kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в 10 класс по теме « Имя существительное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

А сейчас поиграем. Класс делится на 2 команды. Каждый правильный ответ записывается и оценивается. Два члена жюри будут подсчитывать баллы, определят победителя соревнования.

Обе команды должны пройти несколько этапов с препятствиями. Каждая готовая команда поднимает флажок для ответа на вопрос. Кто из команд наберет больше баллов, тот становится победителем.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 10 класс по теме « Имя существительное»»

Открытый урок в 10 класс по теме « Имя существительное»

Цели урока:

1.Повторить изученный материал об имени существительном, развивать практические умения и навыки морфологического разбора имени существительного;

2.Развивать творческие способности, интеллект;

3.Воспитывать интерес к русскому языку и русской литературе.

Вид урока: урок – соревнование

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  флажки, оценочный лист, значки, слайды, учебник тесты.

Ход урока

1.Орг. Момент.

Всё начинается со школьного звонка:

Дороги звезд и тайны океанов.

И наш лучший друг сегодня – русский язык.

2.Составление схемы.

Давайте подберем к слову, язык слова, объясняющие его значение. Что же такое язык!

Речь Диалог

Общения Разговор

Мы будем говорить о языке в течение всего урока.

3.Фронтальный вопрос.

В качестве дом.задания вам было предложено повторить всё, что вы знаете об имени существительном.

  1. Что такое имя существительное? ( Это часть речи)

  2. Дайте определение этой части речи ( Обозначает предмет. Отвечает на вопросы Кто? Что?)

3. Как изменяются имена существительные. ( по числам и падежам)

А по родам изменяется? ( да)

5. Назовите падежи (И.п, Р.п, Д.п, В.п, Т.п, П.п.)

6.Каким членом предложения м.б. имя существительное? ( Чаще всегоподлежащим и дополнением)

4.Знакомство с правилами игры.

А сейчас поиграем. Класс делится на 2 команды. Каждый правильный ответ записывается и оценивается. Два члена жюри будут подсчитывать баллы, определят победителя соревнования.

Обе команды должны пройти несколько этапов с препятствиями. Каждая готовая команда поднимает флажок для ответа на вопрос. Кто из команд наберет больше баллов, тот становится победителем.

Распределительное списывание.

Напишите в три столбика по родам следующие слова ( корова, мешок, село, пятница, волк, море, ночь, стул, пол, небо, полено, люстра)

М.рЖ.рСр.р

Мешок, корова,село .Волк, пятница ,море. Стул, ночь,небо. Пол, люстра, полено.

Ответы дают 1 – 2 участника из каждой команды. Жюри оценивает ответы и проставляет баллы в оценочный лист.

Из каждой команды вызываю по два ученика. Называют два слова ( небо, снег)

  • Придумать по 2 прилагательных.

  • Придумать три глагола.

  • Придумать предложение

Небо. Снег.

Голубое, безоблачное сияет, белый, густой, пушистый, идёт

хмурится, светится голубое падает, ложится. Белый снег

небо сияет лазурным блеском. Пушистый, падает, ложится.

5.Комментированное списывание.

Задание – 1

Подберите антонимы к следующим словам:

Вечер – Дядя –

Осень – счастье – 

Север защита – 

Пол –  грусть – 

Добро – успех – 

Задание – 2

Распределите в две колонки одушевленные и неодушевленные существительные.

(сосна, снег, человек, книга, бабушка, тетрадь, небо, журнал, парта, озеро, мама, лошадь, сказка, автобус, спортсмен, ворона, поле, лес.)

Задание – 3

Распределите в 2 колонки собственные и нарицательные существительные

(Астана, Река, Город, Китай, Казахстан, Рассказ, Марина, Степь, Сулейменов)

Хорошо, молодцы вы прекрасно справились с этим заданием.

6.Работа по карточкам

Задание команде №1

1.Определите падеж подчеркнутых существительных.

И всей душой, которую не жаль.

Такая радость на душе струится.

2.Имена существительные поставьте в нужном падеже.

Надежды, скрытые в ( душа)

Когда (душа) не трогает беда.

В (душа) огонь – и воля, и любовь!

Задание команде 2:

1.Определите падеж выделенных существительных.

Душой овладевает светлая печаль

Не помнит он, что было прежде,

И не боится черных туч.

Идет себе в простой одежде

С душою светлою, как луч!

2.Имена существительное поставьте в нужном падеже.

И льется в (душа) свет с небес.

Будто солнце в (душа) зажглось!

Я чист (душа)!

А теперь к доске выходит по 1 ученику кто хорошо разбирается в падежах, и мы с ними играем в игру « снежный ком»

Нужно просклонять следующие слова.

1.Команда 2. команда

Дружба – достык Лес – орман

И.п дружба , лес

Р.п дружбы леса

Д.п дружбе лесу

В.п дружбу лес

Т.п дружбой лесом

П. п о дружбе о лесе

А с остальными мы играем в загадки. Переводим на (каз.яз.называем род и склонение.

1. В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу. ( Дневник, күнделік, м.р. 2скл)

2. Пока на полочке лежит молчит мой верный друг, а если посмотреть в него заговорит он вдруг. ( книга кітап? ж.р. 1 скл)

3.Белый а не снег сладкий, а не мёд. ( сахар, шекер, м.р. 2 скл.)

4.Жидкое, как вода, белое как снег, Всё дети любят.( молоко – сутср.р. 2 скл.)

5. То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка, можешь и нарисовать, называются я (тетрадь, дәптер,ж.р. 3скл.)

6.Скатерть бела весь свет одела( снег – кар м.р. 1 скл)

7. Я антоним к слову « лето»

В шубу снежную одета.

И люблю мороз сама

Потому что я …(зима – кысж.р. 2 скл.)

Давайте теперь проверим как вы знаете морфологический слов.

1 команда 2 команда

1 луч – сущ. Обозн. Предмет 1 зима сущ. Обозн. предмет

Н.ф. луч н.ф зима

2 пост. Признаки 2 пост признак

А.Нарицнариц

В.Неодушнеодуш

М.рж.р.

2 скл. 1скл

Непост. Признаки Непост. Признаки

А.И.п а. и.п

Ь.Ед.ч b. ед.ч

луч зима

А теперь давайте проведем работу с тестами.

Тестовые вопросы по теме « Имя существительное»

Имя существительное – это

А) Часть речи

В) часть предложения

Б) слова

2.Имя существительное обозначает…

А) признак предмета

В) предмет

Б) действие предмета

3.Укажите одушевленное существительное

А) сказка

В) корова

Б) ручка



4.Укажите существительное женского рода

А) мир

В) окно

Б) родина

5.Укажите существительное мужского рода

А) дорога

В) учебник

Б) слова

6.Укажите существительное 1 склонения

А) дружба

В) море

Б) дождь

7.Укажите существительное множественного числа

А) книги

В) путешествие

Б) слова

8.Укажите имя существительное.

А) умный

В) искать

Б) дорога

9.Укажите собственное существительное.

А) Б(б) алкон

В) А(а) лматы

Б) З(з) айчик



10.Укажите существительное 2 склонения

А) луч В) Мышь Б) рожь

Я называю правильные ответы. Жюри подчитывает баллы. Определяет команду победителя. Комментирование оценок. Оценки в журнал. Сегодня вы потрудились неплохо. Всем спасибо за урок.

Д/з. повторить тему « имя существительное».

















































редварительный просмотр:











Линейка  открытия  Недели  русского  языка.

Ученик 1.

Щедрое народное наследство –

Я люблю красивый наш язык,

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2.

Жизнь идет, словарь опережая.

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском выражая,

Я у предков многому учусь.

Ученик 3.

Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Ученик 4.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Ученик 5.

Наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик.

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык!

Ведущий 1.

 Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке! Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Ведущий 2.

Сегодня  мы  объявляем  открытие в  начальной  школе недели  русского  языка.

Два ученика разыгрывают сценку "Поговорили...".

Встретила я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделась!

– Как живешь?

– Нормально.

– А с учебой как?

– Нормально.

– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?

– Нормально.

– Хорошо, значит?

– Ну я же говорю – нормально.

– Странно ты говоришь...

– Почему? Нормально.

– Ты считаешь – нормально?

– Нормально.

– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

Ведущий 1.

К  сожалению,  таких  «нормальных»  людей  в  последнее  время  становится  всё  больше.

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!

Появляется  фея.

– Добрый день и добрый час!

Я – сказочная  фея.

Я из сказок к вам пришла,

 Дорогу я сама нашла!

А о том, что будет дальше,

Я скажу немного позже.

Знаю только каждый час

Полон сказочных чудес.

В кабинетах, в вашей школе

Чудес будет и поболе!

Ведущий 2.      А что у тебя в руках, фея?

Фея:   Ларец волшебный, а в нём лежат разные слова, правила русского языка, интересные вопросы и захватывающие приключения.

Ведущий 1.     А можно мы заглянем в твой ларец?

