|   2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии       Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося   |    Орфографическая разминка  Пассивный, университет, шоссе, компьютер, исполин, наверное  -Какое значение имеет слово ИСПОЛИН?  -Какое из данных слов является вводным словом? К какой группе вводных слов оно относится?  - А теперь подчеркните первую букву в каждом слове. Что получилось?  - Наверное, имя этого поэта будет как-то связано с нашим уроком.  Друзья мои, прекрасен наш союз! (Слайд 1)  Эту строчку А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам. Сегодняшний наш урок я неслучайно начала именно этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока. Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина.       |    Один ученик работает у доски и записывает под диктовку учителя слова, объясняет орфограммы.      - Великан, богатырь  - Наверное; указывает на    неуверенность говорящего              - Пушкин.                                              Высказывают предположения   |    Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов    Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач    Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно  Коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи           |  
  |   3) Проблемное «открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)      Цель этапа: активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации, постановка цели, формулирование  (уточнение) темы урока   |    - Посмотрите внимательно фрагмент мультипликационного фильма (Слайд 2)  -Вы, наверное, догадались, из какой сказки взят этот фрагмент    - К кому обращается царица в сказке?  -. Как вы догадались?  -Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью? Кто догадался?  - Какова же тема нашего с вами урока?  - Запишите тему урока себе в тетрадь. Запись темы на доске  - Расскажи нам, обращенье…(Слайд 3)  - Так что же вы хотели бы узнать об обращении? Чему научиться?                                      - Первое открытие мы с вами уже сделали. Мы выяснили с вами, что обращение - это… Продолжите мою мысль, а я посмотрю, насколько вы внимательны на уроке.  - Вспомните сказку Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях. Как ещё царица обращалась к зеркальцу? (Слайд 5,6)  -Что вы заметили?          - А теперь давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Послушайте отрывки из сказки Пушкина. Понаблюдайте за интонацией. Читает отрывки:    Как царица отпрыгнет,  Да как ручку замахнет,  Да по зеркальцу как хлопнет,  Каблучком-то как притопнет!..  «Ах ты, мерзкое стекло!  Это врешь ты мне назло.  Как тягаться ей со мною?  Я в ней дурь-то успокою».  - Что вы заметили?              - Такая интонация называется звательной. Она является опознавательным признаком обращения.     - Потому как обращается человек к собеседнику, можно ли судить о собеседниках и о человеке? Как в обращениях проявляется характер царицы?  - Какой вывод можем с вами сделать?        - Какой частью речи выражено обращение в предложениях?   -Какой член предложения также выражается существительным в именительном падеже?   - Обращение и подлежащее как два брата – близнеца: выглядят одинаково. Но это разные явления языка. Их нельзя смешивать. Прочитайте предложения (Слайд 7) Чем является слово «гости» в 1 предложении?   -Почему? Что обозначает данное слово?          - Выделите грамматическую основу во 2 предложении. Какую функцию выполняет слово «гости» во 2 предложении?  - От сказуемого можно задать вопрос к подлежащему. Кто пристаёт к заставе?    - К обращению можно задать вопрос от сказуемого?   --Произносится слово «гости» с особой звательной интонацией. Какой же вывод мы можем сделать?      Учитель показывает, как графически обозначается обращение на письме.  - Найдите в данных предложениях слова, называющие того, к кому обращаются с речью. (Слайд 8)  -Где может находиться обращение в предложении?  - Как выделяется обращение на письме?                      - Если обращение произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак. А теперь посмотрите, как мы будем оформлять предложения с обращениями схематично. (Слайд 10) Обращение обозначаем буквой о, заглавной или прописной, в зависимости от того, где стоит обращение в предложении. Эту букву мы пишем внутри прямоугольника, так схематично изображается предложение.  - Теперь давайте обобщим всё сказанное, что же мы узнали об обращении? (Слайд 9)                                           |                - Сказка А.С.Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях  - К зеркальцу      Дают ответы          - Обращение      - Предложения с обращениями      Записывают тему урока              - Выяснить, что такое обращение;  - научиться находить обращение в предложении: - правильно расставлять знаки препинания при обращении;    - отличать его от подлежащего;    - выяснить, какое место занимает в предложении;  -научиться составлять схемы к предложениям с обращениями.              Обращение – это  слово, называющее того, к кому обращаются с речью. (Слайд 4)                  Дают ответы.  - Обращение может состоять не только из одного слова, но и из сочетания слов.              Слушают отрывки из сказки                                          - На слове – обращении голос повышается, а затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.                  Царица относится к зеркальцу то ласково, по – доброму, то зла на него, недовольна им.          - Обращением можно выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью    - Существительным в форме именительного падежа.          -Подлежащее                              - Подлежащим.  - Предмет речи, того, кто совершает действие, связано со сказуемым и входит в грамматическую основу.  -Вы ведёте.    Называет того, кого спрашивают, к кому обращаются с речью, не входит в грамматическую основу          -Гости.      -Нельзя.          -Обращение не является членом предложения, служит для привлечения внимания.              Читают предложения, находят обращения.          - Может занимать любое место в предложении  -Обычно запятой. Если обращение стоит в начале предложения, то после него ставится запятая.    – Если в конце – то перед ним.  – Если в середине, то с 2-х сторон выделяется запятыми.                  Знакомятся со схемами предложений с обращениями.                                  -Обращение - это слово или сочетание слов называет того, к кому обращаются с речью;  -может передавать отношение говорящего к тому, к кому обращаемся с речью;  -не является членом предложения, выделяется интонационно;  -может находиться в начале, в середине или в конце предложения и выделяется запятыми или восклицательным знаком.       |    Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений     |  
  |   4)Этап первичного закрепления        Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.       |    - А теперь откройте учебники и посмотрите, всё ли мы сказали об обращении, правильно ли сделали выводы    -Теперь давайте учиться применять полученные знания на практике.   Объяснительный диктант.  Записать предложения, найти обращения, объяснить постановку знаков препинания и составить схемы к предложениям.  Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.        Не губи меня, девица!    А как буду я царица,  Я пожалую тебя.      Не тужи, душа моя, это чудо знаю я.   |    Читают параграф 29 стр.136 – 137, коллективно сравнивают свой вариант с эталоном                  Записывают предложения, находят обращения, объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы к предложениям.   |    Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера  Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений           |  
  |   5) Этап самостоятельной работы        Цель этапа: поиск оптимального решения учебной задачи   |    - Мы добыли необходимые знания и теперь можем поработать самостоятельно. А работать вы будете в группах. После того как задание будет выполнено, решите, кто из команды будет представлять вашу работу.                   |    Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности)  Тексты заданий напечатаны на карточках  Задание для 1 группы.  Найти среди записанных предложений предложения с обращениями, объяснить постановку знаков препинания.  Пошёл Балда в ближайший лесок поймал двух зайков да в мешок.    Как ты смеешь мужик спорить со мною, со мною, дворянкой столбовою?    Князь пошел, забывши горе. «Что Соколко что с тобою? Ляг!" - и в комнату вошла. К красну солнцу наконец обратился молодец. Задание для 2 группы  Откуда взяты эти строки? Расставить знаки препинания, составить схемы к данным предложениям.    Смилуйся государыня рыбка  Разбранила меня моя старуха.  А народ – то над ним насмеялся: «Поделом тебе старый невежа! »  Задание для 3 группы.  Упр.300 (4,5 предложения), схематично объяснить постановку знаков препинания.     |    Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности: формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений  Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование  Личностные: оценивание усваиваемого содержания  Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля   |  
  |   6) Этап включения в систему знаний и повторения      Цель этапа: закрепить полученные знания на практике;  тренировать способность к самоконтролю и самооценке   |    -А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Предложения с обращениями»  1)Что такое обращение? Приведите пример.  2) Где может стоять обращение?  3) Как выделяется на письме?  4)Какую форму имеет обращение? (И. п.)  5) Является ли обращение членом предложения?  -Предлагаю поработать вам самостоятельно и проверить свои знания на практике.   Тест по теме «Предложения с обращениями» (задания напечатаны на карточках).  ПРИЛОЖЕНИЕ 1.      - Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, сверяясь с ключом. (Слайд 11)       |    Отвечают на вопросы.                                                          Выполняют тест.                      Работа в парах. Обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга, ставят оценку.       |    Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач  Коммуникативные: владение диалогической формой речи, формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений  Личностные: развитие «Я концепции»  Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка               |  
  |   7) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке      Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.       |    Друзья мои, прекрасен наш союз!    Еще раз звучат строки великого Пушкина  Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов?              -А теперь настало время оценить свою работу на уроке.    -Что вы узнали об обращении?   - На слайде записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял. (Слайд 12)   Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.   -Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?    Спасибо, ребята, за работу на уроке! Оценки за урок.     |                    -Предложение содержит обращение, а это тема нашего урока;    -урок был построен на материале сказок А.С.Пушкина;  - мы прекрасно, дружно работали          Отвечают на вопрос.                          ТЕЛЕГРАММА  Сегодня на уроке...      Отвечают на вопрос.   |    Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.  Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания   |