I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – В XVII веке за 50 лет русские землепроходцы прошли всю Сибирь и достигли Тихого океана. – В XVIII веке организовывается несколько географических экспедиций по изучению России. – Сравните два факта. Какой вопрос у вас возникает? 1 1 2 1 Почему в это время было начато изучение территории России? – Какие у вас гипотезы? Как их проверить? 1 2 2 2. – Где и как проходил торговый путь «из варяг в греки»? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Вычитывать все уровни текстовой информации. |
II. Поиск решения. | 1. – Почему освоение Сибири играло такую важную роль в жизни страны? 1 2 1 4 2. – Сравните исследования землепроходцев в XVII веке и географических экспедиций в XVIII веке. 1 3 5 1 4 1 – Информацию занесите в таблицу и ответьте на вопрос урока. 4 5 3 Кто проводил исследование | Цель исследования | Достижения | | | | 3. – Используя текст на с. 29, определите, какие открытия были совершены в XVII–XIX веках в южных широтах? В чём их значение? 3 5 1 4 – Какие качества характера исследователей позволили достичь цели путешествий? 2 5 1 4 1 4. – Выполните задание 6 на с. 31. 1 3 5 1 1 5. – Напишите заявление начальнику экспедиции (на выбор: Петру Петровичу Семёнову, Николаю Михайловичу Пржевальскому). 4 5 2 3 4 1 Начальнику экспедиции _____ ФИО____Иванова Сергея, ученика 5 __ класса Заявление. Внимательно изучив отчёт о вашей экспедиции, нахожу необходимым сделать следующее заключение: … | 4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. 5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III. Самостоятельное применение знаний. | 1. – Ответьте на вопросы 1–3, с. 31. 5 2. – Выполните задание 4, с. 31. 5 1 | Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм поступки других людей. |
ΙV. Итог урока. | – Сделайте вывод по уроку. 3 Домашнее задание: §4, задание 5, с. 31 на выбор. – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? | ТОУУ |