СЛОВАРЬ

Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.

(Философ-просветитель Вольтер)

Ведущий 2.

 Самые интересные чудаки, живущие на свете, – собиратели. Чего только не собирают люди: марки, цветы, открытки, фантики. А есть такие, которые собирают слова.

Разыгрывается сценка.

Ведущий 1. Давным-давно, когда еще не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня.

Сидят няня и Володя. Няня рассказывает сказку «Колобок».

Пошла  бабка,  по  коробу  помела,  по  сусеку  поскребла,  наскребла  горсть  муки,  замесила  тесто  на  сметане  и  испекла  колобок.

Володя. А что такое короб?

Няня. Сундук или лубяной ящик, где хранили муку.

Володя. А сусек?

Няня. Ящик для ссыпания зерна.

Володя. Колобок – это что?

Няня. Небольшой круглый хлебец.

Ведущий 2. Володю очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронес через всю жизнь. Владимир Иванович Даль стал собирать слова. Он много ездил по стране и везде записывал слова, давал им толкование. А когда у него подросли внуки, он решил «подарить» им, да и нам с вами, «Толковый словарь живого великорусского языка».

Это четыре тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов.

ПОСЛОВИЦЫ

Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!

Подходи и бери полной горстью каждый.кому дорого родное слово,

бери и украшай свою речь.

(А.С.Пушкин)

Ведущий 1. Многие пословицы и поговорки вошли в нашу речь еще в ХVII веке. Знаете ли вы их? Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их:

 Век живи – ... (век учись).

 Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).

 Слово – серебро, а молчание – ... (золото).

 Делу время – ... (потехе час).

 Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).

Игра «Вопрос – ответ»

У кого глаза велики? (У страха.)

Чем горю не поможешь? (Слезами.)

Кого по осени считают? (Цыплят.)

Что красит человека? (Скромность.)

Чем не кормят соловья? (Баснями.)

В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)

Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)

Что надо беречь смолоду? (Честь.)

ГРАМОТА

Быть грамотным стремись и впросак не попадись!

(Русская пословица)

Ведущий 2. А теперь отправимся в третий класс. Посмотрите сценку.

Разыгрывается сценка «Синицы возвратились».

– Где вы были? Далеко ли?

– Мы  в  Кондинской  были школе.

Заглянули в третий класс.

(Тут они вздохнули обе.)

– Там Смирнов отстал в учебе,

И, представьте, из-за нас!

«Скачет шустрая сенница» –

Написал он на доске,

И за это единица

У Смирнова в дневнике.

Он расстроился, бедняжка,

Слезы брызнули из глаз.

Да и нам, конечно, тяжко,

Что неверно пишут нас.

Рассказали нам синицы:

– В коридоре что творится!

Стайкой скачут ученицы,

Мчатся мальчики гурьбой,

Все кричат наперебой.

Мы охотно скачем сами

Вверх и вниз, туда-сюда,

Но такими голосами

Не кричим мы никогда.

Тут вздохнули две синицы

И вспорхнули со страницы.

Ведущий 2. Почему расстроились синицы?

ЧИСТОПИСАНИЕ

Ведущий 1.       Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

 Инсценирование стихотворения В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею

– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –

Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.

– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Фея:   А  сейчас  капитаны  команд  получите  задания,  которые  вы  будете  выполнять  в  Неделю  русского  языка.

Я  желаю  вам  удачи!

Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом.

Исполняется песня  ,,Буквы  и  слова”.

















































Открытый урок по русскому языку




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Открытый урок в 10 класс по теме « Имя существительное»

Автор: Кожабергенова Жузум Сагатбековна

Дата: 13.01.2017

Номер свидетельства: 378903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "презентация к открытому уроку по теме "Имя существительное" в 10 классе"
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiiakotkrytomuurokupotiemieimiasushchiestvitielnoiev10klassie"
    ["file_id"] => string(6) "313111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459434112"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Открытый урок на тему "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(49) "otkrytyi-urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "143928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418624028"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Разработка открытого урока  на тему "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "202504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429266374"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Открытый урок по теме: «Имя прилагательное. Роль прилагательного в предложении»."
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyiurokpotiemieimiaprilaghatielnoierolprilaghatielnoghovpriedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "303028"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457378807"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Открытый урок по теме: «Имя прилагательное. Роль прилагательного в предложении»."
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyiurokpotiemieimiaprilaghatielnoierolprilaghatielnoghovpriedlozhienii1"
    ["file_id"] => string(6) "303029"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457378814"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства