kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок русского языка на тему : "Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными "

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В конспекте дан полный подробный план проведения урока русского языка на тему : "Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными" на уроке использованы тесты. В ходе урока проводится гимнастика для глаз. На уроке даётся определение паронимов, синонимов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка на тему : "Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными "»

9 класс Русский язык Тема урока : Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели и задачи урока:

  • дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными;

  • познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;

  • научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;

  • познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными;

  • повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.

Обеспечение: тетрадь, учебник, тесты, компьютерная презентация (Приложение 1).

Раздаточный материал: тест (Приложение 2)

Ход урока

I. Орг. Момент (Здравствуйте, садитесь. Надеюсь, мы с Вами плодотворно поработаем).

II. Актуализация прежних знаний

Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова и познакомимся с новыми сложными синтаксическими конструкциями. Но тему нашего урока мы вместе с вами сформулируем чуть позже, а начнем занятие с чтения и комментирования эпиграфа урока, а затем лексическая разминка.

        Какая глыба-русский  язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная…

    Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это - удел юных и настойчивых…

          Дерзайте, юные, ищите, постигайте,  творите!                                                                  

                                    К.Г.Паустовский    

  1. Лексическая разминка (Слайд 2)

-Что такое паронимы?

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

-Дайте определение паронимам: адресат – адресант, невежа – невежда, описка – отписка

Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д. (Слайд 3)

Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек.

Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте.

Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела.

СИНОНИМЫ (греч.) — слова, различные по звучанию, но совпадающие по значению («конь — лошадь»; «отважный — смелый — храбрый — мужественный — бесстрашный» и т.п.). Структурность значения слова (см. Семасиология) приводит к тому, что обычно совпадение значения в С. бывает не полным, а частичным. Так, С. могут дифференцироваться:
а) по обозначаемым ими предметам (С. «скоморох — лицедей — комедиант — актер — артист» отражают разные моменты в развитии театра и разное отношение к профессии актера (ср. следующий пункт б));
б) по социальной оценке обозначаемого предмета (С. «жалованье — зарплата» отражают разное отношение к получаемому за труд вознаграждению);
в) по применимости в том или ином стиле речи (С. «конь — лошадь» стилистически не всегда обратимы; в стихе «куда ты скачешь, гордый конь?» подстановка С. «лошадь» произведет комический эффект);
г) по этимологическому значению, к-рое может придавать одному из С. особую окраску (С. «смелый — бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором — с «отсутствием страха»; поэтому эти С. в известном контексте могут быть применены как слова, противоположные по значению, как антонимы);
д) по наличию или отсутствию переносных значений: так, в известной эпиграмме Пушкина:

«Какое хочешь имя дай
Твоей поэме полудикой
Петр Длинный, Петр Большой , но только Петр Великий
Ее не называй». (Слайд 4)

  1. Тестовая работа (Приложение 2) (Слайды 5-6)

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. сув_ренный, зап_ереться , р_туал

  2. п_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску

  3. вым_чить, отр_жение, аккомп_ниатор

  4. безмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?

  1. они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо

  2. колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты

  3. слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию

  4. снежинки та_т; засе_вший поле

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар

  2. (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный

  3. (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь

  4. (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный

КЛЮЧ: 2,3,2

  1. Фронтальная беседа (Слайды 7-9)

  • На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

  • Как отличить союз от союзного слова?

  • Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.

III.Объяснение нового материала.

Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.

Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них (Слайд 10)

  • Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайды 10-11)

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

СПП с придаточными причины и изъяснительным

Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. (Слайд 12)

Главное предложение

Придаточное предложение1-ой степени

Придаточное предложении 2-ой степени

  • Работа с учебником: чтение правила на стр.86. (Слайд 13)

  • Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?

Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.

  • В каком случае запятая между ними ставится?

Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК

  • Знаки препинания при стечении союзов (Слайд 14)

Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться

  • Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 15-16)

  • Гимнастика для глаз. Следить за пчелой на мониторе.

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

(Когда…), [ ], (которых…).

СПП с придаточными определительным и времени

Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.(Слайд17)

  • Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 18-19)

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

СПП с придаточными времени

Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (Слайд 20)

  • При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: (Слайд 21)

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

[ ], (когда…), (…), (…).

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

[ ], (когда…), (когда…), (когда…).

  • Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: (Слайд 22)

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

  • Расставьте знаки препинания, составьте схемы (Слайд 23-24)

Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

(Слайд 25)

IV. Закрепление. (Слайд 26)

  • Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения

1. [ ], (как…), (как…), (как…).

Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)

2. [ ], (когда…), (чтобы…).

Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)

3. (Когда…), [ ], (…которого…).

Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)

4. [ ], (что…), (которые…).

Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение)

5. (Когда…), [ ], (хотя…).

Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен. (Параллельное подчинение)

6. [ ], (что…), (чтобы..).

Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение. (Последовательное подчинение)

  • Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. (Слайды 27-28)

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)

Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)

3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)

V. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа. (Слайд 29)

-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

VI. Рефлексия. (Слайд 30)

Напишите синквейн, посвященный теме нашего сегодняшнего урока.

Структура синквейна

1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;

2 строка – два имени прилагательных;

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;

5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным.

Примеры синквейнов, написанных учениками (Приложение 3)

VII. Домашнее задание. (Слайд 31)

  • Упражнение 201 из учебника.

     .    Выполнить задание В8 из пособия для подготовки к ГИА

  • Написать сочинение-рассуждение “Что я знаю о СПП?”

 (Слайд 32)

Литература

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс – М.: ВАКО, 2008

  2. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова “Русский язык. 9 класс” - М.: Издательсво “Экзамен”, 2010

  3. Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 26-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2009




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Оспанова Эльмира Маликкызы

Дата: 03.04.2016

Номер свидетельства: 314461


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства