kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Евгения Носова» (в формате ЕГЭ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Евгения Носова» (в формате ЕГЭ).


Цели:

Образовательные: дать понятие о сочинении-рассуждении (в формате ЕГЭ), учить писать сочинение по алгоритму, анализировать художественный текст, определять проблематику, подбирать литературные и жизненные аргументы.

Развивающие: развивать письменную речь.

Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной работе и работе в парах, нравственной культуры учащихся, воспитывать любовь к Родине, ответственное и бережное отношение к родным местам

Метапредметные связи: русский язык, литература, история

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Евгения Носова» (в формате ЕГЭ).


Цели:

Образовательные: дать понятие о сочинении-рассуждении (в формате ЕГЭ), учить писать сочинение по алгоритму, анализировать художественный текст, определять проблематику, подбирать литературные и жизненные аргументы.

Развивающие: развивать письменную речь.

Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной работе и работе в парах, нравственной культуры учащихся, воспитывать любовь к Родине, ответственное и бережное отношение к родным местам

Метапредметные связи: русский язык, литература, история


Ход урока:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель включает музыку.
- Шопен, соната номер два. Именно об этой великой сонате кто-то тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою. Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами…
Эти слова принадлежат перу Евгения Носова. Евгений Иванович Носов – русский писатель, участник Великой Отечественной войны. В своих произведениях он поднимает важные проблемы, о которых мы будем говорить сегодня на уроке. Итак, тема сегодняшнего урока «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Евгения Носова» (в формате ЕГЭ).



Учитель русского языка: сегодня мы с вами познакомимся с текстом Евгения Носова, определим проблемы, подберём литературные и жизненные аргументы к нашему сочинению, которое мы будем писать на следующем уроке.
Учитель историицель нашего сегодняшнего урока - познакомиться с музейными материалами, свидетельствующими о примерах героизма наших земляков в военные годы, осмыслить понятие Отечественный войны.

Композиция сочинения.
Вступление
Формулировка проблемы исходного текста
Комментарии к сформулированной проблеме
Позиция автора
Собственное мнение ученика
Литературный аргумент
Аргумент из жизни
Заключение.


Чтение текста Евгения Носова
(читает ученик)

-Как называется произведение, отрывок из которого вы сейчас прослушали? («Шопен, соната номер два»)

- Вспомните, о чём оно?

- Определите проблемы текста.



Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема влияния музыки на человека. (Какое влияние может оказать музыка на человека?)

1. Музыка влияет на душу человека, помога­ет пережить даже самые тяжёлые моменты жизни. Музыка помогает выразить те чувст­ва, которые скрываются в душе человека, и тем самым утешает в горе.

2. Проблема исторической памяти. (Как лю­ди сохраняют память о погибших в годы Ве­ликой Отечественной войны?)

2. В каждой семье, где есть погибшие на войне, стремятся сохранять о них память: берегут фотографии, ухаживают за могила­ми, ищут места захоронения, верят, что поя­вятся вести о пропавших.

3. Проблема проявления материнской люб­ви. (В чём проявляется материнская лю­бовь?)

3. Материнская любовь неисчерпаема. Ма­теринское сердце всегда будет помнить о детях, погибших на войне, надеяться, что пропавшие без вести найдутся.

4. Проблема роли музыкантов на войне. (Ка­кова роль музыкантов на войне?)

4. Музыканты тоже воины, ведь музыка имеет большое значение в жизни людей да­же во время таких тяжёлых испытаний, как война: музыка поднимает боевой дух, утешает, вселяет надежду.


Поговорим о проблеме проявления материнской любви

- В чём проявляется материнская лю­бовь?

- Какие литературные аргументы вы можете привести?

Евгений Карпов «Меня зовут Иваном»

Айтматов «Буранный полустанок».


Мать - это тот человек, который в любую минуту нашей жизни утешит, поймет и простит. Любовь ее - великая сила, которая помогает нам в самые тяжелые мгновения жизни.

Вот строки из сочинения …

В рассказе Е. Карпова «Меня зовут Иваном» сын, не поверив в силу материнской любви, после страшного ранения на войне принял решение не возвращаться домой. Мать, случайно встретив в электричке слепого, постаревшего человека, по голосу узнает сына, бросается к нему. Семён оттолкнёт её, назовётся другим именем. Когда он придёт в себя, осознает, кого он оттолкнул, матери не будет уже в живых… Не хочу даже представлять, что думал герой, бросая горсть земли в могилу женщины, которая его так любила...

Проблема исторической памяти и проблема материнской любви тесно взаимосвязаны.


Сообщение ученика.

В Кинельском районе в посёлке Алексеевка до войны жила многодетная семья Володичкиных. Павел Васильевич, Прасковья Еремеевна и их девять сыновей: Александр, Андрей, Пётр, Иван, Василий, Михаил, Константин, Фёдор и Николай. 
Когда началась война, все девять братьев Володичкиных один за другим ушли защищать своё Отечество. Уже в июне-июле 1941 года они воевали на разных участках фронта. Прасковье Еремеевне пришлось провожать их в одиночку, так как глава семьи Павел Васильевич к тому времени умер. А вот с младшеньким, Николаем, мать даже и не попрощалась. Прямо из части, расположенной в Забайкалье, где он проходил срочную службу, промчался сынок мимо родного села в воинском эшелоне. Успел лишь на ближайшей к Алексеевке железнодорожной станции с оказией передать коротенькую записку, свёрнутую в трубочку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьём фашистов и все вернёмся к тебе. Жди. Твой Колька». 
Но так и не дождалась Прасковья Еремеевна своих сыновей. Ни одного. Пятеро из них – Николай, Андрей, Фёдор, Михаил, Александр – погибли в 1941-1943 годах. После пятой похоронки не выдержало сердце матери. Шестая – на Василия, который погиб в январе 1945 года, пришла уже в пустой дом, в который все израненные летом 45-го вернулись Пётр, Иван и Константин. Но и они один за другим стали уходить из жизни от многочисленных ран, полученных на фронте. 
И 7 мая 1995 года на крутом алексеевском обрыве неподалёку от дома встал величественный мемориал из гранита и бронзы. Девять бронзовых журавлей рвутся в небо с 11-метровой стелы. А перед ней стоит скульптура Прасковьи Еремеевны. Впереди 7-тонный гранитный монумент с именами всех сыновей и их матери и текстом: «Семье Володичкиных – благодарная Россия».

Торжественно открытый накануне 50-летия Победы памятник семье Володичкиных, представляет собой композицию о великой жертвенности и высокой силе духа матери – скорбящей и надеющейся на лучшую долю для оставшихся в живых детей-солдат – и её сыновей-героев, которых одного за другим уносили с земли раны войны. На стеле из розового и серого гранита (высотой в одиннадцать с половиной метров) укреплены девять бронзовых журавлей (весом в 100 килограммов каждый), будто уходящих клином в небо, а рядом расположена изготовленная из того же металла скульптура матери-героини Прасковьи Еремеевны Володичкиной.

(звучит песня «Журавли»).


Сообщение ученика.

Подвиг Степановой Епистинии Фёдоровны - матери девяти сыновей, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины приравнен к воинскому и отмечен боевой наградой – орденом Отечественной войны I степени.

Дружна крестьянская семья Степановых была известна в округе своим трудолюбием и весёлым нравом. Сыновья - надёжные помощники отцу по хозяйству и в поле, не боялись никакой работы. А после безвременной смерти отца – стали утешениеми опорой для матери – Епистинии Фёдоровны.

Братья были заводилами в драмкружке и агитбригаде, создали в селе оркестр народных инструментов, который успешно вступал перед сельчанами и даже был награждён комплектом музыкальных инструментов.

Павел сочинял стихи и пьесы, играл в них комические роли. В письме с фронта он просил мать сберечь тетрадку с его стихами. Илья красиво пел, аккомпанируя себе на гитаре. Особенно любил песню «Три танкиста». Братья шутили: наверное, Илюша танкистом будет! Василий освоил скрипку и балалайку, изучил нотную грамоту, дирижировал оркестром. Николай в свободное время не расставался с баяном. Иван писал стихи, зачитывался героическими романами.

Когда на побывку домой приехал Фёдор в новенькой лейтенантской форме, братья наперебой примеряли командирскую фуражку.

И вот настал час, когда каждому из Степановых довелось встать на защиту Родины.


(Ребята с портретами погибших детей)


Просмотр видеоролика о семье Степановых


Знакомство с музейными материалами, свидетельствующими о примерах героизма наших земляков в военные годы


Сообщение ребят


Соченко Макар Степанович

Мать:

- Сынок! Мы с отцом зачитали письмо до дыр, не веря своим глазам. Месяц назад нам сообщили о твоей гибели. Не довелось ли тебе повидаться с братьями Иваном, Григорием, Харлампием, Захаром? Теперь на фронте все наши сыновья.

Береги себя, Макарушка, ты же у нас младшенький! Пиши чаще, только бы знать, что ты жив…


Макар:

- Дорогие родители! Не волнуйтесь за меня. Дело у меня простое, солдатское – воюем. Это не так сложно, как кажется. Только за людей мне сейчас приходится отвечать. А это тяжелее, чем за себя.

Мама, ты пишешь мне, чтобы был осторожнее. Это невозможно. Я командир. С кого же солдаты будут брать пример, если я в бою буду осторожным? Конечно, хотелось бы пройти всю войну до конца, остаться живым и встретить с вами день Победы. Но я хочу пройти войну так, чтобы даже в дальних уголках моей души не было сомнений: ты поступил не как следует.

Не волнуйтесь, если долго не будет писем. Сегодня ночью ухожу на ответственное задание …


Мать:

- День Победы мы встретили без Макара. Погиб сынок 16 апреля 1944 года в тяжёлом бою на Украине.


(Медведева, Зулюков)

Учитель:

Редкое солдатское счастье хранило Шиловского Василия Осиповича с первого до последнего дня войны. Он воевал под Ленинградом, Москвой, Сталинградом, освобождал столицу Австрии Вену. Пробитый осколком комсомольский билет Василия Шиловского стал одним из ценнейших экспонатов школьного музея ещё полвека назад. Именно с этой реликвией связан, пожалуй, самый волнующий момент из семейных преданий.


Василий:

- В ожесточённом бою под Москвой в наши позиции ударила немецкая мина. Осколками мне разворотило грудь. От адской боли я потерял сознание. Очнулся в полной темноте, слышу голоса, а двинуться не могу. Вытащил меня из-под земли командир, услышав стон. Вновь сознание вернулось ко мне в полевом госпитале. Измученный врач сортировал прибывающих и прибывающих раненых. Едва взглянув на меня, устало махнул рукой, мол, безнадёжен. Я так боялся, что врач пройдёт мимо, что крикнул изо всех сил: «Я жить хочу!». А получился едва слышный шёпот. Удивлялся хирург, как при такой потере крови меня успели доставить в госпиталь.

Один из осколков засел на 3 мм выше сердца.

Выздоравливал я трудно, то и дело терял сознание. Однажды по радио услышал свою фамилию в списке награждённых орденом Красной звезды ПОСМЕРТНО!


Мать:

- Дважды я получала похоронку. Второй раз из – под Сталинграда, но сердцем чувствовала – жив сынок!

Невысокий, темноволосый Василий напоминал пожилым бойцам подростка, переодетого в солдатское. Они окликали его мальчонкой. А он не обижался. «Повзрослеть» ему пришлось в один миг. Только вошёл в командирскую землянку за поручением, как туда угодил снаряд. Когда Василия вытащили из - под завала, его волосы были седыми… Теперь его самогоновобранцы, не привыкшие к обращению по уставу, окрестили «дяденькой». А поседевший «дяденька» всего – то на пару лет постарше.


Василий:

- Вернувшись с фронта, я долго донашивал гимнастёрки, а награды носить стеснялся. Все воевали, ведь Родину защищать – обычная мужская работа.


Вывод: Проблема влияния музыки на человека. (Какое влияние может оказать музыка на человека?)


Короленко «Слепой музыкант»

… Звуки росли, крепли, становились всё более властными, захватывали сердце объединённой и замиравшей толпы. Каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками…


О хоре, песня «Хотят ли русские войны?»











Просмотр содержимого документа
«подвиг матери»

УчительПодвиг семьи Степановых


Подвиг Степановой Епистинии Фёдоровны - матери девяти сыновей, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины приравнен к воинскому и отмечен боевой наградой – орденом Отечественной войны Iстепени.

Дружна крестьянская семья Степановых была известна в округе своим трудолюбием и весёлым нравом. Сыновья - надёжные помощники отцу по хозяйству и в поле, не боялись никакой работы. А после безвременной смерти отца – стали утешениеми опорой для матери – Епистинии Фёдоровны.

Братья были заводилами в драмкружке и агитбригаде, создали в селе оркестр народных инструментов, который успешно вступал перед сельчанами и даже был награждён комплектом музыкальных инструментов.

Павел сочинял стихи и пьесы, играл в них комические роли. В письме с фронта он просил мать сберечь тетрадку с его стихами. Илья красиво пел, аккомпанируя себе на гитаре. Особенно любил песню «Три танкиста». Братья шутили: наверное, Илюша танкистом будет! Василий освоил скрипку и балалайку, изучил нотную грамоту, дирижировал оркестром. Николай в свободное время не расставался с баяном. Иван писал стихи, зачитывался героическими романами.

Когда на побывку домой приехал Фёдор в новенькой лейтенантской форме,братья наперебой примеряли командирскую фуражку.

И вот настал час, когда каждому из Степановых довелось встать на защиту Родины.

Рассказы учащихся о судьбе братьев Степановых


-----------


Соченко Макар Степанович


Мать:

- Сынок! Мы с отцом зачитали письмо до дыр, не веря своим глазам. Месяц назад нам сообщили о твоей гибели. Не довелось ли тебе повидаться с братьями Иваном, Григорием, Харлампием, Захаром? Теперь на фронте все наши сыновья.

Береги себя, Макарушка, ты же у нас младшенький! Пиши чаще, только бы знать, что ты жив…


Макар:

- Дорогие родители! Не волнуйтесь за меня. Дело у меня простое, солдатское – воюем. Это не так сложно, как кажется. Только за людей мне сейчас приходится отвечать. А это тяжелее, чем за себя.

Мама, ты пишешь мне, чтобы был осторожнее. Это невозможно. Я командир. С кого же солдаты будут брать пример, если я в бою буду осторожным? Конечно, хотелось бы пройти всю войну до конца, остаться живым и встретить с вами день Победы. Но я хочу пройти войну так, чтобы даже в дальних уголках моей души не было сомнений: ты поступил не как следует.

Не волнуйтесь, если долго не будет писем. Сегодня ночью ухожу на ответственное задание …


Мать:

- День Победы мы встретили без Макара. Погиб сынок 16 апреля 1944 года в тяжёлом бою на Украине.


-----------


Шиловский Василий Осипович


Учитель:

Редкое солдатское счастье хранило Шиловского Василия Осиповичас первого до последнего дня войны. Он воевал под Ленинградом, Москвой, Сталинградом, освобождал столицу Австрии Вену Пробитый осколком комсомольский билет Василия Шиловского стал одним из ценнейших экспонатов школьного музея ещё полвека назад. Именно с этой реликвией связан, пожалуй, самый волнующий момент из семейных преданий.


Василий:

- В ожесточённом бою под Москвой в наши позиции ударила немецкая мина. Осколками мне разворотило грудь. От адской боли я потерял сознание. Очнулся в полной темноте, слышу голоса, а двинуться не могу. Вытащил меня из - под земли командир, услышав стон. Вновь сознание вернулось ко мне в полевом госпитале. Измученный врач сортировал прибывающих и прибывающих раненых. Едва взглянув на меня, устало махнул рукой, мол, безнадёжен. Я так боялся, что врач пройдёт мимо, что крикнул изо всех сил: «Я жить хочу!». А получился едва слышный шёпот. Удивлялся хирург, как при такой потере крови меня успели доставить в госпиталь.

Один из осколков засел на 3 мм выше сердца.

Выздоравливал я трудно, то и дело терял сознание. Однажды по радио услышал свою фамилию в списке награждённых орденом Красной звезды ПОСМЕРТНО!



Мать:

- Дважды я получала похоронку.Второй раз из – под Сталинграда, но сердцем чувствовала – жив сынок!

Невысокий, темноволосый Василий напоминал пожилым бойцам подростка, переодетого в солдатское. Они окликали его мальчонкой. А он не обижался. «Повзрослеть» ему пришлось в один миг. Только вошёл в командирскую землянку за поручением, как туда угодил снаряд. Когда Василия вытащили из - под завала, его волосы были седыми… Теперь его самогоновобранцы, не привыкшие к обращению по уставу, окрестили «дяденькой». А поседевший «дяденька» всего – то на пару лет постарше.


Василий:

- Вернувшись с фронта, я долго донашивал гимнастёрки, а награды носить стеснялся. Все воевали, ведь Родину защищать – обычная мужская работа.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Глущенко Наталья Юрьевна, Снежко Людмила Григорьевна

Дата: 18.06.2018

Номер свидетельства: 473549


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства