдать движения, действия, позы и живописать их в слове, используя деепричастия и деепричастные обороты.
Учащиеся наблюдают над употреблением деепричастий в художественных произведениях. ( На уроках русского языка уместно использовать языковой материал из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
Активно и сознательно усваивают учащиеся эту глагольную категорию и учатся применять её в собственной речи, избегая дешёвой «литературщины» и стремясь к «истинности слова» (Ушинский).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Понятие о деепричастии»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Павлово
Номинация «Русский язык»
Конспект урока русского языка в 7 классе
«Понятие о деепричастии».
Малинина Лариса Борисовна,
учитель русского языка и литературы
г. Павлово
2014г
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: Понятие о деепричастии.
Цель: знакомство с деепричастием.
Цели урока.
Образовательные:
1) повторение грамматических признаков глагола и наречия и знакомство с грамматическими признаками деепричастия;
2) знакомство с суффиксами деепричастия;
3) знакомство с отличиями деепричастия от глагола и наречия;
4) формирование навыка употребления деепричастия в речи;
5) формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстником.
Развивающие:
1) развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
2)развивать умение наблюдать и объяснять наблюдаемое;
3)развивать смысловое чтение.
Воспитательные:
1)воспитание эстетических качеств личности, формирование бережного
отношения к слову;
2) воспитание умения слушать и слышать.
Дидактические принципы:
- практическая направленность;
- переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному;
- метапредметность;
- наглядность.
Средства, необходимые для проведения этого урока:
1)персональный компьютер,
2)мультимедийный проектор,
3)индивидуальная карточка.
Этапы урока и их продолжительность.
Урок изучения нового материала.
Этапы урока
Время
1. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих и т.д.).
1 минута
2. Формулирование (учащимися) цели и темы урока. Подготовка к сообщению нового материала (к кульминационному пункту урока).
5 минут
3. Сообщение и анализ нового материала (кульминационный пункт урока).
10 минут
4. Работа над выводом (определение, грамматический термин).
5 минут
5. Самостоятельная работа учащихся над материалом. Работа в парах.
17 минут
6. Заключение по уроку. Рефлексия.
4 минуты
7. Дифференцированное домашнее задание, инструктирование к нему.
3 минуты
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Формулирование цели и темы урока (учащимися). Подготовка к сообщению нового материала (к кульминационному пункту урока).
Запись на доске.
Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая собака, и, как серна, пропала, увидевши, что казаков было тринадцать человек. (Н.В.Гоголь).
(У.) Найдите глаголы, которые описывают действия татарина.
(Д.) Уставила, понюхала, пропала и увидевши.
(У.) Увидевши? Почему? На какой вопрос отвечает это слово?
(Д.) Что сделав?
(У.) Можно такой вопрос задать к глаголу?
(Д.) Нет.
(У.) Слово увидевши является деепричастием. Это новая часть речи. Попробуйте сформулировать цель и задачи нашего урока.
(Д.) На уроке нужно познакомиться с новой частью речи, узнать её яркие морфологические признаки, научиться находить слова этой части речи в предложении и тексте, правильно употреблять их в речи.
Слайд 1
Знакомство с деепричастием.
(У.) Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой частью речи – деепричастием. (Переход к показу слайда №2).
Слайд №2
Термин «деепричастие» возник в 18 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию.
(У.) В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её можно обнаружить в словах деятель, дееспособный. А обратившись к словарю, узнаём, что …(учитель читает текст слайда 2).
(У.) На уроке вы познакомитесь с грамматическими признаками деепричастия, научитесь различать деепричастия и глаголы, познакомитесь с суффиксами деепричастий и будете учиться употреблять деепричастия в собственной речи.
3. Сообщение и анализ нового материала (кульминационный пункт урока).
(У.) Сравним два предложения: 1) Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая собака, и, как серна, пропала, увидела, что казаков было тринадцать человек. 2) Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая собака, и, как серна, пропала, увидевши, что казаков было тринадцать человек. (Н.В.Гоголь).
( Предложения записаны на доске.)
(У.) О чём говорится в первом предложении, втором?
(Д.) В первом примере говорится о четырех действиях одного и того же лица, причём оба эти действия выражены глаголами-сказуемыми: уставила, понюхала, пропала, увидела.
Действия, выраженныеглаголами: понюхала, пропала, увидела являются равноправными, равноценными с действием, выраженным первым глаголом уставила, поэтому все глаголы стоят в одинаковой форме, определяемой лицом и родом подлежащего и соединены интонацией.
Во втором предложении слово увидевши не утратило значения действия, но мы уже не можем сказать, что это действие равноценное, равноправное с действием, выраженным глаголом-сказуемым. Наоборот, словоувидевши обозначает второстепенное действие, является обстоятельственной характеристикой главного действия, выраженного сказуемымиуставила, пронюхала, пропала (когда?) увидевши – обстоятельство времени.
(У.) Итак, слово увидевши – это деепричастие. В предложении оно является обстоятельством и относится к глаголу-сказуемому. В этом отношении оно приближается к наречию.
(У.) Изменим глаголы по лицам и числам, в форме прошедшего времени по родам и числам. (Переход к слайду 3)
Слайд 3
Деепричастие – неизменяемая часть речи:
я пропаду,
ты пропадешь,
он пропадет,
вы пропадете, увидевши.
он пропал,
она пропала,
они пропали,
(Д.) Синтаксическая функция деепричастия как обстоятельства обусловила его неизменяемость, независимость от лица, рода, числа глагола-сказуемого.
(Д.) (Сообщение подготовленного ученика). Некогда деепричастие было краткой формой причастия и изменялось по родам, падежам и числам. Но впоследствии, в результате изменения синтаксической роли, они престали склоняться и как бы застыли в форме именительного падежа. (Переход к слайду 4)
Род,число,время
Мужской исредний род
единственное число
Женский род
единственное число
Множественное число
Настоящее время
неся
читая
несучи
читаючи
несуче
читаюче
Прошедшее время
нёсъ
читавъ
несъши
читавъши
несъше
читавъше
(Д.) В дальнейшем эти формы утратили значение рода и числа. Некоторые из них вообще перестали употребляться, вымерли, другие сохранились, но стали употребляться одинаково для всех родов и чисел. В современных деепричастиях мы видим суффиксы бывших кратких причастий именительного падежа единственного числа. (Переход к слайду5).
(У.) Сделайте вывод о том, что узнали о деепричастии.
(Д.) Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия. Отвечает на вопросы что делая? что сделав? когда?
(У.) Опознать деепричастие можно по яркому морфемному признаку, суффиксу.
Воспользуйтесь таблицей и выпишите в тетрадь словосочетания «деепричастие + глагол», выделите суффиксы деепричастий, от глагола к деепричастию задайте вопрос.
Так убивается старая мать казака, провожая сына своего в войско: разгульный и бодрый, едет он на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она,рыдая, бежит за ним…(Н.В.Гоголь)
Выпишите словосочетания «деепричастие + глагол», выделите суффиксы деепричастий, от глаголов к деепричастиям задайте вопрос.(Работа в парах.)
(У.) Узнали произведение, из которого взят текст? Кто автор? Что получилось, какие словосочетания выписали?
(У.) Добавочное действие, выражаемое деепричастием, всегда относится к тому же самому лицу или предмету, что и главное действие, выраженное глаголом-сказуемым. (Переход к слайду 7)
Слайд 7
«Подъезжая к сей станции и глядя на природу в окно у меня слетела шляпа». (А.П.Чехов, «Жалобная книга»).
Прочитайте предложение. Какое правило нарушено? (Переход к слайду 8)
(Д.) В этом предложении добавочное действие, выраженное деепричастием, не относится к тому же лицу, что и главное.
(У.) Выразительно прочитайте текст. О каких основных действиях говорится в отрывке?
Слайд8
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.(Н.В.Гоголь. (Переход к слайду 9.)
(У.) Как дорисовываются движения поляков и казаков? Какое средство языка используется?
Слайд 9
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно накозацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.(Н.В.Гоголь. )
Как дорисовываются движения поляков и казаков? Какое средство языка используется?
(Д.) Выступало (как? каким образом?) гремя в литавры и трубы; выезжали (как? каким образом?) подбоченясь; стали наступать (как? каким образом?) грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами; палили (как? каким образом?) не переводя дух.
Деепричастия в речи дописывают, дорисовывают основные действия.
5.Заключение по уроку. Рефлексия. (Переход к слайду10).
(У.) Что узнали на уроке нового? Что научились делать?
Слайд 10
Подведём итоги.
В ходе урока мы
1) познакомились с грамматическими признаками деепричастия;
2) научились различать деепричастия и глаголы, определять признаки наречия;
3) познакомились с суффиксами деепричастия;
4) приобрели навык употребления деепричастий в речи.
(Переход к слайду 11)
Слайд 11
Дифференцированное домашнее задание.
1)Выписать из 1 главы повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» словосочетания «глагол + деепричастие», от глагола к деепричастию задать вопрос. (Задание для слабых учащихся.)
2) Написать творческую работу с использованием деепричастий. Темы: «Осенью в лесу», «На берегу Оки», «Первый снег». Одно условие обязательно – описывать только виденное, рассказывать только о пережитом. (Задание для сильных учащихся.). Объем творческой работы 70 слов.
Использованная литература.
А.Ю.Купалова и др. Поурочное планирование: к учебному комплексу «Русский язык: Теория. Практика. Русская речь. 5-9 кл. – М., Дрофа, 2007.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.-М.: Дрофа, 2010.
С.Н.Пименова и др. Русский язык: Практика. 7кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа 2010.
Н.В.Гоголь. Сочинения в двух томах, том первый. М., «Художественная литература», 1973.