Актуализация | (7 минут) Слайд 1 Слайд 2 | -Ребята перед вами облако слов, распределите слова по частям речи. Карточки с заданием у вас на столах. На работу 2 минуты. 1 группа. Выбрать из облака слов существительные и записать их. 2 группа. Выбрать из облака слов Причастия и записать их. 3 группа. Выбрать из облака слов Прилагательные и записать их. 4 группа. Выбрать из облака слов Деепричастия и записать их. - Время истекло, я прошу группы представить свою работу. - Для проверки правильности выполнения работы нам нужен эксперт. Кто выступит в данной роли? Сверка по эталону -Оцените свою работу в группах. - Выводы эксперта. -Ребята, какие знания вы использовали, чтобы определить, к какой части речи относятся слова. - То есть определение частеречной принадлежности слов у вас не вызвало затруднения. | Представители групп закрепляют на магниты листы с выполненным заданием. Эксперт сверяет по эталону Работа с листом самооценки - Все группы с предложенным заданием справились хорошо. Замечаний нет. - ОГЗ, морфологические признаки, в некоторых случаях мы опирались на яркие морфемные показатели. |
Постановка учебной задачи | (4 минуты) Слайд 3 | - Хорошо, определите, к какой части речи относится слово «больной». - Я вас правильно поняла, данное слово может быть и прилагательным, и существительным. - Определите проблему, с которой будем работать на уроке. -Оцените свою работу по определению проблемы урока | Версии учащихся - Данное слово является прилагательным, потому что отвечает на вопрос «какой?» и обозначает признак предмета. Больной ребенок - А может быт и существительным, потому что в предложении «Больной обратился к врачу» отвечает на вопрос «кто?» и обозначает лицо. - Как правильно определить часть речи слова, которое может относиться к разным частям речи? |
Планирование и организация деятельности по «открытию нового знания» | (15 минут) Слайд 5-8 Слайд 9 | - Составьте план действий по достижению цели. - План работы определен, начинает действовать. - Объявляю мозговой штурм. Работа в группах. Карточки с заданием у вас на столах. На работу 4 минуты. 1 группа. Запишите предложения. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Графически обозначьте ход своих действий. Составьте алгоритм определения частеречной принадлежности слов, которые могут относиться к разным частям речи. Дорогу осилит идущий. – Трудными каменистыми тропами пробирались путники, идущие на перевал. 2 группа. Запишите предложения. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Графически обозначьте ход своих действий. Составьте алгоритм определения частеречной принадлежности слов, которые могут относиться к разным частям речи. Присмотритесь к своим друзьям и знакомым. – Будьте вежливы со знакомыми и незнакомыми людьми. 3 группа. Запишите предложения. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Графически обозначьте ход своих действий. Составьте алгоритм определения частеречной принадлежности слов, которые могут относиться к разным частям речи. Раненого принесли в дом сельского учителя. – Раненный в левое плечо боец продолжал яростно атаковать. 4 группа. Запишите предложения. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Графически обозначьте ход своих действий. Составьте алгоритм определения частеречной принадлежности слов, которые могут относиться к разным частям речи. В нашем доме к обеду подают серебряные столовые ложки. – В школьной столовой всегда пахнет свежей выпечкой. - Время истекло, положили ручки. Внимательно слушаем выступление 1 группы. - Приглашаем представителей 2 группы - Выступает 3 группа - Завершает данную работу 4 группа. Попросим эксперта составить общий вывод по работе групп Оцените свою работу в группе - Ребята, что мы сделали и каково будет наше следующее действие по достижению цели урока. - Где можно взять теоретические сведения по интересующему нас вопросу? - Приступайте к поиску ответа на вопрос «Как определить частеречную принадлежность слов, которые могут относиться к разным частям речи» (§ 145). На работу 2 минуты - Прошу вас сделайте выводы по данному этапу работы. | 1. Анализ языкового материала. 2. Первичные выводы. 3. Работа с теоретическим материалом. 4. Коррекция первичных выводов. 5. Практика. Для работы нам были даны предложения (слайд на экране)…, мы определили, что выделенное слово … относится к …., потому что…, а во втором предложении выделенное слово … относится к …., потому что… Разработали следующий алгоритм определения частеречной принадлежности слов. 1. Рассматривать Слово только в предложении. 2. Задать вопрос к слову. 3 Определить, что обозначает слово, т.е. его ОГЗ. 4. Определить синтаксическую роль данного слова. - Мы проанализировали языковой материал и сделали свои выводы, как определить часть речи слов, которые могут относится к разным частям речи. А дальше мы должны обратиться к теоретическому материалу, сравнить наши выводы с теорией и, если необходимо, уточнить их. - Инернет- ресурсы, энциклопедии, учебник теории. Учащиеся читают § 145 - Наши выводы верны, коррекция не требуется. В Теории говорится, чтобы … стр.183 (зачитывает материал учебника) |
Первичное закрепление | (8 минут) Слайд 14-16 | Ребята, алгоритм действий по определению частеречной принадлежности составлен. Попробуем его в действии. Карточка с третьим заданием у вас на столах. На работу 4 мин. 1 группа. Упр. 288 (1). Внимательно прочитайте задание к упражнению. Запишите предложения. Графически обозначьте ход ваших действий по определению части речи. Выполняйте работу индивидуально, после завершения сверьте ваши выводы с итогами работы других членов группы. 2 группа. Упр. 288 (2). Внимательно прочитайте задание к упражнению. Запишите предложения. Графически обозначьте ход ваших действий по определению части речи. Выполняйте работу индивидуально, после завершения сверьте ваши выводы с итогами работы других членов группы. 3 группа. Упр. 288 (3). Внимательно прочитайте задание к упражнению. Запишите предложения. Графически обозначьте ход ваших действий по определению части речи. Выполняйте работу индивидуально, после завершения сверьте ваши выводы с итогами работы других членов группы. 4 группа. Упр. 288 (4). Внимательно прочитайте задание к упражнению. Запишите предложения. Графически обозначьте ход ваших действий по определению части речи. Выполняйте работу индивидуально, после завершения сверьте ваши выводы с итогами работы других членов группы. -Закончили работу. Не забывайте оценивать свою работу Приготовились к защите. | |