урок разработан по шаговым методам для лучшего усвоения детьми русского языка. на протяжении урока не русских детей научат правильное согласования словосачитании. широко используется демонстрационные материаллы где ученик наглядно видит тот или иной предмет и произносит как на казахском языке так и перевод этого слова. на уроке дети научаться произносить весенние месяцы на русском языке и правильно произносит весенние месяцы на русском языке. у ребенка развивается кругозор пробуждается интерес к предмету. Этот урок воспитывает ребенка самостоятельности и к любви к природе. Урок начинается с читение стихотворения о весне. Такое лирическое начало дает ребенку воспринимать русскую речь и красоту произношение к русскому языку. ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;
соблюдения основных норм произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;
обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
соблюдения изученных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных высказываний;
владение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
производить разбор слова по составу;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен
существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов, в
прошедшем времени – род глагола);
изменять имена существительные по числам;
склонять имена существительные в единственном числе с ударными окончаниями;
изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и
числом существительного;
изменять глагол по временам и в прошедшем времени – по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, выписывать
словосочетания;
распознавать в словосочетании главное и зависимое слово;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели
высказывания и по интонации, простое или сложное, распространенное или
нераспространенное, выделять главные и второстепенные члены предложения,
устанавливать связь между словами по вопросам;
интонационно правильно произносить предложения;
писать изложения (1 раз в 2 недели в 60 -75 слов) по коллективно или
самостоятельно составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части и выделять красную строку;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинения повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
составлять устный ответ-рассуждение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рууский язык в национальной школе»
Тема урока: «Весенние месяцы»
Цели урока:
оброзовательная: познакомить учащихся с весенними месяцами, формировать умение различать признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края.
Развивающая: развивать кругозор, интерес к предмету.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, любовь к природе.
- Добрый день! Солнцу и птицам! Добрый день! Улыбчивым лицам! - Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество- внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность. (слайд 1)
- Ребята, посмотрите, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.
- Мы вернемся к солнышку и снежинке в конце урока, и посмотрим какое настроение будет у вас. Надеюсь, что солнышко к концу урока ярко будет светить в нашем классе.
II. Актуализация опорных знаний (формулирование темы урока).
Задание №1
- Посмотрите, внимательно, на высказывания, назовите те, которые характерны для зимы.
Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся.
Птицы вьют гнёзда. День короткий. Люди пашут землю. У клестов вывелись птенцы. Гололедица. Метут метели. Вылупились птенцы. Тает снег. Солнце светит но не греет. Журчат ручьи. (слайд 2)
- Некоторые высказывания вы не назвали. А как вы думаете, для какого времени года они характерны? (весна)
Птицы вьют гнёзда. Люди пашут землю. Вылупились птенцы. Тает снег. Журчат ручьи. (слайд 3)
Задание № 2
- А теперь отгадайте загадки:
Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (апрель)
Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает. Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март)
Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? ... (май)
III. Сообщение темы, постановка целей урока.
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (весенние месяцы) (слайд 4)
- А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке про весенние месяцы? Перед вами три слова помощника. (хочу узнать, хочу выяснить, хочу научится) (слайд 4)
- Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все ваши вопросы.
Задание № 3
- Но сначала назовите весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май) (слайд 5)
Задание № 4
- А теперь давайте прочитаем признаки весенних месяцев.
Март – это весна света. Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее.
Апрель – это весна воды. Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки.
Май – весна зелёной травы и цветов. Земля покрывается душистыми цветами. (слайд 6)
IV. Изучение нового материала.
Задание № 5
.
- Откройте учебники на с. 58-59. Посмотрите на репродукции картин. Рассмотрите репродукцию Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Какие признаки весны вы увидели? (слайд 7)
- Как выглядит небо? (лёгкое голубое сияние от робких весенних лучей солнца)
- Обратите внимание на цвет облаков, на снег? (подтаявший с проталинами)
- Как вы думаете, что в картине является главным? Что побудило автора написать эту картину? (грачи)
- Эти птицы – первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды.
- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (март)
- Рассмотрите репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева “Весна” (слайд 8)
- Обратите внимание на небо, какое оно? (прозрачно-синее, с лёгкими облаками и отражается в воде)
- Как выглядят деревья? (деревья в зелёной дымке)
- А что произошло с рекой? (разлив реки)
- Какое настроение у детей? (радость, веселье)
- Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (апрель)
- На стр. 58 в учебнике, есть стихотворение А.А. Коринфского. Давайте его прочитаем. (чтение детьми стихотворения)
- К какой из картин больше всего подходит стихотворение А.А. Коринфского?
Физминутка
V. Изучение нового материала
Задание № 6
Цель: познакомить с народными названиями весенних месяцев.
Форма: фронтальная.
Метапредметные результаты: устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
Предметные результаты: дополнение и расширение имеющихся знаний о весне в творчестве поэтов; уметь подбирать рифму.
- Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашел писатель, автор рассказов о ежике и медвежонке, Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений „Золотая карусель“: март — рад, апрель — капель, май — вставай. А теперь, ребята, ваша очередь. Итак: март — ..., апрель — ..., май — ...”. (слайд 9)
- Подобрать рифму и написать стихотворение достаточно сложное дело, требующее многих качеств: образованности, богатого словарного запаса, умения видеть необычное в обычном. Помните, мы с вами говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере народных названий весенних месяцев.
Март – зимобор, протальник, сухий, берёзозол, водотёк, дорогорушитель,
- Названия весенних месяцев все радостные: так и слышится в них веселый говорок весенних ручьев, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы. Постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят? (ответы учеников)
- Еще раз посмотрите на картины и скажите, какие из старинных названий подходят к этим пейзажам?
- Ребята, у какого из весенних месяцев больше всего названий? (у марта)
- Как вы думаете почему? (это первый месяц весны, и, наверное, дождавшись, люди встречали с радостью)
Задание № 7
- Когда в старину отмечали весенний новый год? (14 марта в день святой Евдокии) (слайд 11)
- Давайте и мы с вами отметим в нашем календаре, когда в старину отмечали весенний новый год. (ученик отмечает в календаре наклейкой)
- Как звали святую Евдокию в народе? (Евдокия-Весновка)
- А теперь послушайте рассказ “Весенний новый год”.
- Посмотрите какие еще праздники есть весной, но они мы еще будем говорить на уроках окружающего мира. (слайд 12)
- А теперь на стр. 61 учебника прочитайте, как дети в старину кликали (звали) весну. (чтение заклички)
- Давайте обсудим с вами, о каких подарках весны говорится в закличке. Что такое „короб житушка, два — пшеничушки“?
- Почему так ласково названа пшеница?
- Почему, в связи с каким праздником, к подаркам весны относят и „яичушки“?
- Сейчас мы с вами попробуем разыграть эту закличку по-своему:
Ой, весна-красна, что нам вынесла?
(Дети приветственно машут.)
— Короб житушка, два — пшеничушки,
(Раскрытые ладони протянуты вперед, как бы переполненные зерном, затем руки выполняют „сеющие“ движения.)
— Малым детям — по яичушку,
(Ладонь округлена „под яичушко“.)
— Красным девушкам — по перстенечку,
(Руки подняты, „хвалятся“ перстнем.)
— Молодым молодушкам — по детенышку,
(„Качают“ младенца.)
— Старикам да старушкам — по внучоночку!
(Руки опущены, „гладят“ голову ребенка.)” (слайд 13)
VI. Обобщение полученных знаний
Задание № 8
- Работа по карточкам. Ответить на вопросы.
1. Назови весенние месяцы по порядку.
________________________________
2. приведи примеры народных названий весенних месяцев. (3-4 примера)
________________________________
3. Когда в старину отмечали весенний новый год?
________________________________
VII. Итог урока
- Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно его сделать?
- Прочитаем вывод на стр. 61 учебника.
- А теперь я хочу спросить у вас тему нашего урока, цель.
- Что вы узнали, выяснили и чему научились сегодня на уроке? (слайд 14)
- Как вы думаете, все ли мы узнали о весне?
- Ребята нашего класса подготовили стихи о весенних месяцах. Давайте их послушаем. (дети читают стихи)
VIII. Рефлексия
Цель: умение оценивать свою деятельность.
- Ребята, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.