kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Перед вами громада - Русский язык" (Н.В. Гоголь)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Перед Вами громада - русский язык. (Н.В.Гоголь)

Форма урока: урок – исследование.

Тип урока по основной дидактической цели: комбинированный урок.

Используемая технология: комплексно – волновая технология.

Цели: 

  • расширение  представлений о языке как  о лингвистической, духовной, культурной  и нравственной ценности русского народа;
  • создание   условий    для   формирования   коммуникативной,   языковедческой,

культуроведческой компетенций учащихся.

 

Класс:  учащиеся 9 а  класса.

Моя главная задача – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнавать, исследовать. Используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.

Принципом урока  стала не прямая, а реверсивная  информация. Это значит, что к пониманию определения «Громада» (русский язык)  учащиеся пришли в конце урока, когда это слово  было полностью оправдано всем ходом рассуждений.

На уроке использовались  разнообразные оригинальные виды работы: мини – аквариум, плейкаст, постер, реклама. Групповые задания вовлекали учащихся в активную познавательную деятельность. Учащиеся аргументировано доказывали собственные суждения, анализировали учебный материал и формулировали выводы.  

На уроке дети духовно настроились на эмоциональную волну, связывающую вибрацию музыкального, поэтического и изобразительного творения  русского языка с вибрацией души.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 59»Ульяновской области г. Ульяновска.























«Перед Вами громада - русский язык» (Н.В.Гоголь)

























Разработала урок

Каштанкина Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.







г. Ульяновск

2014

Тема: Перед Вами громада - русский язык. (Н.В.Гоголь)

Предмет: русский язык

Класс: 9

Тип урока по основной дидактической цели: комбинированный урок.



Используемая технология: комплексно – волновая технология.

Форма урока: урок – исследование.

Формы работы на уроке: сочетание групповой и фронтальной работы.

Педагогические возможности: стимулирует процесс развития познавательного интереса к учебному предмету.

Оборудование: мультимедийные презентации, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, проектор, фонограммы, видеоролики.

Цели:

  • расширение представлений о языке как о лингвистической, духовной, культурной и нравственной ценности русского народа;

  • создание условий для формирования коммуникативной, языковедческой,

культуроведческой компетенций учащихся.

Задачи:
Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать информацию;

  • аргументировано доказывать собственное суждение;

  • показать неоднозначность и сложность русского языка;

  • обозначить актуальность данной темы.

Развивающие:

  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о языке;

  • совершенствовать умения анализировать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

  • расширить круг ассоциаций;

  • развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

  • воспитывать трепетное отношение к родному языку; воспитывать художественный вкус, жизненные ценности, развивать интерес к русскому языку, как учебному предмету, развивать желание изучать его более углубленно.

Ход урока.

Эмоциональная волна.

1. Инициация.

Цель:

  • создать позитивный настрой на урок, эмоционально пробудить учащихся, установить контакт между ними и дружеские, доброжелательные отношения.



Урок начинается с песни Григория Гладкова о русском языке.



Чтение стихотворения подготовленным учащимся.

Родной язык

О мой язык, великий и могучий,

Разбавлен сленга мутною водой,

Безграмотно лишённый благозвучий,

Ты в собственной стране – почти изгой.

Доносятся: то «шопинги», то «мачо»,

То «бодибилдинг» – в прошлый «уик-энд»…

У каждой «бизнес-вумен» «однозначно» –

«Прикольный», «офигительный» «бой-френд».

Звучат везде «респект» и «уважуха»,

«Стихотворение» – обрублено – «стихо»,

На сайтах литераторов – «житуха»,

В общении и в спорах – все «ИМХО».

Истерзанный… По глупости? В угоду?

Язык не просто речь или слова:

История, культура, дух народа –

Исчезнет он – и нация мертва.

Поэты и писатели России,

Хранители родного языка,

Пора уже объединить усилия,

Чтоб русский сохранился на века!

(Любовь Павлова)

Родное слово помогает нам жить, помогает познавать себя и других. Родной язык - это памятник духовной культуры народа, отражение его жизни, самосознание. Поэтому не жалейте времени на изучение языка, познание всех тонкостей использования слова в речи, на поиски в словарях незнакомого или необычного употребленного слова, если оно встретиться при чтении произведения или в жизни. Помните: усилия Ваши не пропадут даром – они окупятся сторицей. На самом деле, какое наслаждение говорить на русском языке!

2. Погружение в тему.

Цели:

  • формирование познавательного интереса к дальнейшей учебной деятельности;

  • формулирование познавательной задачи.

Слово учителя.

Николай Васильевич Гоголь искренне восхищался красотой и богатством русского языка, писал об огромном чувстве ответственности в работе над словом и призывал к серьёзному и бережному обращению с ним. С великим даром словесно-художественного творчества Гоголь сочетал широкие интересы историка, этнографа, филолога. Обладая необыкновенным, гениальным чутьем русского языка, Гоголь усовершенствовал и обогащал его огромным, самоотверженным трудом лингвиста, самостоятельного исследователя словарного состава русского языка и законов его семантики, а также его конструктивных своеобразий. Вдохновенье и труд Гоголя были неразрывны.

Гоголь рассматривал русский язык как один из самых существенных признаков русской нации. Он стремился в метком народном словоупотреблении, в живописном способе выражаться, в народном острословии — найти проявление и отражение характера русского народа, его творческих сил.

На протяжении всей нашей истории могучее русское слово верно служило делу укрепления национальной независимости и сплочению, единению народных масс.

Высказывание Н.В. Гоголя о русском языке и художественном слове звучат как напутствие нам и будущим поколениям:

«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Перечитайте все грамматики, какие у нас вышли, перечитайте для того, чтобы увидеть, какие страшные необработанные поля и пространства вокруг вас…»



- Можем ли мы согласиться с высказыванием Н.В. Гоголя?

- Почему он назвал русский язык громадой?

- Так ли это на самом деле?



3. Формирование ожиданий обучающихся.

Цели:

  • активное включение каждого ученика в учебный процесс;

  • создание благоприятной атмосферы для сотрудничества;

  • развитие интереса к русскому языку;

  • усвоение теоретической информации о языке.



- Какова главная функция языка?

- Докажите, что язык – важнейшее средство человеческого общения.



Язык - важнейшее средство человеческого общения.

Язык как важнейшее средство человеческого общения неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе, пользуясь языком широко и разнообразно.

Притча Эзопа о языке.

Цель: акцентировать внимание школьников на проблемном вопросе притчи.



Эзо́п — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в Древней Греции .VI веке до н. э.

Первая часть притчи.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и, раздумывая над тем, чем угостить приглашенных, позвал Эзопа: «Эзоп, приготовь самое лучшее для моих гостей!» Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

- Эзоп, почему ты подал только языки?

- Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!



- Почему Эзоп считает, что язык – самое лучшее на свете?

Языком люди договариваются, рассуждают о мудрых вещах, устанавливают законы, признаются в любви, выражают свои эмоции, строят города и мосты, дарят людям радость.

Нет ничего лучше языка!



Ответ Эзопа.

При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновляться на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви, поэтому нужно думать, что ничего нет лучше языка.



Вторая часть притчи.

- Молодец, Эзоп! Твое рассуждение пришлось мне по сердцу. Но завтра у меня опять будут гости, и ты должен приобрести к обеду самое худшее.

- Хорошо, Ксанф.

Эзоп опять пошел покупать языки.

- Как?! Эзоп! Опять языки?

- Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка?



Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну, уничтожают природу. Ничего нет хуже языка!

- Можем ли мы согласиться с Эзопом?



Ответ Эзопа.

Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе, зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка!?



Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

Л.Н.Толстой

Познавательная волна.

4. Проработка содержания темы.

1) Функции русского языка.

Посмотрите на картинку. Попробуйте сами сформулировать, какие функции выполняет язык.

1) коммуникативная  — использование языка для передачи информации;

2) конструктивная  — формирование мышления индивида и общества;

3) познавательная  — передача информации и её хранение;

4) побудительная — функция воздействия;

5) идеологическая— использование того или иного языка для выражения идеологических предпочтений;

6) металингвистическая – язык служит орудием объяснения и организации;

7) эстетическая — сфера творчества и др.



2) Высказывания о русском языке (учащиеся подбирают до урока).

Цель: пробудить интерес учащихся к высказываниям о русском языке.



Мудрое, уважительное, бережное отношение к своему родному языку отражено в русских народных пословицах и поговорках:

«Язык – стяг, дружину водит»;

«Язык до Киева доведет»;

«В умной беседе быть – ума прикупить»;

«Без языка как без рук»;

«Ласковое слово что вешний день» и т.д.

В Библии огромное внимание уделяется приличной, культурной речи:

«Золотые яблоки в серебряных сосудах – слова, сказанные прилично»;

«Да никакое гнилое слово пусть не исходит из уст Ваших»;

«Храните свои уста от сквернословия и празднословия, ибо это неугодно Богу»…

Д.С. Лихачев.

«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая…»



С русским языком можно творить чудеса!

К.Г. Паустовский

Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им…»

М. Горький

Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии.

Французский писатель П. Мериме

(19 век)

- Почему П. Мериме использует такие эпитеты по отношению к русскому языку?

- Почему вы выбрали для урока именно эти высказывания?



3) Практическая работа.

Расставьте недостающие знаки, вставьте буквы

1) Д…вишься драгоценности нашего языка: что н… звук, то и подарок: все зернисто, крупно как сам жемчуг и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. 2) В нем [в русском языке] все тона и оттенки все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он бе…пределен и может, живой, как жизнь обог…щаться еж…минутно.

(Н. Г о г о л ь.)

  • Подберите синонимы к слову дивишься.

  • Найдите в школьном толковом словаре значение слова язык. Определите, однозначное оно или многозначное. Приведите примеры фразеологизмов с данным словом.

  • Найдите средства художественной выразительности в тексте

Патриотическая волна.

1. Мини – аквариум (“Pro и Contra” - связан с обоснованием какой-либо точки зрения)

Цели:

  • выдвижение гипотез языковой картины мира в будущем, основанных на личном интеллектуальном опыте;

  • создание условий для формирования этнической и политической толерантности у учащихся, на основе которой могут развиваться другие аспекты терпимого поведения.



На всей земле был один язык и одно наречие.

И сказали люди друг другу: «Построим себе город

и башню высотою до небес». И сказал Господь:

«Вот один народ и один язык у всех, и вот что они

начали делать, и не отстанут они от того, что

задумали. Сойдём же и смешаем язык их, так

чтобы один не понимал речи другого».

И рассеял их Господь оттуда по всей земле…

Книга Бытия



Проблемные вопросы:

На каком языке будет говорить новый мир в будущем?

Может ли русский язык стать доминирующим мировым языком в XXI веке?

Мир в будущем станет говорить на языке той страны, которая первой опишет новую реальность, уложит её в определённые смыслы и программы действия, на языке той страны, которая будет этой реальностью управлять.



А.Столяров



Работа в группах.

Гипотеза 1:

Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним

потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

Гипотеза 2:

Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может стать

доминирующим мировым языком в обозримом будущем.



Экспертная группа учащихся наблюдает за работой групп № 1, 2 и резюмирует её.



Основные положения отчёта группы № 1.

Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огромное пространство – географическое, гуманитарное, культурное, входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им после китайского, английского и испанского.

Русский язык после значительного спада интереса к нему, вызванного развалом СССР, вновь становится востребованным теми, кто принимает участие в развитии связей с Россией и реализации проектов международного сотрудничества.

70% населения в СНГ владеет русским языком.

На русском языке опубликована 1/3 мировой научной литературы.

Русский язык является одним из официальных языков ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.

На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую классику Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.

Достоинства русского языка как потенциально способного стать доминирующим мировым языком:

огромный лексический запас;

свобода словообразовательных возможностей;

богатство синонимики;

широкое применение оценочной лексики;

стилевое разнообразие;

литературно-художественная разработанность;

гибкость порядка слов;

мелодичность речи;

способность адаптировать заимствования из разных языков.



Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил

русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и

славной исторической судьбы. Русский язык единодушно признаётся великим языком

великого народа.

(Академик В.В.Виноградов)



Основные положения отчёта группы № 2.

Число русскоязычного населения в бывшем СССР, дальнем зарубежье и мире в целом неуклонно уменьшается и, по прогнозам аналитиков, к 2025 году снизится до 152 миллионов. Вполне вероятно, в скором времени русский язык выйдет из десятка основных языков человечества.

Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.

Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших

республиках и странах Восточной Европы.

Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бы так широко известен за

рубежом, как его великие предшественники.

Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного литературного языка.

Отечественная информатика существенно отстаёт в именовании процессов, явлений

и предметов современного мира.

Иностранное засилье разрушает семантические связи между русскими словами.

Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют журналисты, политики, представители искусства в своих печатных работах, публичных выступлениях, в свободном общении.

Крайне мало новых словарей русского языка, включающих, помимо общеобразовательной лексики, современную экономическую, юридическую, политическую терминологию и техническую лексику, необходимую человеку, живущему в мире рыночной экономики и научно-технического прогресса.

Вывод:

Русский язык как язык международного общения уступает главенствующее положение в мире другим языкам, в первую очередь - английскому, в силу большего экономического и технического могущества таких высокоразвитых государств, как Великобритания, США, Франция, Германия, а также по причине внутреннего кризиса языка, обусловленного демографическими проблемами в стране и небережным отношением к нему со стороны его носителей.

Исследования группы № 3.

Русский язык – язык международного общения.

Официальный статус: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Республика Абхазия (частично признана), Южная Осетия (частично признана), Молдавия, Румыния, Норвегия (Шпицберген), США (штат Нью-Йорк), Украина (Республика Крым).

Международные организации: ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ, ИКАО, СНГ, ЕВРАЗЭС, БРИКС и др.



А. Н. Толстой писал в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком.

Настанет время (и оно не за горами) — русский язык станут изучать по всем

меридианам земного шара».

Современными международными языками считаются (в порядке убывания общего количества владеющих языком):

  • Английский - до 1 340 миллионов

  • Французский - до 470 миллионов

  • Испанский - до 350 миллионов

  • Русский - до 320 миллионов

  • Арабский - до 280 миллионов

  • Португальский - до 206 миллионов

  • Немецкий -до 200 миллионов

Официальные языки ООН.

Английский, французский, русский, арабский, испанский являются официальными языками ООН. Официальным языком ООН также является китайский язык, который пока не является общепризнанным международным языком.



Резюме экспертной группы.

Статус русского языка в мире может повыситься только при условии преодоления демографического кризиса в России, возрастания её влияния на мировые процессы, экономического и научно-технического прогресса в стране, введения целевых государственных программ по пропаганде и распространению русского языка в мире, а также по возрождению вековой языковой культуры русского народа. Станет ли мир говорить на русском языке в будущем, во многом зависит от политики государства, от отношения его населения к проблеме, от каждого из нас.



2) Просмотр видеоролика «Живое русское слово».

Родное слово помогает нам жить, помогает познавать себя и других. Родной язык - это памятник духовной культуры народа, отражение его жизни, самосознание. Мы есть то, что говорим.

3) Выступление учащихся.

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев

Народ – властитель тайны слова

И всех сокровищ языка,

Им выткана его основа

Для поколений на века.

Он создал чудо тени, света,

И звука взлет, и слова лад,

Им жизнь поэзии согрета,

В нем звезды вечности горят.

Народ – певец, ваятель, воин,

И в безмятежности своей

Бессмертия он удостоен.

Одной с ним жизнью жить умей!

Мария Комиссарова

Великий народ достоин Великого языка.

Рефлексивная волна.

Цели:

  • развитие навыка построения речевого высказывания;

  • формирование умений структурировать знания;

  • развитие аналитических умений;

  • развитие коммуникационных умений;

  • наполнение учебной деятельности личностным смыслом.


- Какая наука изучает русский язык?

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

1) Плэйкаст «Подарок Русскому языку».

Цели:

  • создания плэйкаста состоит в том, чтобы используя визуальное изображение (картинку), музыку и стихотворение создать определённую чувственную атмосферу;

  • развитие аналитических умений;

  • развитие творческих способностей;

  • наполнение учебной деятельности личностным смыслом.



Плэйкаст (от английских слов play – играть; broad Cast – широковещание) – это файл, созданный на основе трёх основных компонентов (музыки, текста, картинки), предназначенный для того, чтобы сделать оригинальный подарок.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык!

(Н. А. Заболоцкий)



2) Постеры про русский язык (показываются лучшие постеры)..

3) Социальная реклама (4 группа).

4) Литературная композиция.

1 ученик.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык!



2 ученик.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!



3 ученик.

Русское слово живёт на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово – свободы зарница,

Выучи русский язык!



4 ученик.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово –

Выучи русский язык!



5 ученик.

Мир разобщённых безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

(Сабир Абдулла, узбекский поэт).

Учащиеся исполняют песню о русском языке.

Напутствие учителя.

Все Вы прекрасно знаете, какую огромную роль играет в нашей жизни язык. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Страна Русского языка огромна, состоит из отдельных городов – разделов или княжеств. Эти княжества сказочно богаты. Их богатства дороже бриллиантов, дороже жемчуга и злата. В кладовых хранятся слова – все слова Русского языка – от самых, самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались пословицы и поговорки, фразеологические обороты и крылатые слова – вся мудрость русского народа. Поэтому мы с уверенностью можем сказать: перед нами ГРОМАДА – русский язык!

Ребята, не жалейте времени на изучение языка, познание всех тонкостей использования слова в речи, на поиски в словарях незнакомого или необычного употребленного слова, если оно если оно встретиться при чтении произведения или в жизни. Помните: усилия Ваши не пропадут даром – они окупятся сторицей.

Так пусть же будет успешным ваш путь познания Слова.



5) Отзывы учащихся об уроке.

На сегодняшнем уроке я:

1. понял, что знаю очень мало;

2. остался доволен результатами своей работы;

3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников;

4. иной ответ.



6) Итог урока.

МИНИ-ТЕСТ «Из истории русского языка».

Комментарий к тесту.

  1. Тест предполагает выбор одного правильного варианта.

  2. Тест содержит 10 заданий, в которых правильный ответ оценивается
    10 баллами, общая трудоёмкость теста составляет 100 баллов.

  3. Тест содержит задания повышенного уровня сложности, так как рассчитан на познавательную активность тестируемых.

  4. Тест рассчитан на самостоятельную работу с различными источниками информации в течение некоторого количества времени, поэтому в него включены «поисковые» задания.

  5. Тестируемым, получившие от 80 до 100 балов, предлагается написать объёмом до 150 слов мини-эссе «Как сохранить богатство русского языка?»



  1. «Больше всего языком человек принадлежит своей нации… Язык – не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека...» Кто из наших земляков является автором данного высказывания?

  1. Н.М.Карамзин;

  2. И.А.Гончаров;

  3. С.Т.Аксаков;

  4. Н.М.Языков.

  1. В древнерусском языке слово шуица обозначало:

  1. «правая рука»;

  2. «левая рука»;

  3. «правая нога»;

  4. «левая нога».

  1. Буква Ф(ферт) заимствованная из алфавита:

  1. древнегреческого;

  2. древнерусского;

  3. древнеиндийского;

  4. древнеперсидского.

  1. Что объединяет слова время и веретено:

  1. значение;

  2. происхождение;

  3. образ;

  4. склонение.

  1. Слово тощий раньше имело значение:

  1. «худой»;

  2. «тонкий»;

  3. «пустой»;

  4. «узкий».

  1. Укажите синоним прилагательного в составе фразеологизма Фома неверный:

  1. неуверенный;

  2. неверующий;

  3. неверящий;

  4. незнающий.

  1. Определите значение выделенного слова в отрывке из стихотворения М.В.Ломоносова, написанного стилем ХIII века:

Мышь некогда, любя святыню,

Оставила прелестный мир,

Ушла в глубокую пустыню,

Засевшись вся в голландский сыр.

  1. «обольстительный»;

  2. «обманчивый»;

  3. «обаятельный»;

  4. «очаровательный».

  1. Укажите крылатое выражение, автором которого является
    А.С. Пушкин:

  1. «а ларчик просто открывался»;

  2. «и скучно и грустно, и некому руку подать»;

  3. «все флаги в гости будут к нам»;

  4. «подписано, так с плеч долой».

  1. Укажите русское по происхождению слово:

  1. магазин;

  2. сарафан;

  3. алфавит;

  4. съезд.

  1. Определите значение данного фразеологизма «ловить рыбу в мутной воде»:

  1. «извлекать выгоду из чьих-то затруднений»;

  1. «стараться бессмысленно что-то сделать»;

  1. «не видеть перед собой цели»;

  2. «плохо, без интереса работать».

Исследовательская волна.

Домашнее задание.

Групповые задания:

Некоторые лингвисты считают, что будущее за синтетическими языками. Поразмышляем об этом.

Что случилось с эсперанто?

Что такое глобиш?

Приживётся ли в общении рунглиш?

















Во время групповой работы учащиеся заполняют дневники самонаблюдения.

Дневник самонаблюдения.

Продолжите предложение:

  1. Наиболее интересным сегодня на занятии было то, что…

  2. Мне мешал(о)(и) в работе…

  3. Моя деятельность была недостаточно успешной, потому что…

  4. Моя работа была успешной, так как…

  5. В следующий раз во время групповой работы и обсуждения я…

  6. Сегодня на уроке полезнее было бы…

  7. Я оцениваю уровень продемонстрированных мною знаний как:

М – максимально высокий

В - высокий

Ср. – средний

Н.ср. – ниже среднего

Н - низкий

  1. Я считаю, что степень моего взаимодействия с группой была:

М - максимально высокой

В – высокой

Ср. – средней

Н.ср. – ниже среднего

Н. – низкой

Сдача дневников самонаблюдений и письменного отчёта группы по решению учебной проблемы супервайзеру. Супервайзер заполняет схему анализа, отмечая в нужной графе при помощи любого условного значка тип вопросов и правильность оформления ответов групп в речи.





Литература.

1. А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М.: Просвещение, 1995

2.Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987

3.Л.А. Введенская, Р. Я. Саакьян. Наш родной язык. М.: Просвещение, 1971

4. Л.П. Крысин. Жизнь слова. М.: Просвещение, 1980

5.Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. М.: Просвещение, 1986

6.Н.М. Шанский. Школьный фразеологический словарь русского языка. М. «ДРОФА»,2006



14


Просмотр содержимого презентации
«Перед Вами громада-русский язык»

Российская Федерация

Российская Федерация

Язык- важнейшее средство человеческого общения

Язык- важнейшее средство человеческого общения

Притчи Эзопа о языке .

Притчи Эзопа о языке .

Языком люди договариваются, рассуждают о мудрых  вещах,

Языком люди договариваются,

рассуждают о мудрых

вещах,

признаются в любви,  выражают свои эмоции,  устанавливают законы,

признаются в любви,

выражают свои эмоции,

устанавливают законы,

дарят людям радость.

дарят людям радость.

Дарят радость.  Нет ничего лучше языка!

Дарят радость.

Нет ничего лучше языка!

Языком люди обманывают друг друга, начинают споры,  раздоры, войну,

Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну,

уничтожают природу ,

уничтожают природу ,

Ничего нет хуже языка!

Ничего нет хуже языка!

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.  Л.Н.Толстой

Слово – дело великое. Великое потому, что словом

можно соединить людей, словом можно и разъединить

их, словом служить любви, словом же служить вражде и

ненависти.

Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

Л.Н.Толстой

Функции языка. Посмотрите на картинку. Попробуйте сами сформулировать, какие функции выполняет язык. Сверьтесь со следующим слайдом.

Функции языка.

Посмотрите на картинку.

Попробуйте сами сформулировать, какие функции выполняет язык.

Сверьтесь со следующим слайдом.

Функции русского языка: 1) коммуникативная   — использование языка для передачи информации; 2) конструктивная  — формирование мышления индивида и общества; 3) познавательная  — передача информации и её хранение; 4) побудительная — функция воздействия; 5) идеологическая — использование того или иного языка для выражения идеологических предпочтений; 6) металингвистическая – язык служит орудием объяснения и организации; 7) эстетическая  — сфера творчества и др.

Функции русского языка:

1) коммуникативная   — использование языка для передачи информации;

2) конструктивная  — формирование мышления индивида и общества;

3) познавательная  — передача информации и её хранение;

4) побудительная — функция воздействия;

5) идеологическая — использование того или иного языка для выражения идеологических предпочтений;

6) металингвистическая – язык служит орудием объяснения и организации;

7) эстетическая  — сфера творчества и др.

Высказывания великих людей  о русском языке.  С русским языком  можно творить чудеса!  /К.Г. Паустовский/

Высказывания великих людей о русском языке.

С русским языком

можно творить чудеса!

/К.Г. Паустовский/

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая…  

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…

Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая…

 

Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии.  Французский писатель П. Мериме (19 век)

Богатый, звучный, живой, отличающийся

гибкостью ударений и бесконечно

разнообразный в звукоподражаниях, способный

к передаче тончайших оттенков, русский язык

кажется нам созданным для поэзии.

Французский писатель П. Мериме

(19 век)

Не умея владеть топором,  и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и Красиво владеть им…

Не умея владеть топором,

и дерева не срубишь, а ведь

язык тоже инструмент, и

надобно учиться легко и

Красиво владеть им…

С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью.  В.И.Даль

С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью.

В.И.Даль

Расставьте недостающие знаки, вставьте буквы 1) Д…вишься драгоценности нашего языка: что н… звук, то и подарок: все зернисто, крупно как сам жемчуг и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. 2) В нем [в русском языке] все тона и оттенки все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он бе…пределен и может, живой, как жизнь обог…щаться еж…минутно.  (Н. Гоголь.)

Расставьте недостающие знаки, вставьте буквы

1) Д…вишься драгоценности нашего языка: что н… звук, то и подарок: все зернисто, крупно как сам жемчуг и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. 2) В нем [в русском языке] все тона и оттенки все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он бе…пределен и может, живой, как жизнь обог…щаться еж…минутно.

(Н. Гоголь.)

Подберите синонимы к слову дивишься. Найдите в школьном толковом словаре значение слова язык.  Определите, однозначное оно или многозначное. Приведите примеры фразеологизмов с данным словом. Найдите средства художественной выразительности в тексте.
  • Подберите синонимы к слову дивишься.
  • Найдите в школьном толковом словаре значение слова язык.

Определите, однозначное оно или многозначное. Приведите примеры фразеологизмов с данным словом.

  • Найдите средства художественной выразительности в тексте.
ДРЕВО ЯЗЫКОВ  Славянские ветви вырастают из мощного ствола — индоевропейской языковой семьи, в которую входят индийская (или индоарийская), иранская, греческая, италийская, романская, кельтская, германская, балтийская группы языков, армянский, албанский и другие языки.  Из всех индоевропейских языков славянским наиболее близки балтийские языки: литовский, латышский и мертвый прусский язык, окончательно исчезнувший к первым десятилетиям XVIII века.  Распад индоевропейского языкового единства относят обычно к концу III — началу II тысячелетия до нашей эры. Видимо, тогда же проходили процессы, приведшие к возникновению праславянского языка, к его выделению из индоевропейского.

ДРЕВО ЯЗЫКОВ

Славянские ветви вырастают из мощного ствола — индоевропейской языковой семьи, в которую входят индийская (или индоарийская), иранская, греческая, италийская, романская, кельтская, германская, балтийская группы языков, армянский, албанский и другие языки.

Из всех индоевропейских языков славянским наиболее близки балтийские языки: литовский, латышский и мертвый прусский язык, окончательно исчезнувший к первым десятилетиям XVIII века.

Распад индоевропейского языкового единства относят обычно к концу III — началу II тысячелетия до нашей эры. Видимо, тогда же проходили процессы, приведшие к возникновению праславянского языка, к его выделению из индоевропейского.

Русский язык

Русский язык

  • по числу говорящих на нём  занимает 5 место после китайского, английского, хинди и испанского.
  • среди славянских языков русский  — самый распространенный
  • русский, белорусский и украинский языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит в  славянскую группу индоевропейской семьи .
  • Праславянский язык  — это язык-предок всех славянских языков. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. Однако его можно восстановить путем сравнения славянских языков между собой, а также с помощью их сравнения с другими родственными индоевропейскими языками. Иногда для обозначения праславянского используется термин общеславянский.
Общий источник — праславянский язык — роднит все славянские языки, наделяя их множеством сходных признаков, значений, звучаний… Сознание славянского языкового и этнического единства нашло отражение уже в древнем самоназвании всех славян — словене (*s1оvěnе).  Это сознание сохранялось и в эпоху образования древних славянских государств и народов. В «Повести временных лет», древнерусском летописном своде начала XII века, говорится: «А словеньскый язык и рускый одно есть…». Слово язык употреблено здесь не только в древнем значении «народ», но и в значении «речь».

Общий источник — праславянский язык — роднит

все славянские языки, наделяя их множеством

сходных признаков, значений, звучаний… Сознание

славянского языкового и этнического единства

нашло отражение уже в древнем самоназвании

всех славян — словене (*s1оvěnе).

Это сознание сохранялось и в эпоху образования

древних славянских государств и народов. В «Повести временных лет», древнерусском

летописном своде начала XII века, говорится:

«А словеньскый язык и рускый одно есть…». Слово

язык употреблено здесь не только в древнем

значении «народ», но и в значении «речь».

Славянские языки принято делить на  3 группы: восточнославянская русский, украинский, белорусский  западнославянская п ольский , серболужицкие языки , чешский, словацкий и мертвый полабский язык, полностью исчезнувший к концу XVIII века  южнославянская  болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский

Славянские языки принято делить на  3 группы:

восточнославянская

русский, украинский, белорусский

западнославянская

п ольский , серболужицкие языки , чешский, словацкий и мертвый полабский язык, полностью исчезнувший к концу XVIII века

южнославянская

болгарский, македонский, сербскохорватский, словенский

Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык.  В его истории можно выделить две основные эпохи: дописьменную ( от распада праславянского языка до конца X в.) и  письменную .  Распад древнерусского языка привел к возникновению русского (или великорусского ) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV веке.

Предком современных русского, украинского,

белорусского языков был древнерусский

(или восточнославянский) язык.

В его истории можно выделить две основные

эпохи: дописьменную ( от распада праславянского

языка до конца X в.) и  письменную .

Распад древнерусского языка привел

к возникновению русского (или

великорусского ) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV веке.

Загадки языка Узелковое письмо Пиктограммы Иероглифы Клинопись

Загадки языка

Узелковое письмо

Пиктограммы

Иероглифы

Клинопись

Русский язык – язык международного общения

Русский язык – язык международного общения

  • Официальный статус : Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Республика Абхазия (частично признана), Южная Осетия (частично признана), Молдавия, Румыния, Норвегия (Шпицберген), США (штат Нью-Йорк), Украина (Республика Крым).
  • Международные организации : ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ, ИКАО, СНГ, ЕВРАЗЭС, БРИКС и др.
А. Н. Толстой писал в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) — русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».

А. Н. Толстой писал в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) — русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».

Современными международными языками считаются (в порядке убывания общего количества владеющих языком):  Английский - до 1 340 миллионов Французский  - до 470 миллионов Испанский - до 350 миллионов Русский -  до 320 миллионов Арабский  - до 280 миллионов Португальский - до 206 миллионов Немецкий -до 200 миллионов
  • Современными международными языками считаются (в порядке убывания общего количества владеющих языком):

  • Английский - до 1 340 миллионов
  • Французский - до 470 миллионов
  • Испанский - до 350 миллионов
  • Русский - до 320 миллионов
  • Арабский - до 280 миллионов
  • Португальский - до 206 миллионов
  • Немецкий -до 200 миллионов

Официальные языки ООН.

Официальные языки ООН.

  • Английский, французский, русский, арабский, испанский являются официальными языками ООН[1]. Официальным языком ООН также является китайский язык, который пока не является общепризнанным международным языком.
… Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!  И.С.Тургенев

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев

Плэйкаст «Подарок Русскому языку». Плэйкаст (от английских слов play – играть; broad Cast – широковещание) – это файл, созданный на основе трёх основных компонентов (музыки, текста, картинки), предназначенный для того, чтобы сделать оригинальный подарок. Русский язык Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык! (Н. А. Заболоцкий)

Плэйкаст «Подарок Русскому языку».

Плэйкаст (от английских слов play – играть; broad Cast – широковещание) – это файл, созданный на основе трёх основных компонентов (музыки, текста, картинки), предназначенный для того, чтобы сделать оригинальный подарок.

Русский язык

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык!

(Н. А. Заболоцкий)

Ничего не слышу!

Ничего не слышу!

Ничего не вижу!

Ничего не вижу!

Ничего никому не скажу!

Ничего никому не скажу!

Рефлексия  На сегодняшнем уроке я: 1. понял, что знаю очень мало; 2. остался доволен результатами своей работы; 3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников; 4. иной ответ.

Рефлексия

На сегодняшнем уроке я:

1. понял, что знаю очень мало;

2. остался доволен результатами своей работы;

3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников;

4. иной ответ.

Домашнее задание. Групповые задания: Некоторые лингвисты считают, что будущее за синтетическими языками. Поразмышляем об этом.  Что случилось с эсперанто?  Что такое глобиш?  Приживётся ли в общении рунглиш? Индивидуальные задания: мини - тест «Из истории русского языка».

Домашнее задание.

Групповые задания:

Некоторые лингвисты считают, что будущее за синтетическими языками. Поразмышляем об этом.

Что случилось с эсперанто?

Что такое глобиш?

Приживётся ли в общении рунглиш?

Индивидуальные задания:

мини - тест «Из истории русского языка».

Литература   1. http://lib.rus.ec/a/3043 2. h ttp://zhurnal.lib.ru/g/genin_w_b/rolxjazyka-1.shtml 3. http://images.yandex. ru

Литература

1. http://lib.rus.ec/a/3043

2. h ttp://zhurnal.lib.ru/g/genin_w_b/rolxjazyka-1.shtml

3. http://images.yandex. ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Перед вами громада - Русский язык" (Н.В. Гоголь)

Автор: Каштанкина Светлана Николаевна

Дата: 21.06.2014

Номер свидетельства: 107563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока-пректа "С русским языком можно творить чудеса!" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-priekta-s-russkim-iazykom-mozhno-tvorit-chudiesa"
    ["file_id"] => string(6) "221369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435231223"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-opyta-raboty-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441744443"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" для 5 класса. "
    ["seo_title"] => string(52) "intielliektual-naia-ighra-briein-ringh-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "127563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415341755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства