kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Предложения с обращениями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Предложения с обращениями"»

Технологическая карта урока


Предмет: русский язык

Класс: 5

Авторы УМК: Авторы УМК: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012

Тема урока: Предложения с обращениями

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Образовательная цель урока: познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Задачи урока:

  • находить обращение в предложении;

  • отличать обращение от подлежащего;

  • ставить знаки препинания в предложения с обращением;

  • выразительно читать предложения с обращением


Планируемые результаты

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; способность участво­вать в речевом общении, соблюдая нормы речевого эти­кета, слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы.



Регулятивные УУД

Искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы

Предметные умения: знать, что такое обращение, уметь находить обращения в тексте и речи, ставить знаки препинания при обращении

Основные понятия

Обращение

Формы обучения

Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемно - поисковый

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, учебник.






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент 

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!

- Ребята, а хотите научиться чему – то новому?

- Тогда вперёд!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку





- Да.


Личностные: мобилизация внимания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

Регулятивные: саморегуляция


1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность.  

- Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему, но сначала повторим то, что нам уже известно. Откройте тетради, запишите число, классная работа. А урок мы начнем с орфографической разминки.

Оформляют запись в своих тетрадях

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии


Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Орфографическая разминка

Пассивный, университет, шоссе, компьютер, исполин, наверное

-Какое значение имеет слово ИСПОЛИН?

-Какое из данных слов является вводным словом? К какой группе вводных слов оно относится?

- А теперь подчеркните первую букву в каждом слове. Что получилось?

- Наверное, имя этого поэта будет как-то связано с нашим уроком.

Друзья мои, прекрасен наш союз! (Слайд 1)

Эту строчку А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам. Сегодняшний наш урок я неслучайно начала именно этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока. Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина.


Один ученик работает у доски и записывает под диктовку учителя слова, объясняет орфограммы.


- Великан, богатырь

- Наверное; указывает на

неуверенность говорящего




- Пушкин.












Высказывают предположения

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно

Коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи



3) Проблемное «открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)


Цель этапа: активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации, постановка цели, формулирование

(уточнение) темы урока

- Посмотрите внимательно фрагмент мультипликационного фильма (Слайд 2)

-Вы, наверное, догадались, из какой сказки взят этот фрагмент

- К кому обращается царица в сказке?

-. Как вы догадались?

-Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью? Кто догадался?

- Какова же тема нашего с вами урока?

- Запишите тему урока себе в тетрадь. Запись темы на доске

- Расскажи нам, обращенье…(Слайд 3)

- Так что же вы хотели бы узнать об обращении? Чему научиться?










- Первое открытие мы с вами уже сделали. Мы выяснили с вами, что обращение - это… Продолжите мою мысль, а я посмотрю, насколько вы внимательны на уроке.

- Вспомните сказку Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях. Как ещё царица обращалась к зеркальцу? (Слайд 5,6)

-Что вы заметили?



- А теперь давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Послушайте отрывки из сказки Пушкина. Понаблюдайте за интонацией. Читает отрывки:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою».

- Что вы заметили?




- Такая интонация называется звательной. Она является опознавательным признаком обращения.

- Потому как обращается человек к собеседнику, можно ли судить о собеседниках и о человеке? Как в обращениях проявляется характер царицы?

- Какой вывод можем с вами сделать?

- Какой частью речи выражено обращение в предложениях?

-Какой член предложения также выражается существительным в именительном падеже?

- Обращение и подлежащее как два брата – близнеца: выглядят одинаково. Но это разные явления языка. Их нельзя смешивать. Прочитайте предложения (Слайд 7) Чем является слово «гости» в 1 предложении?

-Почему? Что обозначает данное слово?



- Выделите грамматическую основу во 2 предложении. Какую функцию выполняет слово «гости» во 2 предложении?

- От сказуемого можно задать вопрос к подлежащему. Кто пристаёт к заставе?

- К обращению можно задать вопрос от сказуемого?

--Произносится слово «гости» с особой звательной интонацией. Какой же вывод мы можем сделать?


Учитель показывает, как графически обозначается обращение на письме.

- Найдите в данных предложениях слова, называющие того, к кому обращаются с речью. (Слайд 8)

-Где может находиться обращение в предложении?

- Как выделяется обращение на письме?






- Если обращение произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак. А теперь посмотрите, как мы будем оформлять предложения с обращениями схематично. (Слайд 10) Обращение обозначаем буквой о, заглавной или прописной, в зависимости от того, где стоит обращение в предложении. Эту букву мы пишем внутри прямоугольника, так схематично изображается предложение.

- Теперь давайте обобщим всё сказанное, что же мы узнали об обращении? (Слайд 9)














- Сказка А.С.Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях

- К зеркальцу


Дают ответы



- Обращение


- Предложения с обращениями


Записывают тему урока




- Выяснить, что такое обращение;

- научиться находить обращение в предложении: - правильно расставлять знаки препинания при обращении;

- отличать его от подлежащего;

- выяснить, какое место занимает в предложении;

-научиться составлять схемы к предложениям с обращениями.




Обращение – это слово, называющее того, к кому обращаются с речью. (Слайд 4)





Дают ответы.

- Обращение может состоять не только из одного слова, но и из сочетания слов.




Слушают отрывки из сказки











- На слове – обращении голос повышается, а затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.





Царица относится к зеркальцу то ласково, по – доброму, то зла на него, недовольна им.



- Обращением можно выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью

- Существительным в форме именительного падежа.



-Подлежащее








- Подлежащим.

- Предмет речи, того, кто совершает действие, связано со сказуемым и входит в грамматическую основу.

-Вы ведёте.

Называет того, кого спрашивают, к кому обращаются с речью, не входит в грамматическую основу



-Гости.


-Нельзя.



-Обращение не является членом предложения, служит для привлечения внимания.




Читают предложения, находят обращения.



- Может занимать любое место в предложении

-Обычно запятой. Если обращение стоит в начале предложения, то после него ставится запятая.

– Если в конце – то перед ним.

– Если в середине, то с 2-х сторон выделяется запятыми.





Знакомятся со схемами предложений с обращениями.









-Обращение - это слово или сочетание слов называет того, к кому обращаются с речью;

-может передавать отношение говорящего к тому, к кому обращаемся с речью;

-не является членом предложения, выделяется интонационно;

-может находиться в начале, в середине или в конце предложения и выделяется запятыми или восклицательным знаком.


Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

4)Этап первичного закрепления


Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.


- А теперь откройте учебники и посмотрите, всё ли мы сказали об обращении, правильно ли сделали выводы

-Теперь давайте учиться применять полученные знания на практике.

Объяснительный диктант.

Записать предложения, найти обращения, объяснить постановку знаков препинания и составить схемы к предложениям.

Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.


Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя.


Не тужи, душа моя, это чудо знаю я.

Читают параграф 29 стр.136 – 137, коллективно сравнивают свой вариант с эталоном





Записывают предложения, находят обращения, объясняют постановку знаков препинания, составляют схемы к предложениям.

Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений



5) Этап самостоятельной работы


Цель этапа: поиск оптимального решения учебной задачи

- Мы добыли необходимые знания и теперь можем поработать самостоятельно. А работать вы будете в группах. После того как задание будет выполнено, решите, кто из команды будет представлять вашу работу.





Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности)

Тексты заданий напечатаны на карточках

Задание для 1 группы.

Найти среди записанных предложений предложения с обращениями, объяснить постановку знаков препинания.

Пошёл Балда в ближайший лесок поймал двух зайков да в мешок.

Как ты смеешь мужик спорить со мною, со мною, дворянкой столбовою?

Князь пошел, забывши горе. «Что Соколко что с тобою?
Ляг!" - и в комнату вошла. К красну солнцу наконец обратился молодец.
Задание для 2 группы

Откуда взяты эти строки? Расставить знаки препинания, составить схемы к данным предложениям.

Смилуйся государыня рыбка

Разбранила меня моя старуха.

А народ – то над ним насмеялся: «Поделом тебе старый невежа! »

Задание для 3 группы.

Упр.300 (4,5 предложения), схематично объяснить постановку знаков препинания.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности: формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществ­ляют функции самоконтро­ля

6) Этап включения в систему знаний и повторения


Цель этапа: закрепить полученные знания на практике; тренировать способность к самоконтролю и самооценке

-А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Предложения с обращениями»

1)Что такое обращение? Приведите пример.

2) Где может стоять обращение?

3) Как выделяется на письме?

4)Какую форму имеет обращение? (И. п.)

5) Является ли обращение членом предложения?

-Предлагаю поработать вам самостоятельно и проверить свои знания на практике.

Тест по теме «Предложения с обращениями» (задания напечатаны на карточках).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, сверяясь с ключом. (Слайд 11)


Отвечают на во­просы.















Выполняют тест.






Работа в парах. Обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга, ставят оценку.


Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач

Коммуникативные: владение диалогической формой речи, формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Личностные: развитие «Я концепции»

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка




7) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.


Друзья мои, прекрасен наш союз!

Еще раз звучат строки великого Пушкина

Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов?




-А теперь настало время оценить свою работу на уроке.

-Что вы узнали об обращении?

- На слайде записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял. (Слайд 12)

Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

-Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?

Спасибо, ребята, за работу на уроке! Оценки за урок.





-Предложение содержит обращение, а это тема нашего урока;

-урок был построен на материале сказок А.С.Пушкина;

- мы прекрасно, дружно работали



Отвечают на вопрос.







ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке...


Отвечают на вопрос.

Познавательные: приобре­тают умения мотивирован­но организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

8) Домашнее задание (слайды 12,13)

Учитель предлагает на выбор: выучить параграф 29 стр.136 – 137.

- Ребята, совсем скоро уже новогодние и Рождественские праздники. Предлагаю вам в качестве домашнего задания красиво оформить поздравительную открытку и составить текст поздравления, используя слова-обращения, или упр. 304 стр.138


Записывают домашнее задание


Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельно­сти.

Регулятивные: планируют необходимые действия.









Используемая литература

  1. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5класс»/ И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2009.

  2. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. –9 – е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012.

  3. Русский язык. 5класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой/ Авт. – сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2005.




















Приложение 1

Тест по теме «Предложения с обращениями»


  1. Укажите номера предложений с обращениями. (Знаки препинания не расставлены)

  1. «Добрый путь вам господа

По морю по окияну

К славному царю Салтану…»

  1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

  2. Балда приговаривает с укоризной: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной».

  3. Ветер по морю гуляет да кораблик подгоняет.

  1. Укажите предложение с пункционной ошибкой.

1) Князю лебедь отвечает:

- Вот что князь, тебя смущает?

2) Свет мой, зеркальце, скажи…

3)- А, здорово, мой отец, - молвит царь ему…

  1. Укажите предложение без ошибки

1) «Здравствуй красная девица, - говорит он, - будь царица…»

2) « Ты волна моя волна!

Ты гульлива и вольна…»

3) Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой…»

  1. В каком предложении нет обращения? (Знаки препинания не расставлены)

  1. Зачем ты Балда к нам залез?

  2. Воротись поклонися рыбке.

  3. Постой бабушка постой немножко!

  4. Что ты баба белены объелась?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Предложения с обращениями"

Автор: Требунская Ольга Яковлевна

Дата: 11.08.2016

Номер свидетельства: 339034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ» "
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi-urok-russkogo-iazyka-2-klass-tiema-uroka-poniatiie-o-glagolie-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "224925"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439292295"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "урок русского языка "Знаки препинания при обращениях""
    ["seo_title"] => string(55) "urokrusskoghoiazykaznakipriepinaniiapriobrashchieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "293377"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455466166"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Открытый урок по русскому языку на тему : "Обособленные определения и приложения" "
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-obosobliennyie-opriedielieniia-i-prilozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187636"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426533196"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русского языку на тему "Предложения с обращением" 3 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkogho_iazyku_na_tiemu_priedlozhieniia_s_obrashchieniiem_3"
    ["file_id"] => string(6) "365161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480711014"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот. Повторение и обобщение» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastnyi-oborot-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства