«Понятие об обособлении уточняющих членов предложения»
«Понятие об обособлении уточняющих членов предложения»
Цель урока: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, показать их роль и значение в предложении.
Методические приемы: анализ изложений, объяснение учителя, составление плана, работа над интонацией.
Ход урока
I. Разбор изложений
Примечание. Этой работе надо посвятить значительную часть урока. Изложение — форма экзамена в 9 классе, поэтому важно дать понять ученикам, насколько необходим опыт изложения текста и выполнения творческих заданий к нему.
II. Понятие об уточняющих членах предложения
1. Объяснение учителя.
Часто и в устной, и в письменной речи необходимы уточнения, конкретизация сообщения. С этой целью применяются уточняющие члены предложения. На письме они обособляются, в речи — выделяются интонацией.
Просмотр содержимого документа
««Понятие об обособлении уточняющих членов предложения»»
Понятие об обособлении уточняющих
членов предложения
Цель урока: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, показать их роль и значение в предложении.
Методические приемы: анализ изложений, объяснение учителя, составление плана, работа над интонацией.
Ход урока
I. Разбор изложений
Примечание. Этой работе надо посвятить значительную часть урока. Изложение — форма экзамена в 9 классе, поэтому важно дать понять ученикам, насколько необходим опыт изложения текста и выполнения творческих заданий к нему.
II. Понятие об уточняющих членах предложения
1. Объяснение учителя.
Часто и в устной, и в письменной речи необходимы уточнения, конкретизация сообщения. С этой целью применяются уточняющие члены предложения. На письме они обособляются, в речи — выделяются интонацией.
1. Обратим внимание учеников на следующие конструкции текста параграфа:
1) Как уточняющие употребляются другие обстоятельства, а также приложения.
2) Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами...
Попросим объяснить наличие или отсутствие знаков препинания в этих предложениях. Конструкции с союзом «как» синонимичны выражению «в качестве», поэтому они не выделяются запятыми.
2. Обратим внимание, на примечание. В нем говорится, что дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо и т. д. часто обособляются. Это значит, что обособления может и не быть. Поясним, что чаще обособляются дополнения, по смыслу выделяющие, исключающие. Сравним:
1) Кроме меня в классе на перемене оставалось еще несколько человек. То есть был я и еще несколько человек. (Включение остальных действующих лиц, запятая не обязательна.)
2) Кроме меня, в классе никого не было. То есть был только я. (Исключение остальных действующих лиц, запятая желательна).
Надо иметь в виду, что часто такие обособления в тексте являются факультативными, авторскими, поэтому грубой ошибкой отсутствие запятых в подобных конструкциях считать нельзя.
III. Тренировочные упражнения
1. Упр. 340 — устно, работа над интонацией; устный и письменный синтаксический разбор 1-го и 2-го предложений.
Комментарии учителя
Остановимся на предложениях № 5 и 6, в которых уточняющие члены присоединены к уточняемым с помощью поясняющего союза «или». Этот союз в данном случае имеет значение «то есть», в высказывании дается два наименования одного и того же понятия. Поясняющий союз «или» нельзя путать с разделительным союзом «или». В случае разделительного союза сообщается о каком-либо выборе, с помощью поясняющего — конкретизируется какое-либо значение, речь о выборе не идет!
2. Упр. 341 и 342: устно разобрать, выполнить письменно.