Открытый урок в 10 класс по теме « Имя существительное»
Открытый урок в 10 класс по теме « Имя существительное»
А сейчас поиграем. Класс делится на 2 команды. Каждый правильный ответ записывается и оценивается. Два члена жюри будут подсчитывать баллы, определят победителя соревнования.
Обе команды должны пройти несколько этапов с препятствиями. Каждая готовая команда поднимает флажок для ответа на вопрос. Кто из команд наберет больше баллов, тот становится победителем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
6.Каким членом предложения м.б. имя существительное? ( Чаще всегоподлежащим и дополнением)
4.Знакомство с правилами игры.
А сейчас поиграем. Класс делится на 2 команды. Каждый правильный ответ записывается и оценивается. Два члена жюри будут подсчитывать баллы, определят победителя соревнования.
Обе команды должны пройти несколько этапов с препятствиями. Каждая готовая команда поднимает флажок для ответа на вопрос. Кто из команд наберет больше баллов, тот становится победителем.
Распределительное списывание.
Напишите в три столбика по родам следующие слова ( корова, мешок, село, пятница, волк, море, ночь, стул, пол, небо, полено, люстра)
Я называю правильные ответы. Жюри подчитывает баллы. Определяет команду победителя. Комментирование оценок. Оценки в журнал. Сегодня вы потрудились неплохо. Всем спасибо за урок.
Д/з. повторить тему « имя существительное».
редварительный просмотр:
Линейка открытия Недели русского языка.
Ученик 1.
Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик 4.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ученик 5.
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Ведущий 1.
Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке! Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Ведущий 2.
Сегодня мы объявляем открытие в начальной школе недели русского языка.
Два ученика разыгрывают сценку "Поговорили...".
Встретила я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделась!
– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
Ведущий 1.
К сожалению, таких «нормальных» людей в последнее время становится всё больше.
Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!
Появляется фея.
– Добрый день и добрый час!
Я – сказочная фея.
Я из сказок к вам пришла,
Дорогу я сама нашла!
А о том, что будет дальше,
Я скажу немного позже.
Знаю только каждый час
Полон сказочных чудес.
В кабинетах, в вашей школе
Чудес будет и поболе!
Ведущий 2. А что у тебя в руках, фея?
Фея: Ларец волшебный, а в нём лежат разные слова, правила русского языка, интересные вопросы и захватывающие приключения.
Ведущий 1. А можно мы заглянем в твой ларец?
СЛОВАРЬ
Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.
(Философ-просветитель Вольтер)
Ведущий 2.
Самые интересные чудаки, живущие на свете, – собиратели. Чего только не собирают люди: марки, цветы, открытки, фантики. А есть такие, которые собирают слова.
Разыгрывается сценка.
Ведущий 1. Давным-давно, когда еще не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня.
Сидят няня и Володя. Няня рассказывает сказку «Колобок».
Пошла бабка, по коробу помела, по сусеку поскребла, наскребла горсть муки, замесила тесто на сметане и испекла колобок.
Володя. А что такое короб?
Няня. Сундук или лубяной ящик, где хранили муку.
Володя. А сусек?
Няня. Ящик для ссыпания зерна.
Володя. Колобок – это что?
Няня. Небольшой круглый хлебец.
Ведущий 2. Володю очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронес через всю жизнь. Владимир Иванович Даль стал собирать слова. Он много ездил по стране и везде записывал слова, давал им толкование. А когда у него подросли внуки, он решил «подарить» им, да и нам с вами, «Толковый словарь живого великорусского языка».
Это четыре тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов.
ПОСЛОВИЦЫ
Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!
Подходи и бери полной горстью каждый.кому дорого родное слово,
бери и украшай свою речь.
(А.С.Пушкин)
Ведущий 1. Многие пословицы и поговорки вошли в нашу речь еще в ХVII веке. Знаете ли вы их? Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их:
Век живи – ... (век учись).
Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).
Слово – серебро, а молчание – ... (золото).
Делу время – ... (потехе час).
Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).
Игра «Вопрос – ответ»
У кого глаза велики? (У страха.)
Чем горю не поможешь? (Слезами.)
Кого по осени считают? (Цыплят.)
Что красит человека? (Скромность.)
Чем не кормят соловья? (Баснями.)
В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)
Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)
Что надо беречь смолоду? (Честь.)
ГРАМОТА
Быть грамотным стремись и впросак не попадись!
(Русская пословица)
Ведущий 2. А теперь отправимся в третий класс. Посмотрите сценку.
Разыгрывается сценка «Синицы возвратились».
– Где вы были? Далеко ли?
– Мы в Кондинской были школе.
Заглянули в третий класс.
(Тут они вздохнули обе.)
– Там Смирнов отстал в учебе,
И, представьте, из-за нас!
«Скачет шустрая сенница» –
Написал он на доске,
И за это единица
У Смирнова в дневнике.
Он расстроился, бедняжка,
Слезы брызнули из глаз.
Да и нам, конечно, тяжко,
Что неверно пишут нас.
Рассказали нам синицы:
– В коридоре что творится!
Стайкой скачут ученицы,
Мчатся мальчики гурьбой,
Все кричат наперебой.
Мы охотно скачем сами
Вверх и вниз, туда-сюда,
Но такими голосами
Не кричим мы никогда.
Тут вздохнули две синицы
И вспорхнули со страницы.
Ведущий 2. Почему расстроились синицы?
ЧИСТОПИСАНИЕ
Ведущий 1. Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.
Инсценирование стихотворения В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.
Фея: А сейчас капитаны команд получите задания, которые вы будете выполнять в Неделю русского языка.