kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок готовит одиннадцатиклассников к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ»




























.









Комплексная работа с текстом в формате ЕГЭ на уроке повторения


Цели урока:

  • продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом;

  • повторить основные речеведческие понятия;

  • подготовить учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ;

  • формировать коммуникативные навыки и умения;

  • способствовать антинаркотической пропаганде среди учащихся.


Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, образцы сочинений, аудиозапись – отрывок из рассказа М.Булгакова «Морфий», видео фрагменты.

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя (оно должно быть очень ярким и эмоциональным, чтобы заострить внимание на проблеме наркомании):

- Хочу прочитать вам небольшой отрывок из одного дневника:

«18 мая

Душная ночь. Будет гроза. Черное брюхо вдали за лесом растет и пучится. Вон и блеснуло бледно и тревожно. Идет гроза.

Книга у меня перед глазами, и в ней написано по поводу воздержания от морфия:

«...большое беспокойство, тревожное тоскливое состояние, раздражительность, ослабление памяти, иногда гал­люцинация и небольшая степень затемнения сознания...»

Галлюцинаций я не испытывал, но по поводу осталь­ного я могу сказать: — о, какие тусклые, казенные, ничего не говорящие слова!

«Тоскливое состояние»!..

Нет, я, заболевший этой ужасной болезнью, предупреждаю врачей, чтобы они были жалостливее к своим пациен­там. Не «тоскливое состояние», а смерть медленная овла­девает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя... в теле нет клеточки, которая бы не жаждала... Чего? Этого нельзя не определить, не объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ни­чего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия!

Смерть от жажды — райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Так заживо погребенный, вероятно, ловит последние ничтожные пузырьки воздуха в гробу и раздирает кожу на груди ногтями. Так еретик на костре стонет и шевелится, когда первые языки пламе­ни лижут его ноги...

Смерть — сухая, медленная смерть...

Вот что кроется под этими профессорскими словами «тоскливое состояние».


- Это отрывок из дневника доктора Полякова, героя рассказа М.Булгакова «Морфий». Доктор Поляков - наркоман. Наркоман… Обывательские ассоциации на этот счет особым разнообразием не отличаются: темные круги под глазами, ввалившиеся щеки, неряшливый вид, – опустившийся НЕ – человек. Но… Не суди – да не судим будешь… Эдгар По, Мэрилин Монро, Элвис Пресли, Владимир Высоцкий… Список имен долог и, увы, не закрыт…

В этом печальном ряду – имя известнейшего русского писателя, автора бессмертных, вечных книг, Михаила Афанасьевича Булгакова. В его творческом наследии есть рассказ под названием “Морфий”. Рассказ, печатающийся редко по вполне понятным причинам: как же это – великий писатель и пишет о наркомане?! Сегодня на уроке мы не будем знакомиться с содержанием рассказа (это произойдет чуть позже). Наша задача - попытаться понять, что толкает умных, интеллигентных людей, (сегодня мало кто не знает все страшные последствия употребления наркотиков?!) в эту страшную бездну и возможно ли спасение?

Кстати, впервые рассказ был напечатан в декабре 1927 года в журнале “Медицинский вестник”. Как вы думаете, почему солидный медицинский журнал решил напечатать на своих страницах произведение художественной литературы?

(ответы детей)


- Я предлагаю посмотреть и прокомментировать небольшую презентацию, подготовленную к уроку вашим одноклассником.

(просмотр презентации)


- Страшная болезнь – наркомания! А вам приходилось видеть людей, наболевших наркоманией? Есть ли среди ваших друзей ребята, употребляющие наркотики? Я не хочу, чтобы вы называли имена, фамилии. Мне хочется с вами обсудить многие вопросы, потому что мне, как взрослому человеку, отягощенному определенным опытом, многое непонятно: я не могу понять, почему дети, зная о страшных последствиях употребления наркотиков, все же делают первую попытку, которая впоследствии приводит их к концу?

- Какое влияние, на ваш взгляд, оказывает употребление наркотиков на жизнь человека?

- Как вы думаете, что нужно делать или что можно сделать, чтобы искоренить употребление наркотиков молодыми людьми? И нужно ли это делать?

- Мнения ваши здесь порой расходятся, но в одном согласны все: профилактика наркомании необходима хотя бы для тех молодых людей, которые не стали жертвами этой пагубной привычки. Наркомания, к сожалению, сегодня представляет реальную угрозу существования человечества на нашей планете. Я предлагаю сегодня на уроке прочитать и обсудить текст известного публициста, социолога С. Авдеева.


  1. Чтение текста вслух

(1) В последние время все чаще поднимаются вопросы о необхо­димости профилактики потребления наркотиков, в особенности среди молодежи. (2) Давно стало ясно, что, помимо традиционных каналов поступления информации, осуществление профилактического воз­действия новыми и популярными «информационными путями» пред­ставляется и важным и, вероятно, значительно более эффективным. (4) Но альтернативная антинаркотическая деятельность практически не осуществляется и носит несистематический и часто ненаучный ха­рактер. (5) В средствах массовой информации практически не пред­ставлен даже примитивный и наиболее простой способ профилактики наркологических заболеваний — информационный. (6)Все это делает ситуацию угрожающей и трудно предсказуемой.

(7)Реклама же наркотического образа жизни получила особое распространение в сети глобальной коммуникации Интернет.

(8)Существуют серверы, которые содержат целые «тома» тек­стов, призывающих к употреблению наркотиков, описывающих захватывающие и поэтому притягательные для молодежи психодели­ческие переживания. (9)ЛСД, гашиш, кетамин, экстази представле­ны в них как безобидные вещества, помогающие лучше познать се­бя и окружающий мир. (Ю)Выдвигается тезис об оппозиционности по Отношению к остальному обществу, отрицательно настроенному к употреблению наркотиков.

(П)Подробно указаны способы приготовления, пути введения, «дозировки», возможность сочетанного приема различных психоак­тивных веществ. (12)Даются советы, как вести себя при задержании органами правопорядка за хранение наркотиков, как уклониться или «обмануть» тест-контроль. (13)Учитывая, что в последние годы многократно увеличилось число российских пользователей Сети, две трети которых — это подростки и лица молодого возраста, то ситуация становится почти критической.

(14)На поисковых серверах ведется статистика наиболее посе­щаемых сайтов по различным тематикам. (15)И практически везде в первой десятке — один-два пронаркотических сервера.

(16)Например, сервер с коротким, но претенциозным названием декларирует: «(17)Цели и задачи: этот сайт был создан с целью собрать в одном месте всю доступную информацию об изменен­ных состояниях сознания. (18)3десь можно найти, в частности, достаточно много информации о психоактивных веществах и их воздействии на человека.

(19)Мы никоим образом не пропагандируем и не популяризируем использование наркотиков или их легализацию, равно как и не ратуем за их запрещение.

(20)По нашему мнению, в свободной демократической стра­не каждый взрослый здравомыслящий человек имеет право са­мостоятельно для себя определить, что такое хорошо и что та­кое плохо».

(21)На другом сайте представлена таблица: в ней, в частности, марихуана практически по всем показателям представлена как са­мое безобидное психоактивное вещество в сравнении даже с алко­голем и никотином. (22)Вполне понятно, как такие данные воспри­нимаются подростками.

(23)А вот пример, явно рассчитанный на детей и подростков (цитата): «(24)...говорят, что они (имеются в виду галлюцино­генные грибы) концентрируют время. ...(25)В Тверской области их именуют почему-то веселками, в Европе liberty caps. (26)Ученые называют их Psilocybe Semilanceata из-за содержа­щегося в них псилоцибина, родного брата мескалина и

двоюродного LSD, стимулятора внешней и внутренней раскрытости (доступно чтение мыслей, переживаний, на­мерений как окружающих, так и наоборот) и галлюциногена с характерными истинными галлюцинациями...». (27)Также без труда можно найти конкретные советы по сбору, заготовке и по­треблению галлюциногенных грибов.

(28) На другом сайте (под девизом «Курить везде! Курить все­гда!») гашиш «расписан» как полезное и необходимое для всех ве­щество. (29) Представлены различные методы, схемы и рисунки ап­паратов для потребления гашиша с описанием плюсов и минусов каждого из них, даны советы для начинающих.

