- Над чем нам предстоит сегодня думать, определите сами. У меня в руках необычный текст. Догадайтесь, что это может быть. (Слайд №1)
«Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из летнего детского лагеря. Мне тут очень нравится. Я по вам очень скучаю. Когда приедете, привезите мне любимого медвежонка и книги. Мамочка, приезжайте скорее.
Ваш сын Саша. 25 июня 2024г.»
- Правильно, ребята! Это письмо. Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения. (Слайд №2)
- Зачем люди пишут письма? Правильно, чтобы передать какое-нибудь сообщение или, как сейчас принято говорить, информацию. Вывод: сегодня мы поговорим о том, зачем, о чем и как писать письма. И какими бывают письма?
Сообщение нового материала.
Подготовка детей к изучению нового материала.
- Приходилось ли вам когда-нибудь писать письма? Редко? Да, в наше время люди стали редко писать письма, чаще стали пользоваться СМС-ками. Телефон, к сожалению, заменил бумагу и перо. А письма с давних пор играли большую роль в жизни людей.
- Зачем люди пишут письма, как вы думаете? (Ответы детей)
С их помощью люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они слышали, видели, переживали. В письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку.
- А вы пишите письма?
- Может, получали письма, открытки?
- Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма?
А какое удовольствие испытывает человек, который получает письмо в руки, раскрывает его, вдыхает особый аромат бумаги и чернил, вчитывается в строчки, в которых отражено всё: и радость, и горе, и счастье, и одиночество.
- Вы, ребята, наверное, скажете, зачем писать письма, когда есть телефоны, можно говорить и видеть друг друга по Скайпу через Интернет?
Это сейчас мы набираем номер телефона и слышим родной голос друга, дяди, бабушки, мамы, папы. Вот представьте, что телефонов нет, Интернета тоже нет, как бы вы общались между собой? Наверное, писали бы письма.
2. Из истории письма. (Слайды №4-№6)
- Откуда пошел обычай писать письма? Как вы думаете? Кто может рассказать?
- Верно, все началось в древности.
Об истории древних людей учёные узнали по раскопкам. Учёные сделали выводы, что древние люди захотели рассказать нам о своей жизни и придумали свой способ передачи мыслей. Древние люди писали письма на камнях. Они хотели, чтобы люди, которые будут жить после них, знали об их жизни. В то время каждый рисунок обозначал целое предложение. Современные люди увидели их рисунки и поняли, как жили древние люди, чем они питались, что их тревожило и заботило.
Известны также берестяные грамоты, они писались на бересте.
3. Современные формы общения людей.
- Какие формы общения вам известно? (Электронная почта)
Во всём мире люди начали общаться по телефону и писать друг другу электронные письма. Электронное письмо доходит до адресата мгновенно. Отправитель тоже может получить ответ в ту же минуту. Электронная почта очень удобная. Но такие письма невозможно хранить 70 лет. Потому что компьютеры постоянно меняются, обновляются, зачастую ломаются.
Простые письма можно хранить долго. Они хранят память о близком человеке.
К сожалению, в последнее время люди стали писать письма всё реже и реже.
4. Знакомство с видами писем. (Слайд №7)
Чтение учителем писем.
- Мы можем сделать вывод, что письма бывают разные: письма пожелания, письма поздравления, письма – информация, деловые, дружеские. Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.
5. Словарная работа. (Слайды №8-№11)
- Что содержит письмо? Письмо включает в себя:
Адресат - это тот, кто получает письмо, телеграмму, посылку. То есть тот, кому письмо адресовано.
Адресант - это тот, кто отправляет письмо.
Написанный текст.
Оформление конверта. Написание адреса. На конверте указываются: имя, фамилия, улица, дом, квартира, почтовый индекс.
Физминутка.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (Приседание)
И сказали три кота:
«Красота! Красота!» (Хлопки в ладоши)
Закрепление новых знаний.
- Как правильно надо писать письмо? (Слайд №11)
Правило первое: начинай письмо с обращением к адресату
- Что мы напишем во вступлении письма? (Приветствие)
- Какие слова приветствия вы знаете? (Здравствуйте! Привет! Дорогой! Милый друг!)
Правило второе: раскрытие основного содержания письма. (Максимальное количество предложений)
- О чём будем писать в основной части письма?
сообщение о себе, вопросы, рассказ о каких-то событиях, поздравления;
новости;
советы, просьбы, пожелания.
Правило третье: Заключительная часть. (Прощание, подпись. Дата)
До свидания!
С уважением________
Дата_________
Творческая работа учащихся на основе ранее усвоенных знаний и умений. Письмо ветерану.
(Слайды №12 - №14)
Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Более 20 миллионов жизней унесла война. И во время войны работала почта. Наши защитники отправляли письма-треугольники. Эти письма писали солдаты в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой. В своих письмах солдаты писали о том, как они скучают по своим родным, близким. С каким нетерпением ждали бойцы весточку из дома! Как нужны они были перед боем. Путь к победе был трудным и долгим. Война шла 1418 дней. И вот, пришла долгожданная победа!
9 мая 2025 года исполнится 80 лет со Дня Победы. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. Время бежит вперед. Те молодые, стройные солдаты стали седовласыми ветеранами. Давайте, будем бережно к ним относиться, уважать и благодарить их за Великую Победу.
К сожалению, с каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше. Я предлагаю вам написать письма ветеранам, которые освобождали нашу страну от фашистских захватчиков. В том письме вы можете рассказать о себе, расспросить о том, как они смогли выстоять в то трудное военное время. И, конечно же, поздравить их с предстоящим праздником Победы. Пусть ваше маленькое письмо, согреет душу ветерана. Он улыбнется и ему будет на сердце радостно.
При написании письма нужно соблюдать все правила письма. Почерк должен быть красивым и аккуратным.
Итог урока. Рефлексия.
(Слайд №15)
- Чему мы научились на уроке?
- Что узнали нового?
- Какое задание было трудным для тебя?
- Как ты справился с заданием?
Домашнее задание.
- Напишите письмо ветерану Великой Отечественной войны.