Цель урока: Дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, находить их в предложениях, расставлять знаки препинания.
Оборудование: Маркеры, бумаги, карточки с заданиями, лист самооценки, слайды
1. Проверка домашнего задания: упражнение с учебника. Задание: расставить знаки препинания. На интерактивной доске (слайд) с домашним заданием, где уже расставлены запятые. Используя слайд, надо проверить домашнее задание своего соседа.
2. Опрос опережающего домашнего задания. Подготовить презентацию - 1 группа: сообщение на тему: «Дейл Карнеги – американский писатель-психолог». 2 группа: сообщение о книге Д. Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». 3 группа: составить, сформулировать свою концепцию общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация. "Обособление уточняющих членов предложения". »
Цели урока:
Дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания .
Проверка домашней работы
1.Внизу,под водой,слышался стук: это водолазы осматривали подводную часть судна. 2. Лампочка стояла в углу,на полке,покрытой старой газетой. 3. Авиационный,то есть самый точный прогноз,… гласил: «До 27-го июля – дождь и холод, после 27 июля – холод без дождя…». 4. Гребли они помаленьку,не спеша,с таким расчётом, чтобы добраться до берега, когда уже стемнеет.
5. Однако никакого жилья там не было,даже плетня. 6. Андрей вдруг сразу, без всяких сомнений,решил, что всё описанное произошло именно в его родной Ольховке.
Лексическая тема урока:
Американский писатель-психолог Дейл Карнеги
Опережающее домашнее задание:
1 группа: подготовить сообщение на тему: «Дейл Карнеги – американский писатель-психолог».
2 группа: подготовить сообщение о книге Д. Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».
3 группа: составить, сформулировать свои правила общения.
Американский писатель Дейл Карнеги
Американский педагог, психолог, писатель Дейл Карнеги.
Теоретический материал:
ПослеЦпишетсяЫ:
1) в окончаниях существительных мн. числа: огурцы
2) в окончаниях прилагательных: круглолицый
3) в суффиксах прилагательных: царицын
4) в словах: цыган, цыплёнок, цыц, цыкнуть, на цыпочках
В остальных случаях пишется букваИ: цифра, циркуль, нация и другие.
Орфографическая разминка:
1)Из панц…ря черепахи делают пуговиц... . 2)Куц…й хвост щенка торчал из рукавиц… . 3)Серёжа Птиц…н всегда верен своим принц…пам. 4)Ц…ган в ц…линдре встал на ц…почки и ц…кнул на ц…плёнка. 5) Ц…тату о ц…низме выписали из таблиц… . 6)Бледнолиц…е молодц… шли на речку. 7)Клоуны в ц…рке прыгали с лестниц… .
Проверьте себя!
1)Из панциря черепахи делают пуговицы. 2)Куцый хвост щенка торчал из рукавицы. 3)Серёжа Птицын всегда верен своим принципам. 4)Цыган в цилиндре встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка. 5) Цитату о цинизме выписали из таблицы. 6)Бледнолицые молодцышли на речку. 7)Клоуны в цирке прыгали с лестницы.
Обособление уточняющих членов предложения
1) уточняющие определения (со значением цвета, размера, возраста и т.д.)
2) уточняющие дополнения ( с предлогами кроме, помимо, включая и др.)
Разные города , даже самые небольшие, окружены дачами.
3) уточняющие приложения
За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо.
4) уточняющие подлежащие
Это был Гаврила Ушаков, или попросту Гаврюшка.
Все взрослые, в том числе и дядя Момышулы, готовились к приёму гостей.
5) уточняющие сказуемые
Ребёнок продолжал плакать, точнее сказать, просто хныкать.
Взрослые сели пить чай вечером, после шести часов./когда именно? – после шести часов /
6) уточняющие обстоятельства времени
Здесь, в городе, цивилизация спорит с экологией. /где именно?- в городе /
Все поднялись рано, с зарёй. /как ?/
7) уточняющие обстоятельства места
8) уточняющие обстоятельства образа действия
Задание: расставить знаки препинания
1 группа:
1) Все ребята особенно любители лыжного спорта радовались наступлению зимы. 2)Некоторые ученики нашей школы а именно Сапаров, Ергалиев, Амиров отлично играют в шахматы. 3) Внизу над рекой раздаётся топот конских копыт. 4) В это время река часто затопляет левый более низкий берег реки.
Задание: расставить знаки препинания
2 группа:
1) Самые ранние цветы даже подснежники ещё не распустились. 2) Мы изучаем синтаксис то есть науку о словосочетании и предложении. 3) За этой калиткой на другой стороне двора стоит большой сарай. 4)Это был океан живой организм наполненный чудесными образцами флоры и фауны.
Задание: расставить знаки препинания
3 группа:
1)Ученики нашей школы в том числе и наш класс участвовали в городском субботнике. 2) Регулярно раз в неделю в нашем городе бывает ярмарка. 3) Там далеко в переулке я вижу знакомый дом. 4) Крошечный всего в три пальца ростом человечек стоял чуть ли не под носом у Гулливера.
Чем осложнены предложения?
1 группа:
Брат её, Фёдор Алексеевич, незаметно ушёл с театра.
2. Поздно вечером, в одиннадцать часов,
Арман приехал с города.
А) уточняющим определением
Б) уточняющим приложением
В) уточняющим обстоятельством места
Г) уточняющим обстоятельством времени
Чем осложнены предложения?
2 группа:
1. Однажды, ещё в сентябре, мы получили от
брата письмо.
На пристани никого не было, кроме сторожа.
А) уточняющим определением
Б) уточняющим дополнением
В) уточняющим обстоятельством образа
действия
Г) уточняющим обстоятельством времени
Чем осложнены предложения?
3 группа:
Вечером будет фейерверк, или огненная
забава.
Огромное ополчение, в двести тысяч солдат,
появилось на вершине горы.
А) уточняющим определением
Б) уточняющим приложением
В) уточняющим обстоятельством места
Г) уточняющим обстоятельством времени
Проверьте себя!
1 группа:1. Брат её, Фёдор Алексеевич, незаметно ушёл с театра.(Б)
2. Поздно вечером, в одиннадцать часов,
Арман приехал с города.(Г)
2 группа:1. Однажды, ещё в сентябре, мы получили от брата письмо.(Г)2. На пристани никого не было, кроме сторожа.(Б)
3 группа:1. Вечером будет фейерверк, или огненная забава.(Б)2. Огромное ополчение, в двести тысяч солдат, появилось на вершине горы.(А)
Светофор
У учеников есть красные, желтые и зеленые карточки, которые они кладут на свою парту, либо поднимают в воздух. (красная = не понимаю, зеленая = все предельно понятно)
·Ученики оценивают себя, используя цвета светофора. Учитель может затем сделать запись об этих оценках в их дневниках
·Одноклассники оценивают презентации и т.д. С помощью цветов светофора
Домашнее задание:
Упражнение № 1 страница 235
1 группа:выучить отрывок из «Песни о Соколе»
2 группа:подготовить сообщение о жизни
писателя А. М. Горького
3 группа:найти дополнительный материал о книге «Письма Горького к сыну»