(30)Альтернативная антинаркотическая пропагандистская дея­тельность представлена единичными и не всегда достаточными по объему русскоязычными серверами.

(31)Увлечение информационными компьютерными технология­ми в большей степени свойственно молодежи, следовательно, пропа­ганда наркотиков по компьютерным сетям направлена прежде всего на неё, а учитывая то, что, в свою очередь, увлечение компьютерны­ми технологиями можно рассматривать как альтернативу наркотизма, то агитация «за наркотики» в информационном пространстве сети Интернет направлена на наиболее интеллектуально одаренную часть нашей молодежи и поэтому представляет наибольшую опасность.

(32)Эта проблема не может быть решена с помощью запретов в виду того, что принципы функционирования и архитектура Сети допускают создание неограниченного числа подпольно функциони­рующих источников незаконной информации. (33) Следовательно, единственным путем противодействия является проведение альтер­нативной антинаркотической пропагандистской деятельности. (34)В этой связи представляется необходимым создание разнообразных специальных серверов, на которых была бы размещена антинаркотическая информация.


  1. Обсуждение текста:


- Наша задача – правильно понять текст. Попробуем ответить на вопросы. Свои ответы я прошу вас фиксировать в черновиках. О чем вас заставил задуматься этот отрывок? О чем рассказывается здесь?





- Да, профилактика наркомании – это тема данного текста. Какие вопросы рассматривает автор? Определите круг проблем через цепочку вопросов.






- Почему профилактика потребления наркотиков необходима особенно среди молодежи? Чем опасно реклама наркотического образа жизни, получившая особое распространение в сети Интернет? Можно ли решить проблему с помощью запретов? Что может стать альтернативой такой рекламе?






- Чтобы определить основную проблему текста, мы должны решить, над каким вопросом автор рассуждает больше всего?






- Зачем, с какой целью автор написал текст? В какой части текста представлена основная мысль? - Какие доводы помогают автору раскрыть основную мысль. Обоснуйте свои выводы.






- Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (это поможет понять авторскую позицию) А ваша позиция совпадает с авторской или противоречит ей? Сформулируйте свое мнение.


- Какими аргументами можно подкрепить свое мнение. Постарайтесь опираться не только на жизненный, но и на читательский опыт.


- К какому стилю мы отнесем этот отрывок. Докажите.


- А к какому типу речи отнесем текст?


- Какие изобразительно-выразительные средства языка делают этот текст эмоциональным, оказывающим сильное воздействие на читателя?


- В результате обсуждения в черновиках учащихся получается запись - опорная схема для сочинения. Примерная запись:


Вступление: Почему профилактика потребления наркотиков необходима особенно среди молодежи? Чем опасно реклама наркотического образа жизни, получившая особое распространение в сети Интернет? Можно ли решить проблему с помощью запретов? Что может стать альтернативой такой рекламе?


Проблема: профилактики наркомании в виртуальном пространстве


Комментарий: это социальная проблема глобального масштаба. В силу быстрого распространения наркотиков среди молодежи проблема становится особенно актуальной в наше время


Позиция автора: единственным путем противодействия подпольным источникам незаконной информации, по мнению автора, является альтернативная антинаркотическая пропагандистская деятельность


Мое мнение: согласен с мнением автора или нет


Мои аргументы: опираясь на фактический и наглядный материал, данный в презентации в начале урока, каждый ученик находит свои аргументы в доказательство своей точки зрения


Заключение: уместен вывод-прогноз


  1. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

- Сегодня, когда дома вы приступите к домашнему заданию, не спешите, вспомните слова доктора Полякова, обезображенные язвами лица и руки наркоманов, прислушайтесь к мнению авторитетных людей, постарайтесь ощутить, как прекрасна и бесценна человеческая жизнь, сохранить которую только в ваших силах. Свои мысли выразите в сочинении.

Образцы ученических работ Доронина Татьяна В центре внимания автора данного текста находится проблема профилактики наркомании в виртуальном мире. Данная проблема чрезвычайно актуальна в последние годы, ведь реклама наркотического образа жизни получила особое распространение в сети глобальной коммуникации Интернет. Потому эта социальная проблема характеризуется всеохватностью, глобальностью. Рост наркомании внушает ужас! Для предотвращения всемирной трагедии, сокращения наркозависимых людей, возобновления здорового образа жизни на Земле публицист С.Авдеев призывает общество развернуть антинаркотическую пропагандистскую деятельность, считает важным заниматься профилактикой наркомании современными информационными средствами. Нельзя не согласиться с мнением автора. Ведь в наше время сеть Интернет стала доступной многим, кроме того, основным пользователем сети является молодежь – наиболее внушаемая часть населения, находящаяся в постоянном поиске чего-то нового, неизведанного и неизученного. Молодежь притягивает реклама «безобидных веществ», придающих тонус и хорошее настроение, помогающих якобы «лучше познать себя и окружающий мир». Именно молодые люди с легкостью поддаются негативному влиянию. Мимолетное увлечение, детская шутка, недетский интерес к тому, что запрещается взрослыми… Зачастую они оборачиваются трагедией, последствия которой оставляют след не только в жизни наркомана, его родных, близких, но и на пути всего человечества. Конечно, проведение альтернативной антинаркотической пропагандистской деятельности необходимо, как необходимо сегодня создание разнообразных специальных серверов, на которых была бы размещена антинаркотическая информация. Каждый из нас просто обязан внести свою лепту в решение этой важной проблемы, ведь следующим может оказаться каждый из нас. В борьбе с этим страшным недугом мы должны идти до самого конца, используя все возможности борьбы. Кузьмин Валерий Сегодня всемирная коммуникационная сеть Интернет становится все более доступным видом общения, способом получения любой информации. Большинством пользователей в русскоязычном сегменте Интернет является молодежь, подростки, зачастую не отдающие себе отчета о том, что может нести та или иная информация. Поэтому на многих серверах размещаются целые «тома» текстов, призывающих к употреблению наркотиков; здесь же можно найти описание способов приготовления, путей введения, «дозировки», возможности сочетания различных психоактивных веществ. Как же бороться с рекламой наркотиков? Существуют ли способы противодействия этому? Возможна ли профилактика наркомании в виртуальном пространстве? Данная проблема является одной из актуальнейших проблем современности, так как охватывает много стран. Эта проблема является социальной, поэтому решать ее должно все общество. Социолог С.Авдеев считает, что проблема не может быть решена с помощью запретов ввиду того, что принципы функционирования и архитектура Сети допускают создание неограниченного числа источников незаконной информации. По его мнению, в средствах массовой информации практически не представлен наиболее простой способ профилактики наркологических заболеваний – информационный. На мой взгляд, автор очень точно описывает существующее положение вещей. Так как я являюсь активным пользователем Интернет, то могу судить о данной ситуации. За все то время, что я потратил на просмотр веб-страниц, мною не было встречено ни одного сайта антинаркотической направленности. Зато часто встречались сайты, пропагандирующие наркотики как безвредное вещество. И все же я очень надеюсь на то, что реклама наркотического образа жизни будет уничтожена, что появятся сайты, направленные на профилактику наркомании, просвещающие пользователей сети Интернет по данной проблеме. Но без наших общих усилий эту проблему не решить.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ

Автор: Галишникова Лариса Александровна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439326

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ"
    ["seo_title"] => string(42) "podghotovka-k-sochinieniiu-v-formatie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "318924"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460700592"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста. "
    ["seo_title"] => string(85) "podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-v-formatie-iege-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "211585"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431634837"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Евгения Носова» (в формате ЕГЭ)."
    ["seo_title"] => string(80) "podghotovka_k_napisaniiu_sochinieniia_rassuzhdieniia_po_tiekstu_ievghieniia_noso"
    ["file_id"] => string(6) "473549"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529297976"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Презентация к  уроку в 10 классе: "Учимся понимать исходный текст. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ." "
    ["seo_title"] => string(128) "priezientatsiia-k-uroku-v-10-klassie-uchimsia-ponimat-iskhodnyi-tiekst-podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-v-formatie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "105211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402832357"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля в формате ЕГЭ"
    ["seo_title"] => string(80) "podghotovka_k_napisaniiu_sochinieniia_rassuzhdieniia_po_tiekstu_publitsistichies"
    ["file_id"] => string(6) "406371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1491285959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства