Просмотр содержимого документа
«"Письмо деду Морозу" проект по русскому языку»
Тема.«ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ»
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цели: познакомить учащихся с понятием «письмо», с правилами и вежливыми формами переписки;
Планируемые результаты.
Научатся письменно излагать свои мысли, писать письма;
Выработают ценностные отношения к окружающей действительности;
Сформируют коммуникативную культуру.
Будут учиться работать в группе, в парах
Напишут письмо Деду Морозу.
Оборудование:Конверты, карточки с правилами переписки «Проверь себя», таблица «Схема текста письма»; проектор, компьютер, экран, бланки для писем, на доске большая еловая веточка ( над веточкой заголовки: Части письма, Правила.) на которую по ходу прикрепляются правила написания письма, записанные на игрушках. Фотоаппарат.
Презентация
Орг. момент. Мы пришли сюда учиться…
Актуализация изученных знаний.
Муз композиция- «Поздравление с Новым годом!»
Волшебной сказкой делая деревья и дома, Пришла к ребятам белая – Волшебница зима.
_ О каком празднике вы сейчас вспомнили?
- Новый год.
Что вы знаете об этом празднике?
2. Немного из истории.
- А вы знаете, ребята, что раньше Новый год на Руси отмечали весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки.
Потом праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая.
А вот зимой Новый год стали отмечать при Петре I, в 1700 году. Царь Пётр издал Указ, в котором повелевалось Новый год встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигали костры, чтобы было много света и тепла.
- Ребята, а без кого не бывает Нового года? Я читаю загадку, а вы хором отвечаете. Называют отгадку.
Произносят хором: Мороз.
Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний Дедушка…
- Скажите, а какой он – Дед Мороз? Ответы детей (добрый, внимательный и т.д.).
Отгадайте загадку.
Несется по суше, Несется по морю, Летит самолетом В воздушном просторе. И вот наконец Прибывает оно Из дальнего края, Вестями полно.
Учитель:С какой целью люди пишут письма? Слайд 2
Выявление проблемы (целеполагание)
Кто догадался, чему мы посвятим урок?
Какие цели перед собой поставим? Слайд.5
Сегодня на уроке будем учиться составлять письмо Деду Морозу.
- Что такое письмо?
Кто сможет сформулировать цель урока? Ученики ставят цель урока (научиться писать письма).
- Дед Мороз получает сотни тысяч писем. Если вы хотите получить ответ на своё письмо, то оно должно быть интересным.
Прежде, чем написать занятому человеку письмо с какой-нибудь просьбой, хорошо подумайте, нельзя ли без этого обойтись.
На доске тема открывается «Письмо Деду Морозу»
( информация для учителя! Проект-5 «П»: проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт
Презентация)
Презентация слайд 3
- Вы готовы отправиться в самую настоящую, самую зимнюю сказку нашей страны? Да.
- Тогда назовите, где живёт главный зимний волшебник России – Дед Мороз? В Великом Устюге.
- Верно! В граде Устюге Великом.
За что любят ребята и взрослые этот праздник?
- Терем рядом с городской резиденцией – это здание “Почты Деда Мороза”, где неустанно трудятся его помощники, разбирая сотни тысяч детских писем, пришедших в адрес мудрого и доброго Дедушки со всех концов необъятной России. Слайд 4
3. Поиск информации.
Учитель: Что нам необходимо знать для того, чтобы выполнить свой проект? Учитель: Откройте учебник на странице 129. Я прочитаю письмо девочки Лизы.
- Кому писала письмо девочка?
- Почему это письмо самое важное за весь год7
- Почему Дед Мороз улыбнулся?
- Какие события могли происходить в царстве Деда Мороза?
-Что нашла Лиза под ёлкой в новогоднюю ночь?
- Скромная ли Лиза? (Да, она не просит большого дорогого подарка).
Какие части можно выделить в этом письме?
Работа в группах. Украсим веточку ёлки.
(под муз сопровождение «Зажигание новогодних огней» ребята по группам украшают еловые веточки игрушками.
1 группа- части письма.
2 группа- правила написания письма.)
-Эту традицию тоже ввёл Пётр Первый. Но так как с наступлением Нового года очень много гибнет ёлочек, а восстанавливаются они долго, то для украшения лучше использовать искусственную ёлку, или еловую веточку.
Выберите наиболее важные, на ваш взгляд, правил написания письма.
Правило 3: Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми.
Правило 4: Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Умение разборчиво писать первое правило вежливости.
Правило 5: Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении. Письмо – фотография души.
Учитель: Мы узнали правила письма, а сейчас нам надо написать письмо.
IV. Работа по теме урока. . Составление плана письма.
Предварительная работа в парах.
-Расположите составные части письма в нужной последовательности
№
Возможные части текста письма
Примеры
1
Обращение
Дорогой Дедушка Мороз!
Уважаемый Дед Мороз!
3
Основное содержание письма, сообщение о новостях
Я хочу рассказать Вам…
У нас много новостей, расскажу обо все по порядку.
4
Вопросы адресату
Как Вы живете?
Как Ваше здоровье?
Какие у Вас новости?
5
Просьба писать письма
Я прошу Вас ответить на мое письмо.
6
Передача привета, прощание
Передайте большой привет…
До свидания.
7
Концовка и подпись
С уважением к Вам…
8
Дата и место написания
11 декабря 2013_ года
С. Порог Иркутской области
- Так как письмо – это текст, то прежде чем написать его, мы должны составить план. Это необходимо для того, чтобы определить последовательность мыслей.
- С чего обычно начинаем писать письмо? С приветствия. У.
Как лучше обратиться к Деду Морозу?
О чем можно рассказать в основной части?
Подумайте, как вы будете прощаться? - Какие слова приветствия вы знаете?
Отвечают на вопрос (на экран выводятся слова приветствия).
- Тот, к кому вы обращаетесь в своём письме, называется адресат.
4. Продукт. Творческая индивидуальная работа.
- Вспомните, как на письме выделяем обращение? Обращение выделяется запятыми и восклицательным знаком.
- Запишите обращение к Дедушке Морозу. Не забудьте, что оба слова пишем с заглавной буквы. Ученики записывают на подготовленных бланках приветствие Деду Морозу.
- О чём бы вы хотели рассказать Деду Морозу? Это следующий пункт плана. Ответы учеников (о себе, о школе, о друзьях).
- А сейчас напишите о себе, о своих увлечениях, о друзьях. Составляют и записывают текст о себе.
- Что бы вы хотели узнать от Деда Мороза? Какие вопросы ему задать? Ответы учеников. (Чем он занят летом? и т.д.).
- Дед Мороз – добрый волшебник, который исполняет желания ребят. Что бы вы хотели попросить у Деда Мороза? Ответы детей.
- Не забывайте, что к Деду Морозу обращаются тысячи детей и бывает трудно исполнить их желания, поэтому вы должны не просто попросить подарок, но и объяснить, почему он вам так необходим.
- Запишите в своём письме просьбу и не забудьте её обосновать.
(Тема вчерашнего урока Риторики)
- Как вы закончите своё письмо? Записывают концовку.
- Какие слова на прощания вы употребите?
Запишите.
- А ещё принято в конце письма ставить дату и свою подпись.
Запишите дату и своё имя и фамилию.
Проверка работы.
Памятка.
Проверь!
Сохранена ли тема?
Не пропустил ли что-нибудь важное?
Не повторяются ли одинаковые слова и обороты речи?
Может быть, надо заменить некоторые слова более точными, лучше подходящими по смыслу?
Хорошо ли связаны предложения между собою?
За что можно похвалить?
Помни: если не знаешь, как пишется слово, спроси у учителя, посмотри в словаре.
Дополнительный вариант.
Знакомство с правилами оформления почтового адреса.
- Скажите, чтобы письмо дошло до адресата, что нужно сделать?
- Правильно, чтобы ваше письмо дошло до адресата, необходимо положить его в конверт, на котором указать точный адрес.
- Кому писали письмо? - Деду Морозу.
- Куда будем отправлять письма? Где живёт Дед Мороз? - В Великом Устюге.
- Обязательно нужно написать индекс места назначения, это для того чтобы письмо быстрее дошло до адресата.
- Вверху на конверте запишите свою фамилию и имя, и точный домашний адрес.
5.Подведение итогов урока.
Презентация выполненных работ.
Вам было интересно писать письмо Деду Морозу?
- Что показалось сложным?
Рефлексия.
-Вам было интересно писать письмо Деду Морозу?
- Что показалось сложным? Дополни предложение.
- Чему учились?
- Зачем сейчас этому учиться?
Учитель: Сейчас письма вытеснены сотовыми телефонами, скайпом, электронной почтой, но не следует забывать и о письмах,- этом старинном способе общения людей.