2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Орфографическая разминка Пассивный, университет, шоссе, компьютер, исполин, наверное -Какое значение имеет слово ИСПОЛИН? -Какое из данных слов является вводным словом? К какой группе вводных слов оно относится? - А теперь подчеркните первую букву в каждом слове. Что получилось? - Наверное, имя этого поэта будет как-то связано с нашим уроком. Друзья мои, прекрасен наш союз! (Слайд 1) Эту строчку А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам. Сегодняшний наш урок я неслучайно начала именно этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока. Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина. | Один ученик работает у доски и записывает под диктовку учителя слова, объясняет орфограммы. - Великан, богатырь - Наверное; указывает на неуверенность говорящего - Пушкин. Высказывают предположения | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно Коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи |
3) Проблемное «открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Цель этапа: активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации, постановка цели, формулирование (уточнение) темы урока | - Посмотрите внимательно фрагмент мультипликационного фильма (Слайд 2) -Вы, наверное, догадались, из какой сказки взят этот фрагмент - К кому обращается царица в сказке? -. Как вы догадались? -Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью? Кто догадался? - Какова же тема нашего с вами урока? - Запишите тему урока себе в тетрадь. Запись темы на доске - Расскажи нам, обращенье…(Слайд 3) - Так что же вы хотели бы узнать об обращении? Чему научиться? - Первое открытие мы с вами уже сделали. Мы выяснили с вами, что обращение - это… Продолжите мою мысль, а я посмотрю, насколько вы внимательны на уроке. - Вспомните сказку Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях. Как ещё царица обращалась к зеркальцу? (Слайд 5,6) -Что вы заметили? - А теперь давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Послушайте отрывки из сказки Пушкина. Понаблюдайте за интонацией. Читает отрывки: Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!.. «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою». - Что вы заметили? - Такая интонация называется звательной. Она является опознавательным признаком обращения. - Потому как обращается человек к собеседнику, можно ли судить о собеседниках и о человеке? Как в обращениях проявляется характер царицы? - Какой вывод можем с вами сделать? - Какой частью речи выражено обращение в предложениях? -Какой член предложения также выражается существительным в именительном падеже? - Обращение и подлежащее как два брата – близнеца: выглядят одинаково. Но это разные явления языка. Их нельзя смешивать. Прочитайте предложения (Слайд 7) Чем является слово «гости» в 1 предложении? -Почему? Что обозначает данное слово? - Выделите грамматическую основу во 2 предложении. Какую функцию выполняет слово «гости» во 2 предложении? - От сказуемого можно задать вопрос к подлежащему. Кто пристаёт к заставе? - К обращению можно задать вопрос от сказуемого? --Произносится слово «гости» с особой звательной интонацией. Какой же вывод мы можем сделать? Учитель показывает, как графически обозначается обращение на письме. - Найдите в данных предложениях слова, называющие того, к кому обращаются с речью. (Слайд 8) -Где может находиться обращение в предложении? - Как выделяется обращение на письме? - Если обращение произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак. А теперь посмотрите, как мы будем оформлять предложения с обращениями схематично. (Слайд 10) Обращение обозначаем буквой о, заглавной или прописной, в зависимости от того, где стоит обращение в предложении. Эту букву мы пишем внутри прямоугольника, так схематично изображается предложение. - Теперь давайте обобщим всё сказанное, что же мы узнали об обращении? (Слайд 9) | - Сказка А.С.Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях - К зеркальцу Дают ответы - Обращение - Предложения с обращениями Записывают тему урока - Выяснить, что такое обращение; - научиться находить обращение в предложении: - правильно расставлять знаки препинания при обращении; - отличать его от подлежащего; - выяснить, какое место занимает в предложении; -научиться составлять схемы к предложениям с обращениями. Обращение – это слово, называющее того, к кому обращаются с речью. (Слайд 4) Дают ответы. - Обращение может состоять не только из одного слова, но и из сочетания слов. Слушают отрывки из сказки - На слове – обращении голос повышается, а затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза. Царица относится к зеркальцу то ласково, по – доброму, то зла на него, недовольна им. - Обращением можно выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью - Существительным в форме именительного падежа. -Подлежащее - Подлежащим. - Предмет речи, того, кто совершает действие, связано со сказуемым и входит в грамматическую основу. -Вы ведёте. Называет того, кого спрашивают, к кому обращаются с речью, не входит в грамматическую основу -Гости. -Нельзя. -Обращение не является членом предложения, служит для привлечения внимания. Читают предложения, находят обращения. - Может занимать любое место в предложении -Обычно запятой. Если обращение стоит в начале предложения, то после него ставится запятая. – Если в конце – то перед ним. – Если в середине, то с 2-х сторон выделяется запятыми. Знакомятся со схемами предложений с обращениями. -Обращение - это слово или сочетание слов называет того, к кому обращаются с речью; -может передавать отношение говорящего к тому, к кому обращаемся с речью; -не является членом предложения, выделяется интонационно; -может находиться в начале, в середине или в конце предложения и выделяется запятыми или восклицательным знаком. | Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений |
4)Этап первичного закрепления Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. | - А теперь откройте учебники и посмотрите, всё ли мы сказали об обращении, правильно ли сделали выводы -Теперь давайте учиться применять полученные знания на практике. Объяснительный диктант. Записать предложения, найти обращения, объяснить постановку знаков препинания и составить схемы к предложениям. Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее. Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя. Не тужи, душа моя, это чудо знаю я. | Читают параграф 29 стр.136 – 137, коллективно сравнивают свой вариант с эталоном Записывают предложения, находят обращения, объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы к предложениям. | Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений |
5) Этап самостоятельной работы Цель этапа: поиск оптимального решения учебной задачи | - Мы добыли необходимые знания и теперь можем поработать самостоятельно. А работать вы будете в группах. После того как задание будет выполнено, решите, кто из команды будет представлять вашу работу. | Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности) Тексты заданий напечатаны на карточках Задание для 1 группы. Найти среди записанных предложений предложения с обращениями, объяснить постановку знаков препинания. Пошёл Балда в ближайший лесок поймал двух зайков да в мешок. Как ты смеешь мужик спорить со мною, со мною, дворянкой столбовою? Князь пошел, забывши горе. «Что Соколко что с тобою? Ляг!" - и в комнату вошла. К красну солнцу наконец обратился молодец. Задание для 2 группы Откуда взяты эти строки? Расставить знаки препинания, составить схемы к данным предложениям. Смилуйся государыня рыбка Разбранила меня моя старуха. А народ – то над ним насмеялся: «Поделом тебе старый невежа! » Задание для 3 группы. Упр.300 (4,5 предложения), схематично объяснить постановку знаков препинания. | Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности: формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля |
6) Этап включения в систему знаний и повторения Цель этапа: закрепить полученные знания на практике; тренировать способность к самоконтролю и самооценке | -А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Предложения с обращениями» 1)Что такое обращение? Приведите пример. 2) Где может стоять обращение? 3) Как выделяется на письме? 4)Какую форму имеет обращение? (И. п.) 5) Является ли обращение членом предложения? -Предлагаю поработать вам самостоятельно и проверить свои знания на практике. Тест по теме «Предложения с обращениями» (задания напечатаны на карточках). ПРИЛОЖЕНИЕ 1. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, сверяясь с ключом. (Слайд 11) | Отвечают на вопросы. Выполняют тест. Работа в парах. Обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга, ставят оценку. | Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач Коммуникативные: владение диалогической формой речи, формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Личностные: развитие «Я концепции» Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка |
7) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. | Друзья мои, прекрасен наш союз! Еще раз звучат строки великого Пушкина Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов? -А теперь настало время оценить свою работу на уроке. -Что вы узнали об обращении? - На слайде записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял. (Слайд 12) Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя. -Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие? Спасибо, ребята, за работу на уроке! Оценки за урок. | -Предложение содержит обращение, а это тема нашего урока; -урок был построен на материале сказок А.С.Пушкина; - мы прекрасно, дружно работали Отвечают на вопрос. ТЕЛЕГРАММА Сегодня на уроке... Отвечают на вопрос. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |