kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Синонимы и антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок может пополнить копилку учителя начальных классов.Используемые методы и формы работы позволили учащимся достичь цели урока. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Синонимы и антонимы"»

3 класс русский язык учитель. Краус Т.Г. 2015 г.



Тема урока

Синонимы и антонимы

Ссылка

Учебник «Русский язык» учебник для 3 класса; С.А. Никитина, Л.П. Якунина, Т.А. Кульгильдинова.

Цель урока.

Способствовать развитию умения распознавать в речи антонимы, синонимы,

Задачи

  1. обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;

  2. расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;

  3. развивать память;

  4. воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты

ученики будут знать, что такое синонимы;

смогут называть синонимы к различным словам;

смогут правильно употреблять синонимы в речи;

будут работать в пар и группах;

Критерии успешности: я буду знать о синонимах; смогу подобрать синонимы и антонимы к словам;

владеть способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;

слушать собеседника, оценивать свои достижения на уроке;

Ресурсы

Компьютер, проекторный экран, электронная презентация, раздаточный материал: карточки с заданиями, маркеры, стикеры.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Критерии оценивания



  1. I. Мотивационно – целевой этап


  1. Организационный момент.

- Ребята, я очень рада видеть вас.

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!


Дети друг другу улыбаются и садятся за парты


  1. Деление на группы

Деление на группы по выбору учителя .

Рассаживаются по группам

Придумывают название группы. Выбирают капитана.

Вспоминают правила работы в группе.




  1. II. Познавательно – закрепляющий этап


  1. Минутка чистописания.

- Сегодня на урок к нам пришёл человечек Пкчаг. Давайте с ним познакомимся. (Пкчаг – пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно)

Пиши

Красиво

Чисто

Аккуратно

Грамотно

- Вместе с человечком Пкчаг мы отправимся в путешествие

- Над письмом, каких букв и словом мы будем работать вы узнаете из загадки

Без рук, без ног по полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет. ветер

Запишите дату, классная работа.














Записывают число, классная работа.

Прописывают соединение букв Оо ветер


  1. Орфографическая работа.

Задание №1

Л...дка, ерш…, к…рабль, с…нтябрь, …ней, к…мпас, …птека.

- Какой раздел мы изучаем вы узнаете, когда прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (лексика).

Путешествовать мы будем по стране “Лексика”



Вставляют пропущенную букву. Объясняют правописание пропущенной буквы


самопроверка, сравнение своей работы с образцом на доске






Оценивание(выставляют балл)

  1. Определение темы урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся в путешествие по морю слов. Оно огромно. В нем множество островов. Но мы сможем попасть не на все острова. А на каких островах мы сегодня побываем, вам предстоит сейчас узнать. А чтобы это узнать, нам необходимо справится с первым заданием.

Задание №1

- «Допиши словечко»

Для того, чтобы добраться к первому острову необходимо пройти испытание.

У вас на столе лежит кроссворд, вам необходимо продолжить пословицу и вписать слова в клеточки, тем самым назвать тему нашего урока. Вопросы для команд одинаковы. Готовы? Работаем под девизом :

«Не спеши языком, а торопись делом»

Я зачитываю пословицы, а вы посовещавшись в команде, записываете ответ.


  1. Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)

  2. Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)

  3. Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)

  4. Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)

  5. Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)

  6. Нет друга - ищи, а нашёл - ::.. (БЕРЕГИ)

  7. Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)

  8. Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)

Команды, прочитайте слово, которое у вас получилось. (Синонимы. Антонимы)







- формулируют цели и задачи урока.












Работа в группах.

Каждая группа отвечает на вопрос.


Проверка по слайду.
























Формативное оценивание.

  1. Работа над темой урока.

Я даю 1 минуту командам, на то, что бы вы вспомнили всё, что знаете о синонимах, и об антонимах.

Итак, корабли готовы к путешествию? Тогда отправляемся в путь! Пожелаем друг другу удачи.

Задание №2

Остров «Синонимы»

1) Первая остановка у нас на острове “Синонимы”.

- Запишите слова парами, найдите лишнее слово.

ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ (Лишнее слово дым, так как огонь и пламя одно и тоже, только по-разному названы)

АЛФАВИТ АЗБУКА ЧИСТОПИСАНИЕ

ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК

- Будут ли эти слова синонимы? Почему?

(- Пары слов, которые вы оставили, и будут являться синонимами.)

- Какие слова называются синонимами? (Это слова с одинаковым значением, но разные по звучанию)



Задание №3

- Запишите слово ребёнок и подберите к нему синонимы.

(Проверку осуществить по словарю синонимов и дописать слова, которые дети не смогли подобрать: РЕБЁНОК – дитя, деточка, малыш, крошка, малютка, детёныш)

- Зачем необходимо умение подбирать синонимы? (Чтобы избежать повторов слов в речи)

- Проверка отредактированных текстов.

- Что вы теперь скажете? А почему? (Нет повторов, ребята заменили их синонимами)


Задание № 4 С.18 упр. 52

2) Интересные были слова,

Но в дорогу нам пора.

А что это за слова:

День – ночь, холод – жара.

Что вы заметили, друзья? (У этих слов противоположные значения)

- Такие слова называются антонимы. Итак, мы с вами прибыли на остров “Антонимы”.


- Какие антонимы здесь скрываются? (Маленький – большой, белый – чёрный, сильный – слабый, толстый - худой)


Задание № 5

Добрый, лживый, злой, прилежный, правдивый, гуманный, жестокий, грубый, вежливый, ленивый.

- Есть ли среди слов неизвестные вам слова?

- Запишите в 1 столбик слова, указывающие на то какими должны быть люди, во 2 столбик – какими не должны.

- Найди и соедини чертой антонимы.


На пути остров «Отдых».

Музыкальная физминутка «Чунга-чанга»



Задание №6

А теперь вам предстоит выполнить очень сложное задание. Подберите антонимы к пословицам и объясните, как вы понимаете пословицу:

. кормит, а лень портит.

Ученье ….., а неученье тьма.

Приятелей много, а ….-нет.

Готовим сани летом, а телегу …. .


- Итак, антонимы это слова … Помогите мне, подбери антонимы.. (Противоположные по значению)

ЛЁГКИЙ портфель (тяжёлый портфель)

ЛЁГКАЯ задача (трудная задача)


СВЕЖИЙ хлеб (чёрствый хлеб)

СВЕЖАЯ газета (старая газета)

Ребята совещаются в группах по истечении времени отвечают по очереди.





Проверка, сравнение своей работы с образцом на доске

Объяснение.














Работа в группах.

Проверка по слайду



Выполняют самостоятельно














Работа в группах на листах, собирают пары- антонимы






















Самостоятельная работа в группах, защита групп, объяснение пословиц







Устная работа











Выставление балла














Формативное оценивание






взаимопроверка

Выставление балла






























Оценивание группами «Большой пальчик»

  1. III. Рефлексивно – оценочный этап



Задание №7

Мы хорошо поработали, а теперь на Продолжаем путешествие. И вот остров «Гавань»

«Заполни таблицу»

слово

синоним

антоним

огромный



труд



радостная




Наше путешествие закончилось и мы подводим итоги.


- Мы сегодня на уроке говорили о словах, а точнее об их значении. А раздел русского языка, который изучает слова и их значения называется ЛЕКСИКА.

- Кому понравилось путешествие, которое мы совершили сегодня на уроке?

- Как вы считаете, всё ли сегодня узнали о лексике? (В стране Лексика ещё много и других островов, на которых вы обязательно побываете на других уроках русского языка

Если вам было интересно, то возьмите лодочки с красными парусами и прикрепите на море. Если вы испытывали трудности при выполнении заданий – то с жёлтыми парусами. Ну а если вам на уроке не понравилось, и вы не поняли тему – то с зелёными парусами.

- А что вам захотелось сделать после этого урока?

VI. Подведение итогов.

Урок заканчивать пора,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришел черед 
Сыграть в игру «
Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь
 …(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь
 …(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь
 …(пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты
 …(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты
 …(храбрец).
Теперь начало я скажу, -
Ты отвечай
 …(конец).






Работа в группах







Взаимооценка

IV. Домашнее задание.

  1. Выписать из толкового словаря 3 слова с лексическим значением и подобрать антоним или синоним.

  2. Записать 3 пары слов синонимов и 3 пары слов антонимов Подобрать пословицу, где встречаются антонимы.

  3. Записать 5 пословиц и поговорок, где встречаются антонимы и синонимы.

Дети записывают д/з




Приложение.



8

6

5

4

3

7

2







































1



2



8

7

6

5

4

3





































Маршрутный лист.









Задание №1. Вставить пропущенные буквы. Объяснить правописание орфограмм.

Л...дка, ерш…, к…рабль, с…нтябрь, …ней, комп…с, …птека.



Задание №2. Зачеркни лишнее слово. Объясни.

ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ

АЛФАВИТ АЗБУКА ЧИСТОПИСАНИЕ

ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК

Задание №3. Подберите к нему синонимы.

Ребёнок-





Задание №4. Работа по учебнику. С. 18 Упр. 32







Задание №5. Что означают эти слова? Какие качества указывают слова в 1 столбике? А во 2 столбике? Найди и соедини чертой антонимы.

добрый лживый,

прилежный злой

правдивый жестокий

гуманный грубый

вежливый ленивый

Задание №6. Вставить слова-антонимы или синонимы в пословицы.

---------- кормит, а лень портит.

Ученье --------, а неученье тьма.

Приятелей много, а -------------- -нет.

Готовим сани летом, а телегу ------------- .

Задание №7. Заполни таблицу

слово

синоним

антоним

огромный



труд



радостная












Всего баллов

Поставь себе оценку




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Синонимы и антонимы"

Автор: Краус Татьяна Григорьевна

Дата: 31.05.2016

Номер свидетельства: 331808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку русского языка  по теме: «Антонимы, синонимы, омонимы»"
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-sinonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "253561"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447607834"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок русского языка по теме "Слова - антонимы" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "136408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417101673"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока русского языка на тему: "Слова-Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slova-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "172765"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423852834"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "113045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409075816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства