Цель: развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес к урокам русского языка и литературы.
На доске плакаты:
- Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн
- Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его: Н.В.Гоголь
- Русский язык создан русским народом, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: А.Н. Толстой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" для 5 класса. »
Сценарий игры «Брейн-ринг»
5 классы
Цель: развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес к урокам русского языка и литературы.
На доске плакаты:
- Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн
- Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его: Н.В.Гоголь
- Русский язык создан русским народом, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: А.Н. Толстой
1. Заранее подготовленные чтецы декламируют стихи.
Чтец 1:
Выучи русский язык. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре,- Выучи русский язык!
Чтец 2:
Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познание кручи- Выучи русский язык!
Чтец 3:
Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый рудник Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык! (С.Абдулла, узбекский поэт.)
2. Девиз нашей игры: Выучи русский язык, и ты откроешь перед собой весь мир! Недаром о русском языке написано столько хороших, задушевных строк, стихотворений. Послушаем отрывок стихотворения о Русском языке поэта Семена Петровича Данилова:
Я ко всем наукам ключ имею! Я со всей вселенною знаком! Потому что я владею Русским всеохватным языком!
3. Правила игры. Названия команд.
- всего 10 туров
- название команды соберите из букв (буквы на отдельных листочках)
а) В каком слове отрицание нет слышится сто раз? (Стонет)
б) Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
2 команда
а) Что у цапли впереди, а у зайца сзади? (Буква Ц)
в) В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два)
3 команда
а) Что общего у дня и ночи? (Ь на конце)
б) Есть ли ноги у газет (Есть, когда их держат вверх ногами»)
4 команда
а) В каком слове сорок гласных? (Сорока)
б) В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона)
5 команда
а) Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы)
б) В какой поговорке сосны мешают выйти на дорогу? (Заблудился в трех соснах)
2 конкурс Грамотеев. Исправьте ошибки в стихотворении.
Дядя, прашу тебя, помоги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет моей ноги
В этай пративной школи.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель поставил «два»,
А сам сказал, что мою работу
Даже несмок прачитать.
Попроси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне «пять».
3 конкурс «Змейка». Представителю от каждой команды предлагается за две минуты на доске записать в таком порядке слова, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь)
Слова: язык, буква, звук, слово, морфема.
4 конкурс «Красна речь пословицей»
- Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская:Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребенок. (Тише едешь, дальше будешь)
Финская:Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет)
- Кроссворд «Пословица»
Задание. Отыскать непрерывную ломаную линию, которая прошла бы через все буквы, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной из них, никуда не заходя дважды и притом так, чтобы, следуя за этой линией, можно было бы прочитать пословицу.
З
А
Д
Я
Н
Д
Н
М
У
В
С
И
О
О
Я
З
А
Ь
Н
О
Г
А
Ц
Й
Ш
Е
П
О
М
О
Г
И
А
М
Й
И
П
О
Н
Е
Ш
Ь
(За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь)
5 конкурс «Раз словечко, два словечка»
Заполнить клеточки буквами так, чтобы получились имена существительные.
Передать значение фразеологического оборота и пословиц с помощью жестов. Команда соперников называет фразеологизм, но не раскрывает его значение.
Команда 1 Делать из мухи слона.
Команда 2 На воре шапка горит.
Команда 3 Писать как курица лапой.
Команда 4 Купить кота в мешке.
Команда 5 Денег куры не клюют.
7 конкурс «Как умеем, сочиняем»
Каждой команде дается начало стихотворений. Необходимо придумать еще две строчки, чтобы получилось смешное четверостишие.
Упало мыло в суп с лапшой.
В котле возник пузырь большой…
8 конкурс «Что за птица?»
Вычеркни буквы, что в этой таблице
Встретятся дважды, и выяснишь ты,
Кто на песочке оставил следы.
Длинное имя у маленькой птицы.
э ш б ф ю в х д ч ц е
б д л т э м р a я ш н
ж с е п о ц л г и у х
и в м з ж п к н ю ч а
(трясогузка)
9 конкурс «Демосфен и скороговорки»
Я прочел вчера про знаменитого древнегреческого оратора Демосфена. В книге говорилось, что Демосфен много лет упражнялся, чтоб стать искусным оратором. Он ходил ежедневно на берег моря, набирал в рот камешков, закрывал глаза, чтобы шум морского прибоя напоминал ему гул людской толпы, и так, воображая себя окружённым слушателями, произносил речи. Неужели это могло быть на самом деле? В действительности могло быть, конечно, и по – другому. Это ведь предание, а не исторический факт. Но, по-моему, чтобы научиться говорить четко и выразительно, вовсе нет надобности брать камешки в рот. Лучше поупражняться в произношении замечательных скороговорок, которые бытуют в народе. Вот мы сейчас и проверим: хорошая ли дикция у участников нашей игры. Просим от каждой команды подойти по 2 человека. Каждому предлагается прочитать правильно скороговорку.
1. Идет с козой косой козел.
2. Архип осип, Осип охрип.
3. Мамаша Ромаше дала сыворотку из–под простокваши.
4. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
5. Водовоз вез воду из водопровода.
6. Ткёт ткач ткани на платок Тане.
7. На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
9 конкурс «Кроссворды»
Шесть ОС
О
С
А
На этой осе в октябре позолота,
О
С
А
А эта растет на лугу у болота,
О
С
А
У этой на лапках зеленые иглы,
О
С
А
На этой опасно устраивать игры,
О
С
А
Эта оса на Луну улетает,
О
С
А
Эта на солнце худеет и тает.
Раз – Два – Три
Р
А
З
«Раз» состоит из слов,
Д
В
А
«Два» - небольшой засов,
Т
Р
И
«Три» - над рекой парит,
Р
А
З
«Раз» - рот раскрыв стоит,
Д
В
А
«Два» - на лугу растет
Т
Р
И
«Три» - ты берешь в поход
Пять ЛЬВОВ
Л
Е
В
Первый ЛЕВ – властитель домны,
Л
Е
В
А второй – цветочек скромный,
Л
Е
В
Третий ЛЕВ – царица в сказке,
Л
Е
В
ЛЕВ – источник новостей
Л
Е
В
Пятый – корм для лошадей
Шесть МАГОВ
М
А
Г
Этот МАГ – большая телега,
М
А
Г
Этот – конь быстроногого бега,
М
А
Г
Этот – придумали люди в Австралии,
М
А
Г
Этот – и рок, и частушки, и арии
М
А
Г
Этот – прекрасный восточный цветок,
М
А
Г
В этом – различных товаров поток.
Пять РАКОВ
Р
А
К
Этот РАК из сатина сшит,
Р
А
К
Этот РАК – на Луну спешит,
Р
А
К
Этот РАК укусил верстак,
Р
А
К
Этот в прошлом – слуга, бедняк,
Р
А
К
Этот РАК - вспорхнул на пень.
Шесть ОС: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька
Пять львов: сталевар, левкой, королева, телевизор, клевер
Шесть магов: колымага, мустанг, бумеранг, магнитофон, магнолия, универмаг
10 конкурс «Сочини сказку»
На уроках литературы мы посетим страну, которая называется «Страна сказок». В ней живут разные сказки: веселые и грустные, длинные и короткие. Жители этой страны разрешают посетить свою страну только тем, кто сам умеет сочинять сказки. А вы, ребята, умеете сочинять сказки? Придется попробовать. Конкурс называется «Сочини сказку». Командам предлагается начало сказки и ее конец. Каждый из участников называет одно или два предложения и передает ход следующему, пока сказка не завершится (для передачи хода используется небольшой мяч).
1 команда
Начало сказки
«И снится Кощею Бессметному сон…»
Конец сказки
«…И жили они вместе долго и счастливо»
2 команда
Начало сказки
«Рано утром Баба Яга отправилась в салон модных причесок…»
Конец сказки «…И жили они вместе долго и счастливо»
3 команда
Начало сказки
«Каждое утро царевна Несмеяна начинала с плача…»
Конец сказки «…И жили они вместе долго и счастливо»
4 команда
Начало сказки
«Однажды Колобок пошел в гости к Чебурашке….»
Конец сказки «Ребята, давайте жить дружно»
5 команда
Начало сказки
«Вася Двоечников потер найденный кувшин – и из него появился Джин…»
Конец сказки «Ребята, давайте хорошо учиться!»
Подведение итогов игры, награждение победителей.
Закончим нашу игру словами А.И.Герцена о русском языке:
"Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им"